Мы строим дом
Поиск по сайту

Строительство навеса с односкатной крышей: поэтапный разбор строительных работ. Как рассчитать и построить навес из профильной трубы своими руками Козырек из профильной трубы

Для владельцев частных домов или просто загородных участков тема возведения навесов всегда была, и остаётся актуальной.

Можно для решения этого вопроса нанять группу строителей, но монтаж отличается простотой инструкции.

Нет для такого строения более подходящего материала, чем металлические профильные трубы. Благодаря этому навес из профильной трубы своими руками легко соберёт каждый.

О материале и его достоинствах

  • Прочностные характеристики сохраняют высокий уровень, за счёт сохранения правильных с точки зрения геометрии форм. Роль естественных рёбер жёсткости играют ровные стенки, находящиеся на противоположных сторонах. Так сооружаются все навесы из профильной трубы своими руками, фото которых есть на нашем сайте.
  • Профильная конструкция легко может быть как прямой, так и криволинейной.
  • Технология производства профилированных труб гораздо доступнее по сравнению с цельнокатанными аналогами. Потому его себестоимость значительно ниже, чем у других его разновидностей.
  • Каркас сохраняет высокую устойчивость, но имеет относительно небольшой вес. Это связано с тем, что формы собираются на основе пустотелого материала.
  • Можно без проблем воспользоваться аппаратом для сварки и болтами, чтобы соединять друг с другом формы одновременно с перпендикулярным и параллельным расположением.
  • Каркас относится к стационарной, либо разборной группе.
  • 2 миллиметров не превышает толщина стенок у изделий, которые используются для монтажа. Благодаря чему кровельный материал крепится на самой конструкции, с минимальным количеством инструментов.

Выпускается несколько разновидностей профильных труб: неокрашенные, с оцинкованным покрытием против коррозии, со специальным напылением. Экономия может дойти до 30 процентов, если взять чистое изделие, а затем окрасить его самостоятельно.

В данной статье представлены фото и видео уроки, а так же чертежи каркаса навесов. Если вы все изучите, то без труда сможете соорудить данную конструкцию своими руками в кратчайшие сроки.

Подготовительные работы

Сначала следует определиться с местом, где будет стоять навес, если можно выбрать из нескольких методов возведения. Лучшее решение – относительно ровная поверхность, либо возвышенность.

В данном случае не возникнет проблем при возведении дренажа. Вся вода будет собираться в низине. Из-за чего возникают дополнительные затраты, связанные с обустройством канализации.

Важно начать с предварительного чертежа самого навеса. Необходимо учитывать не только расположение частей конструкции, но и сечение, которым снабжаются трубы.

Сечения 60 на 60 миллиметров, например, будет хватать только при выполнении определённых условий.

  1. При ширине, равной 3-4 метрам.
  2. Если длина не превышает 4-6 метров.

Брать сечение 80 на 80 миллиметров нужно, в том случае, если размеры каркаса превышают указанные выше параметры. Чертёж навеса из профильной трубы облегчает задачу строителям.

Что нужно сделать дальше?

Из профиля 40 на 25 делается своими руками обвязка сверху. На ней потом проводится монтаж ферм, относящихся к шестиметровому навесу.

В зависимости от того, как часто выпадают осадки в регионе, надо выбрать трубу, не только для арок, но и для форм, находящихся в поперечной плоскости.

30 на 30 миллиметров – такого сечения вполне хватает, чтобы создать дворовые навесы с небольшой площадью.

Сечение труб придётся увеличить, если больше будут сами пролёты. Из-за этого работы становятся более дорогими.

Садовый бур с диаметром до 30 сантиметров позволит без проблем создать шурфы, которые так же необходимо сделать для установки каркаса (ниже в статье представлены чертежи каркаса навеса).

Глубина в 60 сантиметров будет достаточной. Надо утрамбовать дно в ямах как следует, когда все отверстия будут готовы. Иначе колонны дают усадку.

Гравийная или песчаная подошва с толщиной до 50 мм утрамбовывается и засыпается перед тем, как начать установку.

В одиночку работу выполнить можно, но велика вероятность ошибки. Потому лучше привлекать помощников. После схватывания бетона возможности для исправления уже не будет.

Бетон заливается до уровня, на котором начинается сам котлован. Для полов можно сделать бетонную стяжку, либо покрыть поверхность тротуарной плиткой.

Какие ещё этапы входят в работу?

Создание небольшого котлована обязательно, вне зависимости от используемых материалов. Для этого надо убрать грунт, на глубину до 100-150 мм.

Вертикально устанавливают одну из сторон сечения балок, большую. А сторона с меньшими параметрами становится основанием.

Размер профиля подбирается самостоятельно заказчиком, либо для этого можно пригласить специалиста. Главное – подумать о том, какую предполагаемую нагрузку испытает конструкция.

