Мы строим дом
Поиск по сайту

А восприятие понимание человека. (ed.) - Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека челове­ком. Личность и общение

Точность восприятия и понимания данным человеком социального поведения других людей в социальной психологии определяется термином социальная перцепция.

В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов, раскрывающих цели в данной ситуации и их реакции на вовлеченных в ситуацию других людей. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может внести поправки в свое собственное поведение, которые необходимы для получения желаемого результата.

С другой стороны, человек должен быть в состоянии не только точно воспринимать реакции других, но и проявлять точность в оценке своего собственного поведения.

Таким образом, необходимо отметить, что в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность в преобразовании ситуации, себя и отличается большей адекватностью в реагировании. Исходя из этого объективно необходимым и важным является рассмотреть факторы, которые мешают целостному формированию образа партнера по общению.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о каком-то человеке, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение определенного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других.

Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную вами информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформированной у вас кем-либо негативной установки.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных конкретных разногласий). После того как такой анализ проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом
случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт. Барьер «неверных стереотипов». Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений, скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».
Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает он в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. А кто помоложе раздражаются, посмеиваются, в результате возникают осложнения в межличностных отношениях.

Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. Мы
должны знать, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения с людьми.

Настроение и поведение человека в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. А. Т. Бек называет эти конструкты как отрицательные когнитивные модели, или схемы. Эти схемы подобны фильтрам, «концептуальным очкам», сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе интерпретируем. Представители когнитивизма (одного из направлений в психологии) подчеркивают, что у человека нет прямых реакций на большинство ситуаций, но его эмоциональные реакции зависят от того, как он воспринимает события. В итоге не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысливаем их.
Следовательно, закономерным является и выявление факторов, способствующих наиболее объективному формированию образа, и что является основой адекватного отношения к партнеру.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях.

1) Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях.

Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и, когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если - что возможно - нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2) Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

3) Интеллект. Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может
заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4) Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик сможет развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.

5) Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

6) Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями, не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений на- столько, чтобы обрести непредвзятый взгляд.

7) Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей... Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо.

8) Социальный интеллект. Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем, у интервьюера, должен быть такой «социальный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.

Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми. Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания.


ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Особенности и результаты взаимодействия между людьми в значительной степени зависят от того, как они воспринимают, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение друг друга, оценивают возможности других участников общения и собственные. Процесс взаимодействия сопровождается взаимопониманием или недоразумением, способностью или неспособностью прогнозировать поведение партнера по общению. Поскольку человек является существом социальным, то и его познавательная деятельность реализуется в социальном контексте.

Исследование закономерностей восприятия людьми друг друга - одна из наиболее актуальных психологических проблем. Психология с момента своего становления как самостоятельной науки всегда держала эту проблему в фокусе своего пристального внимания. Это объясняется не столько теоретическим, сколько практическим значением вопрос. Понимание других людей необходимо каждому, кто хочет общаться, действовать, воспитывать, заниматься управленческой деятельностью.и Ситуации совместной деятельности и общения требуют от участников умения воспринимать, описывать и понимать психологические особенности друг друга. Компетентность и успешность личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности - важная способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов.

Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались отечественными психологами и, прежде всего, А.А. Бодалевым, Г.М. Андреевой, С.В. Кондратьевой, В.Н. Куницыной, В.А. Панферовым, Л.А. Петровской, А.А. Реаном, В.Л. Ситниковым и др.

Цель данной работы - проанализировать особенности восприятия и понмания людьми друг друга.

1. образ человека, его структура и формирование

восприятие человек понимание социальный

Результаты исследований различных аспектов проблемы формирования образа человека в процессе восприятия людей друг другом хорошо известны в кругу психологов. В отечественной психологии классическими стали исследования А.А. Бодалева Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - 200 с..

Психология познания человека человеком характеризуется целым рядом особенностей, которые существенно отличают этот процесс от любого другого познания.

1. Познание другого человека является одновременно и отношением к человеку, и межличностными отношениями, в которые вступают лицо, которое познает (перцепиент), и лицо, которое воспринимают и узнают (объект восприятия), в результате чего между ними возникают привязанность или неприязнь, симпатия или антипатия, взаимная заинтересованность или равнодушие, которые влияют на сам процесс познания и его результаты.

