Мы строим дом
Поиск по сайту

Сущность и специфика морали. структура и функции морали. Функции и структура морали Субъектная специфика морали

Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Функции морали

    Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

    Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

    Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

    Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

    Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

    Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

    Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

  • 1. Основные концепции происхождения морали

Вопрос о происхождении морали является сложной этико-философской проблемой. В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. Религиозный подход . Источником морали, моральных идеалов и принципов является Абсолют. Бог оказывается той необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий абсолютный характер. Божественное происхождение морали объясняется и тем, что люди в силу своей слабости не могут самостоятельно обуздать свои страсти и желания и поэтому обращаются к Богу. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам. Вместе с тем, утверждается, что человек создан по образу и подобию Божьему, значит и в нем есть абсолютное начало и склонность следовать моральным нормам. Первоначально они были выражены в Божественных заповедях, которые по-разному формулируются религиозными конфессиями, но их смысл остается общечеловеческим и неизменным: «веровать в одного Бога», «почитать отца своего и мать свою», «не прелюбодействовать», «не красть», «не произносить ложного свидетельства». Божественное происхождение нравственных норм подчеркивает, что человек не может следовать морали без веры в Бога.

    Натуралистический подход . Источником морали является или природа в целом, или природа человека в отдельности. Однако найти критерии морали в природе без помощи разума невозможно, так как человеку в естественном состоянии присущи как добродетели, так и пороки. Разум позволяет определить меру того, что ведет человека к добру и к злу. В Новое время представления о природе человека расходятся. Так. Т. Гоббс видит в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж.-Ж. Руссо, напротив, считал, что именно в человеческой природе заключается залог нравственного поведения. К чему стремится человек по своей природе? 1. к удовольствиям – гедонизм; 2. к счастью – эвдемонизм; 3. к пользе – утилитаризм.

    Эволюционный подход . Появился после создания Ч. Дарвиным теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора, происходит становление человека, обладающего биологически и нравственно полезными свойствами. Он передает свои навыки другим поколениям. Дарвин объяснял происхождение морали из чувств общительности, которые существуют уже у низших животных. Инстинкт общительности – чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе себе подобных индивидов испытываемые сочувствие и симпатия к ним. Сочувствие – чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. Из проведенных исследований над животными, стало очевидным, что они способны сочувствовать не только в беде, но и в радости. Отсюда формируется представление о существовании у животных взаимопомощи как основы морали. Стыд – чувство, свидетельствующее о наших прошлых поступках, воспоминание о которых заставляет нас испытывать чувство неудовольствия. Совесть является результатом борьбы, в которой личный инстинкт, подчас, уступает общественному инстинкту. Особая роль в рамках эволюционной концепции происхождения морали отводилась альтруизму, то есть, самоотверженному поведению, направленному на благополучие других людей. Альтруизм является одной из загадок эволюции. Вероятно, он играл важную роль в эволюции homo sapiens, возможно, обеспечив ему успех в конкурентной борьбе. Хотя альтруизм обнаружен во многих животных сообществах, создавалось впечатление, что это определенная эволюционная стратегия вида homo sapiens. Р. Триверс, американский исследователь, полагал, что взаимный альтруизм наших предков является адаптивной стратегией: степень альтруизма возрастает с увеличением степени родства. У людей есть врожденная способность отличать индивидов, генетически им близких. Многие человеческие качества: любовь, дружба, доверие, вина – все, что мы относим к сфере морали, изначально связаны с альтруизмом.

    Социально-исторический подход . Источник морали – отношения между людьми в обществе. Мораль – продукт исторического развития. Она призвана регулировать общественные отношения и поведение людей в процессе их коллективной жизнедеятельности в условиях постоянного усложнения общественной жизни. (К. Маркс, Ф. Энгельс, А.А. Гусейнов, Р. Апресян и др.) Таким образом, в вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.