Она, в свою очередь, определяет вес кровельного покрытия, длину и шаг прогонов, климатический пояс и так далее.

Смотреть видео


Если использовать не сплошной прогон, а сварную ферму, то высота профиля уменьшается. Важно, чтобы эта конструкция не получилась слишком сложной. Достаточно будет профиля, обладающего высотой 6 сантиметров.

Приведённые примеры соответствуют небольшой нагрузке на каркас строения, где брались за основу минимальные пролёты. Расчёты будут другими при больших или меньших размерах. Потому необходим индивидуальный подход, когда строятся навесы с профильной трубы своими руками.

Смотрите чертежи и выбирайте тот вариант, который подойдет именно вам. А фото и видео контент поможет вам сделать правильный выбор.

В каждом загородном доме обязательно должно быть место для стоянки автомобиля.

Не всегда выгодно строить гараж. Во-первых, крышу на столбах (навес) оборудовать быстрее, проще, дешевле. Во-вторых, гараж – это капитальное строение, которое занимает большую площадь.

Статья поможет читателю не только узнать особенности различных навесов для автомобилей, но и выбрать лучший для себя вариант.

Разновидности навесов

Все навесы имеют одинаковое назначение – это защита автомобиля от осадков, солнечных лучей, других «сюрпризов» окружающей среды. Однако у них есть и особенности.

  1. Размещение.
  1. Мобильность.

  1. Материал для опор и каркаса.

  1. Конструкция кровли.

  1. Кровельный материал.

Для кровельных работ используют различные покрытия. Однако для навесов подходят не все. Чаще всего выбирают следующие материалы.


  • простой монтаж;
  • лёгкий, негорючий материал;
  • верхнее покрытие создаёт защиту от ржавчины, перепадов температуры, механических воздействий;
  • при повреждении защитного покрытия образуется ржавчина;
  • сильный шум при дожде или граде.

  • высокая долговечность;
  • маленький вес облегчает монтажные работы;
  • высокая герметичность стыков;
  • пожарная безопасность;
  • устойчивость к колебаниям температуры и влажности.
  • сильный шум во время дождя или града;
  • легко повреждается защитный слой, поэтому монтаж выполняют в мягкой обуви;
  • при небольшом уклоне крыши плохо сходит снег при таянии.

  • простой монтаж из-за волнистой формы;
  • экологическая безопасность;
  • высокая долговечность;
  • большое цветовое разнообразие.
  • в жаркую погоду нагревается, а затем появляется запах битума;
  • при длительной эксплуатации теряется цвет;
  • пожароопасный материал.

  • листы имеют разные размеры и цветовые оттенки;
  • высокая прочность;
  • простой монтаж;
  • пожарная безопасность;
  • при разрушении не образуются осколки.
  • требуется большая аккуратность при очистке крыши от снега, так как материал легко повреждается острыми предметами;
  • не допускается контакт с растворителями, аммиаком, минеральными солями;
  • есть ограничения для крепёжных деталей.

Подготовка проекта

Строительство навеса начинают с подготовки проекта. Он включает чертёж с основными размерами и описанием параметров будущей конструкции. В проекте учитывают оптимальные условия для эксплуатации, состав покрытия, характеристики основы и покрытия.

  1. Выбор лучшего зимнего варианта.

Все преимущества навеса для автомобиля полностью раскрываются зимой.

При разработке проекта обязательно рассматривают климатические особенности местности.

Доказано, что зимой автомобиль лучше хранить под навесом.

Конструкция из опорных столбов и крыши надёжно защищает от осадков, а к тому же не создаёт свой микроклимат. Заехав зимой под навес, машина постепенно остывает, а значит, не покрывается росой. В гараже из-за смены температуры выпадает роса, которая постепенно разрушает металл кузова.

В районах с холодной и продолжительной зимой выбирается более прочная конструкция, выдерживающая толстый слой снега. Каркас из дерева или металла дополнительно усиливают, чтобы выдержать нагрузку до 150 кг на кв. м кровли.

Среди кровельных материалов только поликарбонат не меняет своих качеств в условиях суровой зимы.

  1. Выбор покрытия площадки.

Недорогой и простой способ покрытия – это засыпка щебёнкой. Чтобы не делать спуск, покрытие должно находиться на уровне земли. Жёсткость у щебёнки достигается качественной трамбовкой.

Более затратные способы — это укладка бетона или тротуарной плитки. В любом случае перед укладкой площадку готовят: снимают слой почвы, делают отсыпку щебнем и песком, утрамбовывают.

  1. Выбор размеров конструкции.

В зависимости от количества машин выбирают размеры.

Стандартами установлено, что для одного автомобиля навес должен быть по длине больше машины на один метр, а по ширине до двух метров.