2. Другое лицо воспринимается с позиции молчаливого предположения о наличии принципиального сходства между перцепиентом и объектом социальной перцепции. Мы не смогли бы понимать других людей, если бы не соотносили их с собой, часто неосознанно, с собственным психологическим характером, мыслями и чувствами.

В.Л. Ситников в своей монографии достаточно четко разводит понятия «восприятие», «представление», «познание», «понимание», «образ». Первые четыре относятся к познавательным процессам и отражают динамику, процессуальность, а понятие «образ» статично и отражает результат познания Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 25..

Также при исследовании и описании результатов восприятия, представления, познания, понимания последовательно, обособленно рассматривается каждая из сторон объекта или явления, а образ - это целостный комплекс восприятий, представлений, пониманий, установок. Кроме того, образ совершенно органично допускает единство реального и идеального, достоверного и эфемерного, осознаваемого и интуитивно чувствуемого Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 27..

Различие в формировании образов людей и неживого мира рассматривается В.Н. Куницыной. Она называет отличительные черты восприятия человека человеком: это активный процесс, активизирующий и побуждающий к действию; процесс, имеющий, обратную связь, перестраивающий психические процессы и регулирующий поведение человека Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - С. 154..

А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, П.М. Якобсон и другие ученые показали в своих исследованиях, что образ воспринимаемого человека испытывает сильное воздействие отношений, которые складываются между воспринимаемым и воспринимающим, подвергается воздействию личностных и межличностных переменных. Возникшая модель - образ другой личности несет информационную нагрузку, выполняет регулирующую функцию, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Исследование американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве говорит об устойчивости образа другого человека в сознании воспринимающего. Это исследование показало, что воспринимающие не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. труды [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Издательтво «Институт практической психологии», 2011. - С. 93..

Таким образом, социально-перцептивные образы, как отмечает В.Л. Ситников, - это отражение в сознании человека образов других, людей и самого себя, как члена человеческого сообщества. Они могут отражать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные, несущественные, ситуативные, а порой и просто случайные Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 30..

Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначностью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей. Так А.А.Реан отмечает, что в настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека Реан А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2010. - С. 154..

Следовательно, по мнению В.Л. Ситникова, для понимания содержания образов других людей (Ты - образов) и их роли в организации взаимодействия между людьми и процесса их развития, необходимо проанализировать структуру и сущность Я - концепции.

Формирование социально-перцептивного образа тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания. То есть, Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами. При этом актуализация, конкретной системы Я-образов личности, как отмечает В.Л. Ситников, ситуативна и зависит от многих факторов: самочувствия; предшествующих поступков; ожиданий и намерений; от объекта взаимодействия; от отношения человека к себе, окружающим, к ситуации и прочих факторов Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 31..

Итак, «каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и иррациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого» Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. - СПб: Химиздат, 2011. - С. 65..

Понятие «образ человека» в последнее время стало достаточно широко применяться не только для обозначения облика человека, но и для отражения его сущностных особенностей, характерных для представителей той или иной культуры, социальной, профессиональной, возрастной или иной группы. В качестве синонимов этого понятия в ряде случаев выступают «модель человека», «парадигма человека».

Так, например, в работах М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, В.Л.Обухова и др. были предприняты попытки проследить эволюцию образов человека на Западе, Востоке и в России Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. - СПб: Химиздат, 2011. - С. 69..

Понятие «образ человека» не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания. Образ человека - это целостная совокупность житейских и научных представлений о человеке, комплекс социальных установок на человека, формирующихся в сознании и актуализирующихся в процессе изучения человека и взаимодействия с ним Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 156..

Это достаточно обобщенное понятие может конкретизироваться в более частных понятиях. Так в исследованиях В.Л. Ситникова - это «образ ребенка», «образ друга/недруга», «образ подростка» и др. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 36., в исследованиях С.И. Кедич (Гусевой) - «образ ученика», «образ русского», «образ немца» Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога [Текст] / С.И. Гусева. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол.наук. - СПб., 2010. - С. 9., у И.Ю Шилова - «образ мужчины», «образ женщины» Шилов И.Ю. Полоролевые образы и особенности гендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] / И.Ю. Шилов. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2010. - С. 12. и пр..

2. механизмы восприятия людьми друг друга

Одной из главных психологических потребностей человека как социального индивида является потребность в понимании природных явлений, поступков людей, отношений между государствами и др. Вследствие этого проблема понимания становится универсальной, что имеет немаловажное значение практически во всех сферах общественной и личной жизни - в медицине, образовании, науке, культуре и т.д. И все-таки доминирует потребность в понимании человека человеком. Без умения людей понимать друг друга невозможно представить успешность межличностного общения.