В предыдущем вопросе мы определили мораль как форму общественного сознания, но явления относящиеся к нравственным очень разнородны: одни из них относятся к сознанию, другие к реалиям жизни, третьи – к отношениям между людьми. Структура морали многоярусна и многопланова. Нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а, с другой, – практические действия. Соединение слова и дела составляют суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми.

Таким образом, структура морали имеет три основных элемента:

1) моральное сознание;

2) нравственную деятельность;

3) нравственные отношения

Моральное сознание – форма сознания, отражающая социальное бытие людей. Оно фиксирует исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности. В моральных представлениях объективная общественная необходимость, потребности и интересы выражаются в особой форме – в виде идеи о должном (о том, что нечто должно или не должно существовать). Поступки должны совершаться постольку, поскольку они представляют собой благо, добро, предпочтительны перед всеми другими возможными вариантами поступков.

Из сказанного следует, что нравственное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства и ценности. Нравственное сознание является формой оценочного сознания.

Нравственное сознание имеет свою ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними раскрывается возможность свободного выбора . Вместе с тем оно способно изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или иного общества.

Моральное сознание имеет два уровня:

1. обыденный (чувства, переживания, настроения, привычки, традиции);

2. теоретический (понятия, категории).

В этике выделяют две группы категорий :

1) структурные характеризуют мораль с точки зрения взаимосвязи ее компонентов: норма, принцип, мотив, оценка, идеал, убеждение и др.;

2) сущностные характеризуют качественную определенность морали.

· ценностные (например, добро и зло );

· императивные (например, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, обязанность, требование );

· экзистенциальные (например, справедливость, счастье, смысл жизни, дружба, любовь, удовольствие ).

Нравственная деятельность – это деятельность, в которой выделяется нравственная сторона всех видов побуждений и специфических нравственных мотивов: желание совершить добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы.



Основной единицей моральной деятельности выступает поступок. Под моральнойдеятельностью в этике понимают только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям. Поступок – это то, что разворачивается и в сфере сознания (намерения, мотивы, стимулы, средства, решение, цель, а затеет и самооценка), и в объективной действительности (действие или бездействие, которое тоже может оказаться нравственным актом).

Нравственные отношения – особый вид общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их нравственной деятельности. По содержанию нравственные отношения определяются как обязанности. Например, общественные обязанности (трудовые, патриотические, интернациональные), профессиональные, брачно-семейные. Но какой бы не была конкретная сфера обязанностей человека, в любом случае он находится в нравственных отношениях к обществу в целом и к самому себе как к члену данного общества.

По форме нравственные отношения определяются как требования , с помощью которых регулируется отношение человека к конкретной ситуации. Требование может быть выражено в виде единичного предписания конкретному человеку совершать определенные поступки в определенной ситуации или оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (нравственные нормы).

Обязательным элементом формы нравственного отношения является санкция (лат. - непреложный закон) – поддерживает обязательность внутреннего и внешнего императива. Это подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей, а также общественных явлений.

Моральная санкция не предполагает материального воздействия на человека, она связана с духовными стимулами: поощрением и наказанием, одобрением и осуждением. Так как мораль не институциональна, то для применения санкции не нужны особые полномочия: всякий моральный субъект имеет право оценивать поступки окружающих его людей и свои собственные. То, что в сознании выглядит как оценка, в отношениях может становиться санкцией. Идеальная, по своей природе, она имеет власть над людьми, во многом определяя их поведение.

Итак, указанные структурные компоненты морали (нравственное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения) в действительности тесно взаимосвязаны, то есть мораль всегда есть одновременно и деятельность, и сознание, и отношения, что не противоречит осуществлению их раздельного теоретического исследования.

Лекция по теме: Сущность, структура и функции морали


Понятие и функции морали

Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Мораль - это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или классом к человеку в его повседневной жизни.

Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегулирование личности и само регуляция социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. И пусть они не носят непосредственно практического значения, они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом ежедневно, и только когда ценности нашей жизни постигает кризис, вновь и вновь задаемся вопросом: зачем живем? Таким образом, задача морали - придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу;

в) познавательная. В морали есть знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в ценностях. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех или иных, которые отвечают его потребностям и интересам;

г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения основ этики в привычку.

Но нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями, т.е. учит его поступать как должно, сохраняя при этом свою автономию.

Структура морали

В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными элементами являются система ценностей и ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения, а также нравственные идеалы. В качестве элементов теоретического уровня нравственного сознания в его структуру входит исторически сложившаяся система категорий морали (категории носят конкретно исторический характер - зло не всегда зло). Это категории добра и связанные с ними категории смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Рассмотрим эти элементы.

Моральные нормы - это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей, воплощающаяся - с теми или иными вариациями - и в сознании индивидуальном. В моральных нормах, как регуляторах общественной жизни, особенно отчетливо выступает их особое свойство - повелительность (императивность). В нормах аккумулируется в виде повеления полезный социально-исторический опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность норм и принципов обычно определяется как моральный кодекс.

Ценностная ориентация. Истории известны люди, подчинившие все свои замыслы, надежды, чувства какой-то одной возвышенной цели. И в обыденной жизни мы наблюдаем подобных людей. За каждой из этих целей скрывается та или иная моральная ценность, на которую личность ориентируется в своей жизнедеятельности, как на высшую (причем различные практические ориентации, например, профессиональные - стать педагогом, врачом - могут скрывать в себе одну и ту же общую моральную ценность - служить людям, испытать и проявить свои способности; и, напротив, одна и та же практическая ориентация, скажем по приобретению той или иной профессии, может скрывать различные ценностные ориентации: на принесение пользы людям через реализацию своего призвания, на достижение известности и престижа, на накопление материальных благ). Способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности может быть охарактеризована как ценностная ориентация. Обычно число моральных ценностей, на которые ориентируется отдельный человек, не сводится только к какой-то одной-единственной. Скорее всего, это комплекс нескольких ценностей, тесно между собой взаимосвязанных. Однако в типичной для людей того или иного общества структуре нравственного сознания можно выделить одну, господствующую ценностную ориентацию, определяющую общую целенаправленность их поведения. В феодальном обществе это была ценностная ориентация на высокий сословный статус, на достижение «достойного» места в сословно-корпоративной иерархии. В буржуазном обществе - это ориентация на богатство как на высшую общественную и личную цель жизнедеятельности. Пронизывая все этажи психики человека, ценностная ориентация позволяет человеку мгновенно, зачастую интуитивно, выбрать верную линию морального поведения. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, цементирует волю человека, придавая ей целеустремленность и последовательность. Мировоззренческое осознание ценностной ориентации во много крат увеличивает ее регулятивную мощность, повышает способность человека к нравственному предвидению целей своего поведения. Здесь ценностная ориентация сопрягается с высшими представлениями о должном - с идеалом, пониманием смысла жизни и т.д. Ценностные ориентации могут быть направлены как на ценности подлинные, так и ложные. Личность может с той или иной степенью глубины осознавать или вообще не осознавать свою ценностную ориентацию. Случается, что действительные ориентации прикрываются декларативными, призванными оправдать поведение личности. Бывает и так, что человек искренне принимает внешнюю ориентацию, прикрывающую его реальные, эгоистические цели, за подлинную, за свое действительное намерение в поведении. Кроме того, личность зачастую усваивает некоторые социально важные ценности формально; в этом случае и ориентация на них будет носить формальный характер. Таким образом, установить подлинную ценностную ориентацию сознания человека весьма сложно, нередко ее можно определить лишь по поведению на протяжении ряда лет.

Степень моральности личности во многом зависит от укорененности в ее психике стойких ориентаций на ценности жизни (причем ориентаций подлинных и действенных). Только тогда, когда у человека выкованы такие ценностные ориентации, можно считать, что обеспечена его общая моральная надежность.

Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности

Совесть - один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом. Совесть - одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть процедуру действий в каждом конкретном случае, дать готовый рецепт морального выброса для каждой своеобразной ситуации. Моральным регулятором поведения во всех этих случаях выступает совесть. Она нравственный страж поведения личности в самых разнообразных ситуациях, и особенно в тех, где контроль общественного мнения отсутствует или затруднен. Совесть - моральный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир. Она представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в психике человека. Она наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности (недаром говорят о «нечистой» и «чистой» совести), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести).

Совесть как инструмент самопознания и нравственного самоконтроля личности охраняет и выражает, как правило, то социальное содержание морали, которое является достоянием этой личности. Это содержание не вечное, внесоциальное свойство, оно обусловлено положением человека в обществе, его классовой, профессиональной принадлежностью. Степень развитости, эффективности совести индивида зависит от его воспитания и самовоспитания, общения с другими людьми, его характера и темперамента, всего его нравственного опыта.

Совесть, как контрольно-императивный механизм нравственного сознания созвучна повелительной силе нравственности, действующей в обществе. Она охраняет во внутридушевном мире личности ту или иную систему нравственных ценностей, объективно закрепленную в общественных отношениях, в культуре, в образе жизни и деятельности социальных общностей.

Развитость совести в немалой мере говорит о степени моральной воспитанности человека. Без нее невозможна полноценная работа нравственного сознания. Однако нельзя одну только совесть считать мерилом моральности поступков, их нравственной ценности. Будучи чувством исключительно субъективным, зачастую не поддающимся четкой рассудочной оценке со стороны, с позиций общественного мнения, она может и ошибаться, укрепляя человека в неправильной линии поведения. Совесть должна быть дополнена всей совокупностью моральных требований, предъявляемых личности обществом, классом, проверена в практике нравственных отношений и деятельности.

Осознание долга, как и совесть, в структуре нравственного сознания личности играет роль одного из основных нравственно-психологических механизмов самоконтроля. Общественные требования морали предстают перед личностью в виде разумно осмысленной обязанности, ответственности за свое поведение перед обществом, коллективом, самим собой. Концентрированным выражением этого и является долг. В отличие от совести, долг, как правило, так или иначе мотивирован (опирается на осознание, на приведение в систему целей и побуждений личности, подчинение их моральным требованиям).

Долг - высокая нравственная обязанность, ставшая внутриличным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей. Он выражает осознанность нравственного решения личностью вопроса о соотношении собственных и общественных интересов. Понимание своего долга связано с социально-классовыми позициями, с предпочтением определенных ценностей жизни, оно предполагает осознанный выбор человеком той или иной мировоззренческой системы, той или иной совокупности ценностей и норм. В этом отношении долг тесно связан с идеалом. Вот почему человек несет ответственность и за выбор тех принципов, норм и ценностей, исполнение которых считает своим внутренним долгом.

Долг, как рациональный механизм самосознания, тесно связан с волевыми побуждениями, с совестью, да и вообще со всеми внутренними ориентациями, пережившими устремлениями личности. В долге закрепляются высшие, нравственные обязанности человека не только перед обществом, но и перед самим собой. (Речь идет не о формальном догматическом понимании долга).

Долг и совесть - важнейшие регуляторы охраны и соблюдения чести, достоинства, честности личности.