Для двух машин ширина навеса рассчитывается по формуле: Ш = Ш1 + Ш2 + 2 м + 0,8 м, где:

  • Ш1 и Ш2 – ширина машины;
  • 2 м – запас по 1 м с наружных сторон автомобилей;
  • 0,8 м – расстояние между автомобилями.

Высота выбирается с учётом габаритов автомобиля с грузом на багажнике. При очень высоком навесе косые осадки попадают внутрь конструкции. Оптимальная высота 2,3 метра.

Универсальными считаются следующие размеры:

  • Средний автомобиль с небольшой площадкой – 6,0 х 3,0 м;
  • Микроавтобус, внедорожник – 6,5 х 3,5 м;
  • Два автомобиля – 6,5 х 6,0 м.
  1. Выбор материалов опоры.

В качестве строительных материалов для стоек подходят: металл, дерево, бетон, кирпич, камень.

Обычно опоры строят из металла или дерева. Их легко монтировать, а главное, они обходятся дешевле, чем другие строительные материалы.

  • Металлические стойки.

Основное требование к сборным металлическим опорам – это прочность. Чтобы выдерживать нагрузку кровли со снежным покровом, потребуются 100 — миллиметровые металлические трубы. Диаметр зависит от шага установки. Минимальный размер труб допускается, если стоек много. А вот для односкатной кровли с четырьмя стойками потребуются трубы максимального диаметра.

  • Деревянные стойки.

К опорам из дерева предъявляют особые требования. Прежде всего, это связано с возможным гниением из-за влажности. Опоры из качественных сортов древесины, обработанные перед установкой, прослужат до 15 лет.

Достаточную надёжность обеспечивают 200- миллиметровые оцилиндрованные бревна и брус размером 150 мм .

Подсчитано, что для среднего автомобиля с небольшой площадкой потребуется 6 стоек. Между опорами выбирается расстояние до 3 м. Обязательно ставятся стойки по углам строения.

  1. Выбор материалов для покрытия.

В качестве покрытия для отдельно стоящего строения лучше всего подходит профнастил или ондулин. Они имеют высокую надёжность и прочность, поэтому служат более 20 лет. Дольше служит только металлочерепица, но она стоит дороже, а главное, задерживает сход снега. Эти покрытия не пропускают свет, поэтому под ними всегда тень.

Навесам лучше всего подходит поликарбонат. Основное внимание уделяют выбору качества материала. В жаркую погоду хорошо создаёт тень трёхслойный поликарбонат с высоким показателем поглощения солнечного света.

У навеса, пристроенного к дому, логично делать однотипное с домом кровельное покрытие.

Основные параметры кровель устанавливаются «Строительными нормами и правилами». Ими пользуются при проектировании кровель с любым покрытием. Наклон в градусах или процентах определяют по уровню горизонта. Большое значение для выбора наклона имеет вид кровельного материала.

Для всех кровель на столбах оптимальным считается наклон ската от 15 до 25 градусов.

Количество материалов определяют по площади кровли. Их закупают с запасом: на 5% больше, чем рассчитанная площадь.

Строительство навеса из поликарбоната

Для строительства металлической конструкции с односкатной кровлей, покрытой поликарбонатом, придерживаются следующей последовательности работ.


Строительство навеса из дерева

Полностью деревянные навесы для машин встречаются редко. Деревянной считается конструкция, у которой из дерева опоры, элементы каркаса и обрешётка. Кровля имеет разные покрытия.

Строительство деревянного навеса начинают с разметки, устройства фундамента и крепления стоек одним из вариантов:


Площадку укладывают плиткой или бетонируют.

Столбчатый фундамент защищает деревянные опоры от контакта с землёй, а значит, продлевает срок их службы.

Стойки, установленные на закладные детали столбчатого фундамента, связывают между собой, а сверху укладывают поперечные балки.

Оборудование каркаса завершается сборкой стропил и набивкой обрешётки.

Кровля получится высокого качества, если при монтаже профнастила придерживаются следующих правил:


Правильное крепление профнастила
  • листы укладывают внахлёст;
  • крепление выполняют нержавеющим крепежом;
  • под крепёж вставляют резиновые шайбы.

Пристроенный навес

Такая конструкция с максимальной пользой занимает придомовую территорию. Хорошо себя зарекомендовали опорно-балочные конструкции. У них высокая прочность и оригинальный стиль. Сооружение пристроенного навеса выполняется поэтапно.

Первый этап. Крепление скоб для несущей балки.

Работы начинают с разметки стены. В местах примыкания концов несущих балок к стене анкерами крепят железные скобы.

Второй этап. Монтаж стоек.

Выбирают места для установки опор. В простом варианте их потребуется две.

