Мы строим дом
Поиск по сайту

Уединенный храм (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) в Коломенском-Дьяково. Храм усекновения главы иоанна предтечи в коломенском Церковь усечения главы иоанна предтечи в коломенском


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове - один из самых ярких памятников Ярославской архитектуры. Она была построена еще в XVII веке и сегодня считается самым красивым храмом города. Церковь находится под защитой ЮНЕСКО и включена в список культурных памятников федерального значения. Кроме самого храма, в ансамбль входят колокольня и Святые ворота.

Вконтакте

Одноклассники

Храм Иоанна Предтечи стоит на правом берегу Которосли. Благодаря своим размерам и потрясающему внешнему убранству, он является самым заметным строением Ярославля. Именно по этой причине церковь была изображена на 1000-рублевой купюре, посвященной Ярославлю. Кроме храма, на этой банкноте можно увидеть и другие местные достопримечательности: памятник Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, а также часовню Минина и Пожарского.

Еще одна особенность церкви в том, что она является «мирским строением». А это значит, что она была построена не за счет церковных средств, а по инициативе и исключительно на средства местных жителей.

Строительство храма

Храм был построен в 1687 году в Толчковской слободе. Название самой слободы образовалось из-за деятельности ее жителей - кожевников. Дело в том, что для выделки кожи они использовали танин, добываемый из ивовой коры. Для его получения кору нужно было растолочь, откуда и возникло название поселения. К слову, благодаря Толчковской слободе, Ярославль в XVII столетии стал крупнейшим в России производителем кожаных изделий.

Первое письменное упоминание о церкви в Толчкове датировано 1644 годом. Это была грамота, которую Ростовский митрополит Иона Сысоевич выдал местным жителям. В ней он давал свое благословение на возведение и освящение храма с приделом в честь Казанских святителей.

Церковь в слободе стояла и раньше, однако это был деревянный и холодный (неотапливаемый) храм. Но кожевники планировали обзавестись каменной теплой церковью, а потому написали митрополиту соответствующее прошение.

К несчастью, в 1659 году деревянная церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе внезапно сгорела. На первое время прихожане построили вместо нее маленький деревянный храм в честь

Однако, жителям слободы хотелось большего. Во-первых, существующая церковь уже не вмещала в себя всех прихожан. А во-вторых, кожевники уже давно мечтали построить самый грандиозный и прекрасный храм в Ярославле.

Средства на новую церковь собирали не только в самой Толчковской слободе, но и далеко за ее пределами. Местный дьякон даже ездил за пожертвованиями в Казань, где ему подарили роскошные Царские врата для придела Казанских святителей.

Если же заглянуть в книгу пожертвований, то можно увидеть, как тысячи людей из абсолютно разных слоев общества принимали участие в строительстве храма. Среди даров встречаются:

  • деньги,
  • слитки серебра,
  • кружева,
  • дома,
  • огороды,
  • торговые лавки,
  • заводы.

Более того, жители слободы активно участвовали в самом строительстве и как умели помогали зодчим.

Работы заняли почти 16 лет и завершились лишь в 1687 году. Спустя три года к церкви пристроили колокольню и теплый храм в честь Вознесения Господня. Еще через пять лет новая церковь была расписана лучшими ярославскими изографами и стала настоящим шедевром церковной архитектуры. Однако, этот храм также является и своеобразным памятником жителям Толчковской слободы, которые вложили в него и средства, и душу.

Дальнейшая история храма

До революции о церкви непрерывно заботились и сами прихожане, и власти Ярославля. В 1830 году были обновлены и отреставрированы фрески, а в 1855 году заново позолочен . Кирпичные полы, которые с годами истерлись, заменили на более прочные чугунные.

В 1894 году Ярославль посетил министр Витте. Он осмотрел церковь, восхитился ее красотой, однако заметил, что она нуждается в капитальном ремонте. По его распоряжению с 1903 по 1906 год проводилась масштабная реставрация храма, после чего он снова стал выгладеть великолепно.

При церкви Иоанна Предтечи в Толчкове регулярно проводились праздничные крестные ходы , которые собирали десятки тысяч человек. Ежегодно 24 июня в храм торжественно приносили Толгскую икону Божией Матери, совершая ход по всей закоторосльной стороне города. На это мероприятия собиралась значительная часть жителей Ярославля. Когда же началась Первая мировая война, в церкви ежедневно служили панихиды по павшим воинам.

После революции церковь еще какое-то время действовала, но в 1929 году ее закрыли, а здание передали местному музею. В 1936 году храм оказался на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих». Его руководство, недолго думая, стало использовать церковь в качестве склада химических веществ . После вмешательства Главнауки храм удалось снова вернуть музею. В 1950 году была снесена теплая Вознесенская церковь.

В наше время храм принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.

Архитектура

Церковь Иоанна Предтечи выполнена по канонам ярославской школы зодчества. Это четерехстолпный храм кубической формы, увенчанный пятью главами на световых барабанах. С трех сторон он окружен одноэтажной обходной галереей, подняться на которую можно по высоким крыльцам на столбах.

С востока к церкви примыкают два симметричных придела. Самое интересное, что зодчие сделали приделы одинаковыми по высоте с основным храмом и каждый из них украсили пятью куполами. Из-за этого церковь Иоанна Предтечи стала единственным древним храмом с 15 главами. Это противоречит традициям православной архитектуры, по которым куполов может быть строго определенное количество:

  • 1 — символизирует единого Бога;
  • 3 — Святую Троицу;
  • 5 — Христа и четырех евангелистов;
  • 13 — Спасителя и его апостолов;
  • 33 — возраст Христа.