Так же эффективность совместной деятельности невозможна без взаимопонимания, которое требует от каждого участника процесса умения преодолевать сложившиеся стереотипы восприятия, мышления, поведения. Учет точек зрения и состояний других людей является важным способом предупреждения и преодоления конфликтов.

Восприятие людьми друг друга в процессе общения, формирование впечатления является исходной предпосылкой их познания. Такое восприятие - гораздо более активный процесс, чем восприятие человеком других объектов мира, поскольку оно особенно активизирует умственные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждает к действию, осмыслению себя и других, новым знаниям Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - С. 211..

Непосредственно этот процесс начинается с отображением внешности. Наблюдатель оценивает внешние признаки и делает умозаключения (иногда бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по взаимодействию. По одним признакам делается вывод о расовой и национальной принадлежности человека, по другим - о поле, возрасте, социальной принадлежности, уровню культурного развития, еще по другим - о характерологических особенностях, способностях к конкретному делу и пр.

В процессе познания другого человека одновременно происходят эмоциональное оценки его, попытки понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

1. Идентификация. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя с ним, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Идентификация (лат. identicus - тождественный) - процесс отождествления (уподобление) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирования субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, который является моделью Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - С. 106ю.

Следствием идентификации является интроекция (лат. intro - внутрь) - выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, "впитывание" в себя определенных черт объекта и проекция (лат. projectio - выбрасывание) - приписывание другому своих мыслей и чувств Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 174..

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия в социально-психологическом контексте основной навыком, который приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

2. Эмпатия (греч. empathia - сопереживание, сочувствие) - постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который позволяет понять переживания другого человека (механизм познания) действие индивида, помогает ему по-особому выстроить общение (особый вид внимания к другому человеку), способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, т.е. эмпатийность) Там же. - С. 175..

Способность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди похожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие может восприниматься разными людьми, признания права на существование различных точек зрения.

Эмпатия проявляется в повседневной жизни, будучи всегда связанной с конкретной ситуацией. При недостаточной реализации возникают нарушения в межличностных отношениях.

Учитывая переживания объекта эмпатии, эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными: одни люди могут радоваться чужому горю, другие - сочувствовать. Взяв за основу особенности проявления, эмпатию подразделяют на следующие виды:

Эмоциональная эмпатия. Основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

Когнитивная эмпатия. Базируется на интеллектуальных процессах;

Предикативная эмпатия. Проявляется как способность человека прогнозировать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях;

Эстетическая эмпатия. Чувственное понимание художественного объекта, который является источником эстетического удовольствия Реан А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2010. - С. 208..

Важными формами эмпатии является сопереживание - переживание индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие - эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно к собственному состоянию и действиям.

3. Эгоцентризм. Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма. Как механизм познавательной деятельности, он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм (лат. ego - я и centrum - средоточие) - сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что вызывает его неспособность понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность Там же. - С. 209..

Учитывая сферу проявления, выделяют такие разновидности эгоцентризма:

Познавательный эгоцентризм. Характеризует процессы восприятия и мышления;

Моральный эгоцентризм. Неспособность понять причины поступков других людей;

Коммуникативный эгоцентризм. Неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.

4. Рефлексия. Этот перцептивный механизм реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, с кем он контактирует.

Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад, самопознание) - осознание индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности, вид познания, в процессе которого субъект становится объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 182..

5. Стереотипизация. Основу этого важного механизма социальной перцепции образует бессознательное структурирование личности.

Стереотипизация (греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - процесс формирования впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов; отнесения социальных объектов или форм взаимодействия к известным или кажущихся известными, явлений, приписывание им знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 178..

Совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку, называют оценочными стереотипами. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвующие над людьми. Формируются они как следствие недостаточной осведомленности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать.

6. Каузальная атрибуция. Исследования каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальная (лат. causa - причина) атрибуция (лат. attributio - приписывание) - интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 184..

Часто, не зная или зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, люди начинают приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление исследователи назвали фундаментальной ошибкой атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция переоценки значения личностных черт и установок человека и недооценка роли ситуации в объяснении поведения индивида.