Стойки устанавливают в вырытые метровые ямы. По высоте они должны быть на 30 см ниже укреплённых железных скоб. Перед установкой в ямах из рубероида делают опалубку, в которую вставляют деревянные столбы, а затем заливают бетоном.

Получаются опоры с фундаментом, который затвердевает до трёх дней.

Третий этап. Монтаж каркаса.

Поперечные стропила будущей крыши вставляют в скобы на стене и прибивают к опорам.

На ребро устанавливают доски обрешётки. Выбор шага зависит от покрытия. Несложно монтировать листы ондулина, поэтому его часто применяют для кровель домов и пристроек.

Шаг обрешётки связан с наклоном кровли. При наклоне более 15 градусов выбирают шаг обрешётки 600 мм.

Четвёртый этап. Укладка кровельного покрытия.

Ондулин укладывают со сдвигом, чтобы не сходились стыки листов. Для крепления применяют специальные гвозди. Их прибивают внизу каждой волны.

Чтобы придать пристроенному сооружению завершённый вид, дизайнеры советуют обшить кровлю внутри деревянными или пластиковыми панелями.

В общем, навес для автомобиля не является капитальным строением. Его можно построить собственными силами. Он не занимает много места. Существует много разновидностей таких сооружений.

Называют простые стационарные или мобильные строительные конструкции уличного типа, выполняющие роль защитного сооружения или декоративного элемента экстерьера. Основными конструктивными элементами данного вида строений является крыша, состоящая из каркаса и водонепроницаемого кровельного материала, и прочные опоры, которые в ряде случаев может заменять стена.

В общем понимании это укрытие от непогоды, ультрафиолета и других природных воздействий. Однако помимо защитной функции данные сооружения могут дополнять архитектурный проект здания с эстетической точки зрения.

Типы навесов

В зависимости от функционального назначения и задач, которые на них возложены, классифицируют несколько разновидностей навесов:

  1. Самостоятельные - независимые строения, которые устанавливаются отдельно в любом удобном месте и не имеют с другими зданиями общих конструктивных элементов. Это могут быть хозяйственные постройки на участке, защитные сооружения для спецтехники, автомобильные парковки, крытые детские площадки.
  2. Примыкающие (Приставные) - пристраиваются к зданию (например, к дому), а его стена частично заменяет опоры. Их отличительной особенностью является простота установки и демонтажа. К этому виду относятся террасы летних уличных кафе, беседки, открытые веранды, зоны отдыха у частного дома.
  3. Встроенные - тип стационарно устанавливается при строительстве здания и является неотъемлемым элементом архитектурного проекта – балконные, мансардные, входные группы.

По мобильности

  1. Сборно-разборные - портативные строения для временного использования, место установки которых можно часто менять, так как монтаж не предполагает больших временных и трудовых затрат. Они легко собираются, удобно складываются для хранения, транспортируются и переносятся. Это, в основном, шатры для отдыха на природе, торговые палатки, маркизы.
  2. Статичные - капитальные сооружения, которые расположены стационарно и подразумевают долговременную эксплуатацию в установленном месте ввиду основательности конструкции и сложности демонтажа. Отличаются надежностью, практичностью, устойчивостью и долговечностью, однако их возведение требует обстоятельного подхода ввиду необходимости устройства фундамента.

По конструкции

  1. Открытые навесы - состоят из кровли и вертикальных опорных элементов из металлической трубы или профиля.
  2. Закрытые навесы - каркасные сооружения закрытого типа, у которых проемы между опорами закрыты по периметру различными видами листовых материалов, к ним относятся теплицы или остановочные павильоны.

По форме

При проектировании немаловажную роль играет форма кровли. Конфигурация крыши, в зависимости от функциональной составляющей, может быть простой – односкатной, двухскатной, или нестандартной (трехскатной и четырехскатной), если это предусмотрено архитектурным проектом и ландшафтным дизайном.


  1. Односкатные - из названия ясно, что такая крыша имеет один скат, что наделяет общую конструкцию рядом преимуществ. Простота исполнения предполагает минимальный расход материалов, легкость монтажа и, что немаловажно, доступную стоимость. Кровлю с одним скатом проектируют в наклонной плоскости, чтобы на ней не задерживались осадки в виде дождя или снега, и не способствовали деформации.
  2. Двухскатные - такая конфигурация предполагает расположение кровли в двух плоскостях под углом, что делает возможным в большей степени препятствовать воздействия атмосферных воздействий и дополнительных нагрузок.
  3. Декоративные - использование навеса в качестве декоративного элемента экстерьера является распространенным дизайнерским приемом, так как разнообразие геометрических идей довольно обширно и ограничено лишь фантазией. Современные технологии позволяют изготавливать сооружения сложных форм, которые гармонично впишутся в любую архитектурную композицию, при этом выполняя свое прямое предназначение.
  4. Четырехскатные навесы - такой тип кровли имеет четыре наклонных ската, что делает конструкцию устойчивой к ветровым нагрузкам и способствует более эффективному отведению осадков с поверхности крыши.