Другая особенность церкви - пышный декор фасадов. Они от души украшены фигурным кирпичом и керамической плиткой (изразцами), из-за чего стены храма похожи на роскошный восточный ковер. И это не так уж далеко от истины: в XVI веке ярославские купцы подсмотрели такой декор у самаркандских мечетей и начали строить в подобном стиле православные храмы.

Весь церковный ансамбль выстроен из красного кирпича . Примечательно, что специально для возведения этого храма в Ярославле открыли сразу два кирпичных завода.

На рубеже XVII-XVIII столетия к церкви пристроили 6-ярусную колокольню. Она спроектирована в стиле московского барокко и имеет высоту 45 метров. При этом каждый ярус колокольни находится вровень с ярусами церкви, из-за чего храм и колокольня очень гармонично смотрятся рядом. Кстати, они долгое время были самыми высокими зданиями в Ярославле.

В 1950-е годы колокольня церкви Иоанна Предтечи внезапно начала крениться, да так, что ее вершина отклонилась почти на один метр. Были срочно проведены работы по укреплению самой колокольни и прилегающего грунта, благодаря чему падение удалось предотвратить.

Кроме церкви и колокольни, в ансамбль входят барочные Святые ворота и ограда. К сожалению, ограду частично разобрали во время строительства завода.

Внутреннее убранство

Церковь выглядит живописно не только снаружи, но и внутри. Роспись стен была выполнена в 1695 году артелью из 13 лучших ярославских художников, которыми руководил известный изограф Федор Игнатьев. Фрески расположены в 9 ярусов и насчитывают почти 500 сюжетов на тему Евангелия и Жития Святых. Это делает храм Иоанна Предтечи настоящим рекордсменом по количеству росписи. Другая особенность фресок - заметное влияние мирского искусства, нехарактерное для XVII века.

Иконостас храма сегодня находится в фондах Ярославского музея. Когда-то он состоял из 6 ярусов и собирался ряд за рядом в течение 15 лет. Он отличался очень изящной барочной резьбой по дереву, которую также выполнили ярославские мастера.

Еще одна храмовая святыня - Царские врата в приделе Казанских святителей. Их уже готовыми привезли из Казани во время строительства церкви.

Но главным достоянием церкви когда-то были ее иконы. Их пожертвовали храму жители Толчковской слободы и Ярославля, а потому многие образы оказались старше самой церкви. Самой известной из них была храмовая Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая почиталась как чудотворная. Ее оклад украшали рубины, жемчуга и другие драгоценные камни. А из прочих образов почиталась очень необычная икона «Символ веры».

Храм сегодня

Церковь очень долго находилась в плачевном состоянии. Несмотря на то, что храм принадлежал музею-заповеднику, а его изображение даже попало на банкноты, само здание нуждалось в основательном ремонте. Вдобавок ко всему, неизвестные вандалы сорвали и разбили все изразцы, до которых смогли дотянуться.

Негативно сказывалось на состоянии храма и соседство с лакокрасочным заводом. Однажды ЮНЕСКО даже устроило скандал, из-за того, что в храме хранились мешки с химикатами.

Однако сегодня Ярославский музей активно занимается реставрацией церкви . Службы не ведутся, однако храм Иоанна Предтечи в Толчкове уже открыт для посетителей. Он расположен по адресу: 2-ая Закоторосльная набережная, строение 69. Попасть внутрь можно с 10 до 17 часов ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Храм Усекновения Иоанна Предтечи в Толчкове







Пожалуй, самый таинственный московский храм.


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Фото 1980-х гг.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, несмотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий. На протяжении почти всего существования нашей науки храм пользовался неизменным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что он занимает особое место в сложившейся еще в первых работах по истории московского зодчества концепции одной из линий развития архитектуры 16 в., приведшей к созданию собора Покрова на Рву.


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Литография. 1860-е гг.


Вид храма с юга. Фото нач.20 века.


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Реконструкция М.П.Кудрявцева на сер.16 в.

Необычность церкви не только в её фундаментальности и уникальной композиции. Совершенно не типичное декоративное оформление в виде башенок-бочонков, опоясывающих центральный барабан.


Фрагменты первоначальной росписи на купольном своде центрального столпа. Фото 1960-х гг.
Фрагменты первоначальной росписи были расчищены в 1962 г. - изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное красным цветом. Значение его до сих пор не раскрыто. Ещё одна из загадок.


Звонница. Фото 1980-х гг.

В детстве я там бывал несколько раз. Храм был открыт и полностью загажен.
Перед Олимпиадой храм закрыли, но при этом уничтожили кладбище, окружавшее храм. Уничтожили известковые надгробия 17 - 19 вв. Ручей, протекавший неподалёку, забрали в трубу. И, наконец, полностью снесли село Дьяково.
Облагородили территорию, так сказать...
В то же время была снесена и уникальная деревня Жужа, находившаяся рядом. Деревянные дома, многие из которых находились на охране, были уничтожены. Хозяева принудительно переселены в многоквартирные дома. Задним числом спохватились, что делать этого было нельзя, но...
Мне иногда просто не понять, что руководит подобными "деятельными" уродами. Порой приходит в голову сталинский Уголовный кодекс - ст.58-7 УК РСФСР (вредительство)... вплоть до высшей меры социальной защиты... Применяли только её, увы, не к тем к кому бы надо...


Вид храма с запада. 1990 г.


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.