Ввиду того, участником события или его наблюдателем является субъект восприятия, выделяют следующие типы атрибуции:

Личностная атрибуция. Причина приписывается лично тому, кто совершает поступок;

Объектная атрибуция. Причина приписывается объекту, на который направлено действие;

Атрибуция, связанная с обстоятельствами. Причина приписывается обстоятельствам.

3. индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия

В психологии межличностного познания, зависимость восприятия другого человека от индивидуальных особенностей самого субъекта восприятия, от общего содержания его психической стороны жизни, перцептивного опыта, интересов, чувств и т.д., называют апперцепцией, субъективностью.

Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем больше он увидит в объекте восприятия. Содержание восприятия человека человеком всегда будет определяться поставленными перед ними задачами, а так же мотивами их деятельности и эмоциональными реакциями.

Апперцепция есть результат жизненного опыта индивида, который обеспечивает осмысленное восприятие окружающих объектов и выдвижение различных гипотез об их особенностях. Различают два вида апперцепции:

1. Устойчивую (характеризуется устойчивыми особенностями личности: мировоззрением, убеждениями, образованностью и пр.);

2. Временную (сказываются ситуативно возникающие психические состояния человека: его эмоции, установки, экспектации и пр.) Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - С. 258..

Стереотипы являются регуляторами социальных отношений, своеобразным "защитой" (оправданием собственного поведения), удовольствием агрессивных тенденций, способом высвобождения групповой напряженности, им присущи экономия мышления, устойчивость.

Разнообразие особенностей, функций стереотипов является предпосылкой многих их классификаций. По критерию содержания выделяют следующие их виды:

Профессиональные стереотипы. Речь идет о персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала;

Физиогномические стереотипы. Основой является признание взаимосвязи черт внешности и внутренних качеств личности;

Этнические стереотипы. Фиксируют взаимоотношения между этническими группами, является частью самосознания и менталитета нации, связанные с национальным характером Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 180..

Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях. Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных планах освещают процесс психологической интерпретации человеком другого человека как личности.

Кроме индивидуальных различий существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам - для его воссоздания на полотне, врачам - с целью более точной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности, эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание социальных объектов в социальном контексте, прежде всего восприятие и понимание людьми друг друга, называют социальной перцепции.

Социальная перцепция - целостное восприятие субъектом социальных объектов (людей, групп, общностей), которое позволяет надежно определять успешность и перспективы межличностного взаимодействия.

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составляющей частью общения и условно ее называют перцептивной стороной. В плане общения человека с человеком целесообразнее говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятие (или - как вариант - о восприятии человека человеком).

Восприятие внешности - начальный этап анализа процесса межличностного понимания. Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. В целостной внешности человека как объекта познания выделяют статические и динамические характеристики.

Процесс социального познания никогда не был простым, человека всегда подстерегали трудности и препятствия на пути познания себя и других в социуме. В особо напряженные времена индивиду важно не потерять чувство реальности, творчески применить свои знания и умения, адекватно оценить ситуацию и себя в ней.

Восприятие сопровождается смысловой и оценочной характеристикой объекта восприятия, ему присуща единство познавательных и эмоциональных компонентов.

Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности, это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей, является, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот педагог работает.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 365 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - 200 с.

3. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога [Текст] / С.И. Гусева. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол.наук. - СПб., 2010. - 18 с.

4. Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

5. Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - 344 с.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. труды [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Издательтво «Институт практической психологии», 2011. - 356 с.

8. Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. - СПб: Химиздат, 2011. - 272 с.

9. Реан А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2010. - 352 с.

10. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - 288 с.

11. Шилов И.Ю. Полоролевые образы и особенности гендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] / И.Ю. Шилов. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2010. - 19 с.

Подобные документы

    Восприятие человека, целостное отражение восприятия в чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Механизмы восприятия и понимания людей друг другом. Возрастные и профессиональные особенности, формирование понятий о личности человека.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Ведущий канал восприятия: понятие, виды. Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга. Эффект первичности - тенденция к переоценке первой информации о человеке. Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Социальная перцепция и межличностное восприятие, эмоциональные регуляторы. Эффекты межличностного восприятия: первичности, новизны, ореола, стереотипизации. Механизмы взаимопонимания и оценка их эффективности. Проявления фундаментальной ошибки атрибуции.

    презентация , добавлен 27.08.2013

    Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Восприятие внешних признаков человека. Создание собственной стратегии поведения. Варианты социально-перцептивных процессов. Механизмы социальной перцепции. Эмпатия, аттракция и рефлексия.