Как выглядит металлический навес

Предлагаем Вашему внимаю видеоролик об одном из навесов, шириной 10 метров. Рассказчик рассказывает не только о конструктивной особенности данного сооружения, но и об ошибках строения.

Назначение навесов

Легкие, недорогие, но прочные и надежные конструкции сегодня распространены повсеместно. Возможность использования навесов как самостоятельных, полноценных строений с высокими эксплуатационными качествами позволяет применять данный тип сооружений в разных сферах.


Металлический навес расположенный над крыльцом

Устройство

Современные промышленные технологии предлагают широкий выбор изделий, которые можно использовать в качестве строительного материала для изготовления навесов. От того, что ляжет в основу при изготовлении крытого строения, напрямую зависит устойчивость сооружения к неблагоприятным погодным условиям и механическим нагрузкам.

Опоры

В качестве опорных элементов могут использоваться конструкции из полых металлических труб с сечением различных геометрических форм. Такие стойки хорошо поддаются обработке, резке, сгибанию для создания нестандартных элементов, не всегда требуют возведения капитального фундамента, так как конструкции из них достаточно легковесны. Опоры из металла необходимо обрабатывать специальным составом для защиты от коррозии, что существенно продлит срок службы и повысит эксплуатационные характеристики.

При устройстве деревянных опор предпочтение отдается лиственным породам ввиду повышенной прочности. Возможен комбинированный вариант установки: стойка из дерева крепится к бетонному основанию. При монтаже полностью деревянных опор необходимо заранее произвести обработку антисептиком.

Одним их наиболее трудоемких и затратных с экономической точки зрения является способ возведения столбов из кирпича. Однако выглядит такой навес основательно и хорошо вписывается в экстерьер на фоне кирпичного здания.

Расстояние между стройками составляет, в среднем, от двух до двух с половиной метров, в зависимости от параметров опоры и веса, который она способна выдержать. Например, одна металлическая опора диаметром 80-100 мм может принимать нагрузку до 250 кг

Ферма

Между опорными элементами и кровлей больших размеров предусматривает наличие стропильной фермы из металла. Несущая конструкция является важным фрагментом опорной системы, поэтому при проектировании необходимо учесть все влияющие факторы.


Каркас, выполненный из металлопроката, отличается надежностью и высокими прочностными характеристиками. При изготовлении используются металлические уголки, швеллеры и профильные трубы различного сечения, в зависимости от нагрузки и общей геометрии. Фермы представляют собой параллельные плоскости треугольной, полукруглой или прямоугольной формы, состоящие из верхнего и нижнего пояса с внутренней решеткой усиления.

Облицовка для фермы

Одним из распространенных вариантов кровельного покрытия, является металлочерепица, которая представляет собой листы, изготовленные из сплава нескольких металлов. Данный вид листового материала, так же как и профнастил, обладает хорошими антикоррозионными свойствами, потому что обработан полимерным слоем.

Практичным и недорогим материалом для изготовления кровли является монолитный, сотовый (ячеистый) или профилированный поликарбонат, которому присуща устойчивость к механическим нагрузкам и воздействию солнечных лучей. Но в то же время полупрозрачная крыша из этого материала хорошо пропускает свет, что придает конструкции легкость. Также к достоинствам поликарбоната можно отнести многообразие цветовых решений, и возможность придавать разные геометрические формы за счет гибкости и пластичности.

Быстровозводимые временные строения чаще всего оборудуют кровлей из тентовой ткани. Благодаря прочностным характеристикам, он хорошо защищает от дождя, выполняет функции теневой защиты в солнечную погоду.

Тканью можно накрыть не только крышу, но и использовать ее по периметру для создания полноценного шатра. При выборе текстильного укрытия, необходимо обратить особое внимание на качество швов, желательно, чтобы они были дополнительно проклеены. Если правильно хранить и бережно эксплуатировать такой навес, он прослужит не один сезон.

Из текста выше, можно понять, что крыша для навеса может быть:

  1. Из металлочерапицы
  2. С примененением поликарбоната
  3. Ткань (тентовая)

Особенности фундамента

Усиленное основание требуется сооружать, если конструкция основательная и устанавливается надолго. Под навесы может быть изготовлен свайно-винтовой фундамент, также широко используется бетонирование опорных стоек.

Начальным этапом закладки является проверка грунта, дабы исключить дальнейшую деформацию готового строения. В случае необходимости установки на песчаной почве, опорные стойки нужно погружать на глубину свыше пятидесяти сантиметров. Если на участке преобладает глина, насыщенная грунтовыми водами, то закладка фундамента происходит на глубину промерзания в данном регионе.