Смысл жизни, счастье

Вопрос о смысле жизни в последнее время начинает выступать на первый план и связанно это, прежде всего, с проблемой утраты людьми этого смысла. У человека должен быть смысл жизни и каждый человек стремится его обрести. Осуществление смысла является для человека необходимым по причине конечности его бытия. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя. Смысл жизни доступен любому человеку, однако нахождение его это вопрос не познания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями. То есть смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности. И найти смысл он может лишь выбрав призвание, в котором и обретает смысл. Формирование смысла жизни, вероятно, начинается в период полового созревания, когда, с одной стороны, имеет место серьезные внутренние преобразования в организме, а с другой - перед подростком встают новые проблемы на его жизненном пути. В чем же состоит смысл жизни? Есть точка зрения, что смысл жизни в самой жизни. С точки зрения человечества это верно. Но с точки зрения индивида - нет. Так как это ничто иное, как проявление эгоизма. Но смысл жизни не согласуется с эгоизмом. Если человек оказывается нужным только самому себе, то перед ним открывается пропасть, он утрачивает смысл жизни. Смысл жизни человека должен предполагать связь индивидуального смысла с универсальным, причем такую связь, которая отличается от абсолютного поглощения индивида универсумом, где уже теряется всякая индивидуальность. Положительная значимость этой связи возможна только там, где есть не только назначение, хотя бы и высокое, но где оно свободно, признано человеком, где сохраняется сама ценность личности, ее несводимость на роль средства. То есть человек должен быть свободным, но свобода одновременно должна быть связанна и с ответственностью. Направляет же человека в поисках смысла - совесть. По этому правильно было бы сказать, что смысл жизни - в реализации прогресса как объективного мира, так и личности, что отражается определенной формой и содержанием идеала, в котором воплощается смысл жизни. При этом идеал должен быть достижимым. В частности можно сказать, что смысл жизни личности - развитие ею всех своих творческих потенций и дарований. И реализует она это через общества в его интересах. В соответствии с этим неверным будет и утверждение что смыслом жизни является наслаждение (так как оно есть внутреннее состояние субъекта), а также - стремление человека к счастью (он может искать лишь причины для счастья). Это всего лишь производные от главного интереса человека - стремления к смыслу.

Счастье не может рассматриваться как состояние безоблачного спокойствия духа. Как бы человек не ограждал себя от беспокойства, оно все равно вторгается в его жизнь. Кроме того, счастье не есть состояние непрерывно радостное. Оно включает в себя и противоположные состояния - грусти, печали, сожалений. Абсолютная удовлетворенность - не более чем бессодержательная абстракция. Счастье, как это ни парадоксально, заключается в способности идти сквозь отдельные несчастья, преодолевая их, в готовности и умении не только вынести мелкие неприятности, справиться с отрицательным эмоциями или же отказаться от удовлетворения каких-то потребностей, но и пойти на риск, остаться верным своим идеалам. Счастье - в способности бороться с собственной слабостью, эгоизмом. То есть счастье - это самооценка всей жизнедеятельности в ее целостности, или иначе говоря - это особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.

Но было бы ошибочно на этом основании утверждать, будто нравственная личность всегда одновременно должна быть и счастливой личностью. Верность идеалу, а в исключительных случаях не только идеалу, но и моральной норме может потребовать от личности жертв, побуждает ее идти на риск счастьем. Если страдания и смерть в тяжелых обстоятельствах и были свободно избраны героем, это не означает, что они включались им в «проект счастья», ибо счастье приносит не только нравственный характер целей деятельности, но и объективное достижение этих целей. Хотя героическая личность черпает моральную удовлетворенность в сознании выполненного долга и терзалась бы мучительными угрызениями совести, если смалодушничала бы в обстоятельствах, которые требовали самопожертвования, хотя она познала «счастье битвы», ее гибель представляет собой несчастье. Но если нравственное поведение не обязательно, не при всех условиях ведет личность к счастью, то обратная связь носит уже безусловный характер: вне нравственного поведения нет счастья, вне нормальной удовлетворенности нет и высшей удовлетворенности.

мораль нравственный сознание счастье


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Структура морали.

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание - духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:

а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);

б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);

в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.

Нравственное самосознание . Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.

Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству

2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

Поступок - центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.

Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.

3. Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

СВОЙСТВА МОРАЛИ

С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative – повелевать).

Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.

Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.

Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества

Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).

Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.

Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.