    презентация , добавлен 04.01.2012

    Понятие аттракции как процесса взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования ее приемов. Психофизиологическая природа восприятия внешнего облика человека. Особенности межличностного восприятия и понимания человека в процессе общения.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    реферат , добавлен 25.02.2006

    Сущность и подходы к изучению понятия "общение". Основные отличия категории деятельности от категории общения. Характеристика взаимного восприятия и понимания военнослужащими друг друга. Факторы, влияющие на восприятие и понимание человека окружающими.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2009

    Общение, как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Раскрытие понятий "социальная перцепция" и "межличностная перцепция". Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека. Действия человека на окружающих в различных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2009

    Механизмы взаимопонимания в процессе общения, факторы восприятия. Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей. Формирование первого впечатления о другом человеке. Эффекты межличностного восприятия. Реализация функции обратной связи.

Восприятие - более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящейся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия).

В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные.

К простым восприятиями относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. В зависимости от модальности рецепторов различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, в общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощущениями.

К числу сложных видов восприятий относят восприятие пространства (величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений), движения (скорости, направленности).

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.

Как видим, физиологическую основу восприятий составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора (при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторные связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности). Благодаря межанализаторным связям в восприятии отражаются и такие особенности внешнего мира, для которых нет специализированных анализаторов, например величина предмета, его вес, форма, удельный вес и др. И потому в восприятии мир познается полнее и глубже, чем в ощущениях.

Восприятие связано не только с ощущением, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом - ощущением и мышлением - более сложным, высшим познавательным процессом.

Восприятия всегда выступают как субъективные образы объективно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается человеком.

Типы и особенности восприятий

В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические.

Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей.

Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого.

Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.

Восприятия классифицируют и по другим признакам: по восприятию речи, поведения, человека человеком (перцепция), образа и т.н.

Восприятие как психический познавательный процесс имеет особенности, учет которых может повысить качество профессиональной деятельности специалиста.

В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность.

Восприятие имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие человеком предметов и явлений имеет для него определенный смысл (что это: кирпич, хлеб, металлическая заготовка) и личностный смысл, значимость (полезные - вредные, нужные - ненужные, красивые - уродливые и т.д.).

Восприятие носит предметный характер. В нем отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкретное предназначение и смысл.

С предметностью восприятия связана его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами.

Следующая особенность восприятия состоит в его структурности. Мы узнаем предметы и явления благодаря устойчивой структуре, системе их признаков. Все это непростая сумма, комплекс отдельных ощущений. В восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений (например, стул, стол, автомобиль воспринимаются нами как соответствующие предметы вне зависимости от их частных, конкретных признаков).

Объективный источник целостности и структурности восприятий находится в реальной действительности, в ее объектах и их связях. Субъективно целостность и структурность восприятий обеспечивается предметной деятельностью и формированием условно-рефлекторных связей. И. М. Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов.

Восприятия отличаются константностью - независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от условий восприятия. Одни и те же предметы могут восприниматься нами в разных условиях (время суток, расстояние, степень освещенности, на разном фоне и т.п.), которые не могут не оказывать влияния на качество восприятия, однако объективные параметры предметов воспринимаются в неизменном виде (что это: количество, объем и т.п.).

Одной из особенностей восприятия человека является его избирательная направленность. В восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия. Выделение объектов может проходить либо непроизвольно, без волевых усилий, либо произвольно, на основе воли.

Выделение тех или иных объектов зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей, интересов, установок, от состояния его психики, физического здоровья. На особенности восприятия человеком объективной реальности оказывают влияние поставленные перед ним задачи, его цели, мотивы поведения и деятельности. Избирательность в восприятии предметов и явлений действительности, других людей может иметь полоролевые, возрастные, этнические, профессиональные, религиозные и другие особенности.

Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от содержания психики человека, от его опыта. Эта зависимость называется апперцепцией и может быть как устойчивой, так и неустойчивой, временной. Устойчивость апперцепции обусловлена жизненным опытом человека, его установками, стилем поведения, деятельности, мышления, уровнем и характером самооценки, системой смыслов и ценностей. Временная апперцепция возникает под влиянием психического состояния и характера деятельности человека, проявляющихся чувств, настроений.

Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состояния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фрустрационные и эйфорические состояния человека.