Чертеж металлического навеса для одного автомобиля 3х3

Подготовка под основание включает снятие верхнего слоя почвы и засыпку гравием. Площадку лучше всего бетонировать, при этом, важно помнить, что площадь основания не должна превышать площадь кровли во избежание разрушения под воздействием влаги.

ГОСТ

Процесс возведения любых строительных конструкций регламентирован актуальными нормативными документами, навесы не являются исключением.

Существует масса узконаправленных документов, трактующих требования к возведению данных конструкций в разных сферах и отраслях. Однако основные условия, которые не могут быть изменены или не соблюдены изготовителем, отражены в следующих документах:

  1. ГОСТ 23118 «Конструкции стальные строительные. Основные технические требования»
  2. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»
  3. СП 31-107-2004 «Архитектурно-планировочные решения»

Требования к навесам

Защита от солнечных лучей и неблагоприятных погодных условий – это основная функция данного вида строительных конструкций. Способность выдерживать снеговые нагрузки в зимний период обеспечивается на основе грамотного расчета несущей способности опорного каркаса с учетом веса кровли.

Стоит отметить, что чем больше угол наклона крыши, тем более она подвержена ветровым нагрузкам, поэтому оптимальный уклон составляет 15-25 сантиметров.

Протекция кузова от влияния атмосферных осадков и возможность не осуществлять очистку транспортного средства от снега зимой является желанием большинства автовладельцев. Оптимальный размер крытого сооружения для комфортного размещения автомобиля составляет 3 на 6 метров. Для обустройства открытого навеса такого размера понадобится монтаж восьми опор – четырех угловых и двух с каждой длинной стороны.

Отвечаем на вопросы (FAQ)

Из каких материалов делают навесы? Существуют ли комбинированные варианты?

Изначально навесы сооружали деревянными. Засчет упрощения и дешивизны нынешнее приозводство осуществляется из металла. Деревянные же навесы, в некоторых случаях стоят дороже металлических. Существуют и комбинированные конструкции из дерева и металла.

Для рассчета снеговой и ветренной нагрузок советуем ознакомиться с СНиП 01.07-85. В данном стандарте прописаны нормы и требования к нагрузкам металлических навесов.

Как правильно крепить поликарбонат?

Изначально определитесь с количеством необходимых листов и порежьте их на нужную длину и ширину. Вторым шагом будет сверление отверстий для крепления. (в поликарбонате). Обязательно герметизируйте верхние швы (на торцах) поликарбоната. Крепить поликарбонат к профилю рекомендуется термошайбами.

Навес из труб и поликарбоната становится все более популярной архитектурной формой на приусадебном участке. Ничего удивительного, ведь это строение может выполнять множество функций, начиная от открытого гаража для автомобиля, дровяного склада, крытой игровой площадки и заканчивая зоной отдыха с мангалом и мягкими креслами.

Ключевым преимуществом является возможность изготовления такой конструкции своими руками. В представленной статье будут даны рекомендации по выбору материала, примеры расчетов опор и ферм и как сварить навес из профильной трубы.

Расчет оптимальной формы навеса

Длина стропила зависит от угла наклона фермы. Для различных величин углов оптимально использование разного кровельного материала:

  • 22-30 – оптимальный угол наклона для строений в областях со значительными снеговыми нагрузками. В качестве конструкция навеса из профильной трубы с таким углом предусматривает преимущественно треугольную форму. Она оптимальна для асбестовых прямых и волнистых листов, различного типа металлопрофиля и этернитового кровельного покрытия.
  • 15-22 – так же являются двухскатными с металлическими типами кровельных покрытий. Такой угол наклона характерен для регионов с увеличенными ветровыми нагрузками. Максимальная величина пролета треугольной фермы с таким углом 20 м.
  • 6-15 – преимущественно односкатные трапециевидные фермы с покрытием из поликарбоната и профнастила.

Односкатный навес из профильной трубы, фото строения с кровлей из профнастила

Расчет навеса из поликарбоната из профильной трубы производится в соответствии со СНиП П-23-81 «Стальные конструкции» и СНиП 2,01,07-85 «Нагрузки и воздействия».

Технологические требования к ферме и последовательность расчета следующая. В соответствие с техническим заданием определяется требуемая величина пролета. По представленной схеме подставляем габариты пролета и определяем высоту конструкции. Производится задание угла наклона фермы и оптимальной формы крыши навеса. Соответственно определяются контуры верхнего и нижнего пояса фермы, общие очертания и тип кровельного покрытия.

Важно! Максимальное расстояние, на котором размещаются фермы при изготовлении навеса из профильной трубы – 1,75 м.