Функции морали

1.Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2.Ценностно-ориентирующая функция . Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3.Познавательная (гносеологическая) функция . Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4.Воспитательная функция . Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5.Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6.Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7.Коммуникативная функция . Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.


Похожая информация.


В предыдущем вопросе мы определили мораль как форму общественного сознания, но явления относящиеся к нравственным очень разнородны: одни из них относятся к сознанию, другие к реалиям жизни, третьи – к отношениям между людьми. Структура морали многоярусна и многопланова. Нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а, с другой, – практические действия. Соединение слова и дела составляют суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми.

Таким образом, структура морали имеет три основных элемента:

1) моральное сознание;

2) нравственную деятельность;

3) нравственные отношения

Моральное сознание – форма сознания, отражающая социальное бытие людей. Оно фиксирует исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности. В моральных представлениях объективная общественная необходимость, потребности и интересы выражаются в особой форме – в виде идеи о должном (о том, что нечто должно или не должно существовать). Поступки должны совершаться постольку, поскольку они представляют собой благо, добро, предпочтительны перед всеми другими возможными вариантами поступков.

Из сказанного следует, что нравственное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства и ценности. Нравственное сознание является формой оценочного сознания.

Нравственное сознание имеет свою ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними раскрывается возможность свободного выбора . Вместе с тем оно способно изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или иного общества.

Моральное сознание имеет два уровня:

1. обыденный (чувства, переживания, настроения, привычки, традиции);

2. теоретический (понятия, категории).

В этике выделяют две группы категорий :

1) структурные характеризуют мораль с точки зрения взаимосвязи ее компонентов: норма, принцип, мотив, оценка, идеал, убеждение и др.;

2) сущностные характеризуют качественную определенность морали.

· ценностные (например, добро и зло );

· императивные (например, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, обязанность, требование );

· экзистенциальные (например, справедливость, счастье, смысл жизни, дружба, любовь, удовольствие ).

Нравственная деятельность – это деятельность, в которой выделяется нравственная сторона всех видов побуждений и специфических нравственных мотивов: желание совершить добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы.

Основной единицей моральной деятельности выступает поступок. Под моральнойдеятельностью в этике понимают только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям. Поступок – это то, что разворачивается и в сфере сознания (намерения, мотивы, стимулы, средства, решение, цель, а затеет и самооценка), и в объективной действительности (действие или бездействие, которое тоже может оказаться нравственным актом).

Нравственные отношения – особый вид общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их нравственной деятельности. По содержанию нравственные отношения определяются как обязанности. Например, общественные обязанности (трудовые, патриотические, интернациональные), профессиональные, брачно-семейные. Но какой бы не была конкретная сфера обязанностей человека, в любом случае он находится в нравственных отношениях к обществу в целом и к самому себе как к члену данного общества.

По форме нравственные отношения определяются как требования , с помощью которых регулируется отношение человека к конкретной ситуации. Требование может быть выражено в виде единичного предписания конкретному человеку совершать определенные поступки в определенной ситуации или оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (нравственные нормы).

Обязательным элементом формы нравственного отношения является санкция (лат. - непреложный закон) – поддерживает обязательность внутреннего и внешнего императива. Это подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей, а также общественных явлений.

Моральная санкция не предполагает материального воздействия на человека, она связана с духовными стимулами: поощрением и наказанием, одобрением и осуждением. Так как мораль не институциональна, то для применения санкции не нужны особые полномочия: всякий моральный субъект имеет право оценивать поступки окружающих его людей и свои собственные. То, что в сознании выглядит как оценка, в отношениях может становиться санкцией. Идеальная, по своей природе, она имеет власть над людьми, во многом определяя их поведение.

Итак, указанные структурные компоненты морали (нравственное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения) в действительности тесно взаимосвязаны, то есть мораль всегда есть одновременно и деятельность, и сознание, и отношения, что не противоречит осуществлению их раздельного теоретического исследования.