Как видим, восприятие является активным психическим познавательным процессом, которым можно управлять.

В процессе восприятия могут возникнуть ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией. Наиболее распространены иллюзии зрительного восприятия (рис. 7.3-7.7). Известен факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что человек длительное время после ампутации руки или ноги продолжает "чувствовать" отсутствующую часть конечности и даже пытается двигать ею и пользоваться для захвата или перемещения предметов, ощущает в ней боль. Фантом конечности обычно наблюдается после ампутации у взрослых людей и в отношении тех частей тела, которыми они активно пользовались.

Причины иллюзий самые разные. Иллюзию может вызвать временная апперцепция. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые предметы кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. Общеизвестны иллюзии стрелы, железнодорожных путей, концентрических окружностей, контраста, иллюзия веера и др.

Рис. 7.3.

Рис. 7.4. Избирательность восприятия. На этом рисунке попеременно воспринимается то ваза на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Но если тот или иной объект

становится предметом деятельности, то он доминирует в поле восприятия (например, при выявлении соотношений элементов вазы)

Рис. 7.5.

Рис. 7.6. Иллюзия контраста. Внутренний кружок слева кажется больше внутреннего кружка справа, хотя в действительности они равны

Рис. 7.7.

Виды восприятий

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия подразделяют на непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренное восприятие не связано с волевым напряжением и заранее поставленной целью. Оно происходит в результате непосредственного взаимодействия органов чувств и действительности, запечатления ее образов в памяти человека помимо его желания, непреднамеренно, непроизвольно. Вполне очевидно, что при таком восприятии образы реальной действительности не только не осознаются человеком (отражение происходит на подсознательном уровне), но и обладают недостаточной четкостью, определенностью. Вместе с тем такие восприятия играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека: они создают мощный информационный фон в его психике и при определенных обстоятельствах могут оказывать влияние как на восприятие им действительности, так и на ориентации и поведение в ней.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли. Такое восприятие осуществляется как система целенаправленных перцептивных действий и требует специального научения, опыта человека. В процессе преднамеренного восприятия происходит обнаружение, различение, идентификация и опознание искомых предметов, явлений, из связей.

Одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение - преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. Наблюдение более эффективно, если наблюдатель обладает развитым мышлением, памятью, вниманием, достаточными знаниями и опытом в наблюдаемой области.

Наблюдение более успешно у людей с развитой наблюдательностью, состоящей в способности и умении подмечать те или иные грани, свойства действительности, понимать их природу, взаимосвязи, зависимости. Наблюдательность несет в себе и профессиональные аспекты, особенности жизненного опыта. В этом смысле наблюдательность у людей содержательно различна в зависимости от характера профессиональной деятельности, специальности и социального (нравственного, политического, семейного и др.) опыта. И поэтому подготовка специалиста предполагает формирование у него профессиональной наблюдательности как качества личности.

Личность и общение.

Личность. Развитие личности.

Лекция 34. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:

Личность. Развитие личности. Ленинградская психологическая школа тесно связана с именами таких классиков советской психологической науки, как Борис Герасимович Ананьев, Борис Федорович Ломов, Алексей Александрович Бодалев и др. традиции научной школы Ананьева оказали существенное влияние на современные психологические исследования в различных сферах, прежде всего – в сфере изучения личности.

Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический” и в свое время явился новым словом в отечественной психологической науке. Этот подход предполагал системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека.

Индивидуальное развитие Ананьев рассматривает как внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания и т.д. Сложность структуры и многофакторность развития объясняют неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития человека на всех его стадиях. Особенности гетерохронности Ананьев исследовал не только на примере индивида, но и личности. Изменчивость является основной характеристикой личностных свойств человека и проявляется она на протяжении всего жизненного цикла человека. Механизмом этой изменчивости является гетерохронность развития.

Ананьев и его коллеги в своих исследованиях рассматривали характеристики человека в их взаимосвязи и с учетом становления человека в различные возрастные периоды. В результате этих исследований удалось доказать, что природа психофизиологического развития в период зрелости разнородна и противоречива. Эта противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования (интеллект, логические и мыслительные функции), так и элементарны процессы (метаболизм) и индивидуальные, в частности, нейродинамические показатели.

Обобщая данные различных наук, Ананьев пришел к выводу, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития различных систем характерны для всего онтогенеза и являются его общей закономерностью. Признание этих закономерностей позволяет активно управлять развитием.