Схема зависимости длины стропил от угла крыши при расчете фермы из профильной трубы для навеса

Выбор профиля

В качестве материала для сборки стропильной фермы можно использовать швеллера, тавры, уголки и другой профилированный прокат который изготовлен из стали марки Ст3СП или 09Г2С (в соответствии с ГОСТ). Однако все эти материалы имеют существенный недостаток по сравнению с профилированной трубой – они намного тяжелее имеют большую толщину при сопоставимых прочностных характеристиках.

Размеры элементов каркаса для навеса из профильной трубы зависят от габаритов строения. В соответствии с ГОСТ 23119-78 и ГОСТ 23118-99 для создания навеса из квадратной трубы собственными руками используют следующие материалы:

  • Для компактных строений с шириной пролета до 4,5 м – 40х20х2 мм;
  • Сооружения средних размеров с пролетом до 5,5 м изготавливаются из профтрубы 40х40х2мм;
  • Строения значительной величины с пролетами более 5,5 м монтируют из профильных труб различного сечения 40х40х3 мм или 60х30х2мм.
  • Размер стойки для навеса из профтрубы – 80 80 на 3 мм.

Чертежи, размеры и основные узлы соединений

Прежде чем приступить к сборке навеса из профильной трубы своими руками необходимо начертить детальный план всего сооружения с указаниями точных размеров всех элементов. Это поможет рассчитать точное количество материалов каждого вида и рассчитать стоимость строительства.

Чертеж навеса из профильной трубы с указанием основных габаритных размеров

Кроме того желательно сделать дополнительный чертеж наиболее сложных конструкций. В этом случае это односкатная ферма и узлы креплений ее основных элементов.

Схема для изготовления фермы из профильной трубы для навеса с основными крепежными узлами

Одним из основных достоинств профильной трубы является возможность безфасоночного соединения. Это проявляется в простоте конструкции и низкой стоимости фермы при длине стропильных пролетов до 30 м. при этом кровельный материал может опираться непосредственно на верхний пояс фермы, при условии его достаточной жесткости.

Узлы крепления для сборки навеса из профильной трубы своими руками, на фото а — треугольная решетка, б — опорная, в — раскосная решетка

Преимуществами безфасоночного сварного соединения является:

  • Существенное снижение массы фермы, по сравнению с клепанными или болтовыми конструкциями до 20% и 25 % соответственно.
  • Снижения трудозатрат и стоимости изготовления, как единичных изделий, так и при мелкосерийном производстве.
  • Невысокая стоимость сварки и возможность автоматизировать процесс путем использования аппаратов с устройством непрерывной подачи сварной проволоки.
  • Равнопрочность сварного шва и соединяемых изделий.

Из недостатков можно отметить:

  • Необходимость иметь довольно дорогостоящее оборудования;
  • Необходим опыт в сварочных работах.

Болтовые соединения при производстве изделий из профильной трубы встречаются довольно часто. Обычно они используются в разборных навесах из профильной трубы или в изделиях, производимых для массового потребления.

Болтовые соединения наиболее простые для монтажа навеса из профильной трубы своими руками, фото присоединенного элемента каркаса

Основными достоинствами таких соединений являются:

  • Простота выполнения сборки;
  • Нет необходимости в дополнительном оборудовании;
  • Возможность полного демонтажа сооружения.

Недостатки:

  • Увеличивается вес конструкции;
  • Необходимы дополнительные детали крепежа;
  • Прочность и надежность болтовых соединений несколько ниже, чем сварных.

Подведя итоги

В статье была рассмотрена конструкция и методы изготовления самого простого односкатного навеса из профильной трубы своими руками, однако, профилированная труба довольно «гибкий» материал из которого можно сделать сложные и эстетически привлекательные конструкции.

Сложная конструкция для создания навеса из профтрубы своими руками, фото односкатного, купольного сооружения

Архитектурные конструкции из профильных труб можно встретить повсеместно, они устанавливаются на дачных участках, у больших магазинов и на промышленных площадках, рядом с государственными и коммерческими учреждениями. Изготовить навес можно самостоятельно, если имеются базовые навыки работы со сварочным аппаратом.

По сравнению с кирпичными, бетонными и деревянными навесами, конструкции из труб имеют ряд неоспоримых преимуществ.


К тому же, подобные сооружения имеют относительно небольшую стоимость. Малый вес позволяет достигать значительной экономии на земляных и фундаментных работах. Такие положительные характеристики навесов стали причиной их популярности среди многочисленных потребителей.

Цены на профильные трубы

Профильная труба

Этапы строительных работ

Любые строительные работы требуют внимательного и очень взвешенного подхода и планирования своих действий на несколько шагов вперед. Кроме того, нужно иметь специальные инструменты и практический опыт работы с ними.