Сенсорно-перцептивная организация личности. Основной принцип – принцип комплексности исследований человека – в наиболее полной форме был реализован Ананьевым при изучении сенсорно-перцептивных процессов.

Целостный подход в изучении сенсорно-перцептивных процессов предусматривает выделение структурно-функциональных связей сенсорно-перцептивных процессов и индивидной и личностной характеристик человека. В результате многочисленных исследований Ананьев сформулировал тезис о сенсорной организации человека как единой системе анализаторов всех без исключения модальностей, включенных в общую структуру человеческого развития. Сенсорная организация связана с образом жизни и деятельностью человека.

Генетическим началом этой организации являются тактильные функции, которые образуют сенсорные цепи. Эти цепи представляют собой информационные потоки, сходящиеся внутри сенсорной организации индивида. В процессе исторического развития и на его основе внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы (речеслуховая, зрительная и т.д.). более того, существуют не только частные виды чувствительности отдельных анализаторов, но и общий для данного человека способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом и входящий в структуру темперамента - сензитивность. Изучение сензитивности и сензитивных периодов развития человека (периодов, в которые та или иная функция действует особенно эффективно) позволило изменить подходы к обучению и воспитанию.

Для теории развития большое значение имеет открытие оптимумов чувствительности многих модальностей в периоды после завершения основных процессов роста и созревания. Оптимумы модальностей, находящихся под постоянной нагрузкой перемещаются в более поздние периоды жизни. Исследования данной школы позволили описать явление сенсибилизации сенсорных функций и показали ее значение для практической деятельности человека.

Многочисленные исследования Ананьева и его сотрудников позволили показать сложную, многоуровневую взаимосвязь сенсорно-перцептивной, индивидной и личностной характеристик человека, выявить закономерности возрастно-половых различий чувствительности, установить зависимости между сенсорными, интеллектуальными мнемическими и другими процессами.

Личность и общение. Следующей важнейшей категорией, изучением которой занимался Ананьев и его сотрудники, было общение. Представители данной психологической школы в рамках общей, возрастной, педагогической и дифференциальной психологий подчеркивали, что человек развивается в мире, развивая и формируя бесконечное число связей с предметным миром и с миром людей. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с миром предметов” и “миром людей” устанавливаются и развиваются, является деятельности – труд, общение, учение, игра и другие ее виды.

Ананьев считал основной характеристикой общения как деятельности то, что через него человек строит свои отношения с людьми. Являясь обязательным компонентом всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно (общение) оказывается условием, без которого невозможно познание окружающей действительности, формирования эмоционального отклика и основанного на этом поведения.

Анализируя процесс общения с точки зрения его составляющих, исследователи (Ананьев, Веккер Л.М.) выделяют в нем помимо речевых и неречевых средств общения внутреннюю сторону – познание участников общения друг другом и преобразование себя в общении.

Восприятие и понимание человека человеком. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, а также целостностью и структурностью.

Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки.

Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Указано, что с возрастом в восприятии другого человека происходят определенные изменения (увеличивается количество характеристик физического облика, увеличивается количество экспрессивных характеристик, падает количество описания физического оформления, становится богаче воспринимаемая палитра чувств, повышается степень точности восприятия и т.д.). Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Описан факт влияния профессиональной установки на формирование образа другого человека. Данные особенности восприятия, связанные с родом деятельности, явно проявляются у врачей, артистов, писателей, следователей, педагогов и т.д. (Кто наиболее точно и полно воспринимает внешность другого человека? – Художник. Кто наиболее точно воспринимает особенности пластики другого человека? – Хореограф. Чье восприятие в наибольшей степени искажено профессиональными установками? – Учителей и работников правоохранительных органов. Почему?)

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

1. теснота и длительность знакомства;

2. сформированность как личности субъекта восприятия;

3. личностный опыт предыдущего общения.

Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Показана важность в понимании таких качеств личности субъекта, как наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя.

Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.

Монография посвящена Восприятию и пониманию людьми друг друга. В ней рассматриваются закономерности и механизмы восприятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ психологической интерпретации личности личностью и показывается, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповторимым своеобразием. Монография рассчитана на специалистов, представляющих гуманитарные науки, но ее с интересом прочтут все читатели, которые хотят разобраться в законах, по которым строится общение людей.

Предисловие

В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные.ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами, таким образом, обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше основании для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.