Важно. Любой сварной навес является источником повышенной опасности для окружающих. Работы должен выполнять только профессиональный сварщик, гарантирующий качество всех швов.

Таблица. Этапы изготовления конструкции

Наименование этапа Краткое описание и практические советы
На этом этапе нужно определиться с местом размещением навеса и его функциональным назначением. Навес может стоять отдельно, рядом с домом или иными приусадебными пристройками. Его можно использовать для защиты бассейнов или спортивных площадок от атмосферных осадков, применять в качестве укрытия для автомобиля или различных промышленных товаров. Только после того, как стали понятными общие требования к навесу, можно приступать к следующему этапу.
Нужно снять размеры будущей конструкции, выбрать из многочисленных вариантов оптимальный тип крыши, подобрать кровельные материалы. Одновременно следует определиться с типом и размерами фундамента и всеми линейными размерами сооружения. Настоятельно рекомендуется нарисовать эскиз общего вида навеса, отдельно всех его элементов, указать их размеры. Сделать детализацию ответственных нагруженных узлов.
Тщательно подсчитать количество материалов с учетом непредвиденных расходов. Если проект создается самостоятельно, то из-за недостатка опыта выполнения таких работ обязательно потребуется корректировка некоторых элементов уже во время строительства сооружения. Важно помнить, что любая остановка строительства из-за нехватки материалов всегда становится причиной увеличения общей сметной стоимости. Одновременно следует проверить исправность инструментов и оборудования. Купить электроды соответствующего диаметра, отрезные диски, метизы и т. д.
Очень важный этап. Нужно сваривать фермы и пролеты, готовить вертикальные опоры. В зависимости от проекта предусматриваются раскосы и прочие элементы для увеличения механической прочности конструкции. При этом следует добиваться точного соблюдения размеров каждого элемента, от этого во многом зависит фактическое распределение нагрузок и их соответствие расчетным.
В большинстве случаев такие работы рациональнее выполнять с помощниками, это не только ускоряет процесс сборки, но и делает его безопасным и более качественным. Очередность соединения отдельных элементов в единую конструкцию зависит от инженерных особенностей проекта.
Навесы могут накрываться полистирольными плитами (монолитными или сотовыми), металлическими профилированными лисами, гибкой битумной черепицей или иными кровельными материалами. С учетом их физических параметров выбираются размеры и тип обрешетки, углы наклона скатов или радиусы изгиба арочных стропильных систем. При желании на конструкции устанавливаются декоративные кованые элементы.

Пошаговая инструкция изготовления навеса

Для примера взят навес шириной 6 м без промежуточных опор. Такое большое расстояние между опорами требует изготовления прочных несущих балок, на которых будут лежать навеса.

Шаг 1. Посчитайте необходимый объем материалов для строительства. Для изготовления ферм можно применять трубу сечением 40×20 мм, для балок 40×25 мм. Толщина стенок в обеих случаях два миллиметра.

Практический совет. Всегда делайте запас примерно 5–10% от расчетного количества. Мы уже упоминали, что самостоятельный проект не может предусмотреть точное количество труб.

Шаг 2. Приступайте к изготовлению балок. Длина элемента 6 м, вертикальные промежуточные стойки для такой балки надо размещать через каждые 60 см. Высота конструкции 30 см. Для повышения устойчивости к изгибающим нагрузкам между вертикальными подпорками привариваются две разнонаправленные укосины. Обрезать трубы можно обыкновенной ручной болгаркой, но если у вас большой объем таких работ, то рекомендуется сделать элементарный станок. Все балки проверяйте по шаблону, их размеры должны быть полностью одинаковыми.

Шаг 3. Изготовьте несущие фермы. Делать их можно по такой же инженерной схеме, только с уменьшенными размерами. Высота конструкции примерно 25 см, шаг вертикальных перемычек 75 см. На каждую из них действуют не такие большие усилия, как на балки, что позволяет уменьшать размеры узлов.

Шаг 4. Тщательно очистите конструкции от окалины, потеков металла и технического масла. Погрунтуйте и окрасьте поверхности.

Шаг 5. Установите на место балки и фермы, приварите все конструкции. Работайте очень внимательно. Мы уже упоминали, что навесы относятся к сооружениям повышенной опасности, все узлы должны точно отвечать расчетным несущим способностям.

Шаг 6. Все в норме – начинайте монтировать на навес сливную систему. Крюки для желобов должны быть металлическими, их можно приваривать или прикручивать к балкам. Мы рекомендуем первый метод фиксации – так намного проще и быстрее.

Важно. Не забывайте делать уклон — на погонный метр перепад по высоте между элементами фиксации должен быть не менее пяти миллиметров. Для нашего навеса длиной 6 м общий уклон будет составлять три сантиметра.

Теперь можно накрывать навес плитами сотового поликарбоната