Мы строим дом
Поиск по сайту

Инновационные технологии интеллектуального развития дошкольников. Интеллектуальные информационные технологии. Результаты, к которым мы стремимся

Людмила Маслова
Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик

Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик .

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее : его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность детей в нужное русло. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение , диктуют необходимость использования новых технологий , при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников . Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции. Для этого можно использовать следующие инновационные методики и технологии : логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера (способствуют развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей); уроки Домана (развивают интеллект детей с помощью физических упражнений); игры А. Зака и А. Столяра (развивают логическое мышление и звуковые навыки) ; игры В. Воскобовича (развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять); система раннего развития М . Монтессори (развивает самостоятельность и инициативу) ; развивающие игры Б . Никитина (развивают память , внимание, воображение, творческие, логические и математические способности) и т. д.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника .

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную.

Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества» Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте. Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный.

Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя.

Ученые не перестают уверять, что мозг является уникальным, но при этом самым загадочным органом человека. Ведь до конца понять, какими способностями он обладает, и каковы его ресурсы, не могут даже самые выдающиеся умы современности. Учитывая количество мифов о мозге, можно сделать вывод, что на сегодняшний день есть лишь один научно доказанный факт: этот орган функционирует не в полную силу, а всего на 4-8%.

Рис. Методы интеллектуального развития

Как же добиться, чтобы мозг заработал лучше и продуктивней? С этой целью специалисты разработали множество методик и упражнений. Ниже будут описаны наиболее эффективные из них.

Смена основной руки

На протяжении суток выполняйте некоторые дела (прием пищи, написание текста вручную, чистка зубов, нарезка овощей) «непривычной» для Вас рукой. То есть левой, если являетесь правшой, либо правой, если Вы являетесь левшой. Именно это позволит . Специалисты уверены, что регулярное выполнение этого упражнения развивает не только интеллект, но и творческие способности, а также пространственное воображение.

Здесь есть главное условие: Вы должны обязательно иметь желание подвергать свой организм физическим нагрузкам. Если спорт доставляет дискомфорт, не вызывая малейшего интереса, лучше заменить данное упражнение другой техникой. Конечно, заниматься спортом без особой охоты тоже полезно. Однако процессы развития интеллектуальных способностей в данном случае будут протекать крайне вяло. Ученые провели эксперимент на хомяках, бегущих внутри колеса. Выяснилось, что, если физические нагрузки вызывают удовлетворение и не заставляют испытывать дискомфорт, это благотворно сказывается на функциях мозга.

Он оказывает положительное воздействие на здоровье в целом, в том числе и на работу мозга. Дело вот в чем: когда человек смеется, в организме происходят процессы выработки эндорфинов («гормонов счастья»). Это положительно сказывается на работе всех органов и систем. Также данные гормоны , они помогают мозгу настраиваться на работу. Чаще смейтесь. Для этого можно просматривать юмористические передачи, читать соответствующую литературу или просто веселиться и шутить в кругу друзей.

Любознательность

Указанную черту характера можно назвать любопытством. Но речь не идет о чрезмерной и неуместной любознательности, например, о непреодолимом желании знать, как живет и сколько зарабатывает сосед. Важно интересоваться новыми для Вас вещами, явлениями. И лучшим методом проявления любознательности учеными признан регулярный вопрос «Почему?», который нужно задавать самому себе. Пусть это войдет в привычку. Ежедневно спрашивайте себя о чем-либо по 8-12 раз и тут же пытайтесь отыскать аргументированный ответ.

Развивая интеллектуальные способности, Вы получите еще один приятный бонус - автоматически приобретете такой навык, как . Обладая им, Вы сможете не только быстро прочитывать тексты, но и лучше воспринимать их смысл, а также запоминать и при необходимости воспроизводить информацию.


Новые образовательные результаты требуют новых технологий Вчера Содержание – набор предметных занятий (ЗУНы) Репродуктивные способы (методы) обучения Ребенок – объект обучения ……….. Другие дети Другая страна с новым социально-экономическим укладом Другие цели образования Компетентностные стандарты Все другое… Сегодня Инновационные технологии- исследовательские метод проектов обдумывать самостоятельно добывать знания мыслить принимать решения предъявлять продукт




Какое обучение способно заглянуть в будущее НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА применение технологий исследовательского обучения, метода проектов Именно специально организованная проектно-исследовательская деятельность дошкольников преподносится как деятельность, эффективно решающая основные педагогические принципы – деятельностный подход, формирование исследовательских навыков, актуализацию субъектной позиции ребенка, способность к саморазвитию, социальный опыт.


Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает три относительно самостоятельные программы: 1.Подпрограмма – «тренинг»Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. 2.Подпрограмма - «детская исследовательская практика» проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов 3.Подпрограмма – «мониторинг»


Подпрограмма – «тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Подпрограмма - «исследовательская практика» Основное содержание работы в рамках действий этой программы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.







Итоги I – этапа Материалы для сборника рекомендаций Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Диагностика сформированности познавательно интереса у детей старшего дошкольного возраста. Планирование работы с детьми по экспериментированию. Модель совершенствования профессионального ма­ стерства педагогов Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей


Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». Цель проекта: -развитие познавательной активности, интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. -Задачи 1 Организовать предметно-развивающую среду. 2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. 3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. 4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.


Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей). 1 этап: сентябрь - декабрь 2012г. Предварительная подготовка: - экскурсии и целевые прогулки; - наблюдения за объектами и явлениями природы; - беседа «Мой мир – какой он?»; - рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; - знакомство с материалами мини- центра «Опыты и эксперименты»; - тренинг по активизации исследовательского поведения.


2 этап: январь – декабрь 2013г. Практическая часть: Центр «Хочу все знать»: - проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения. - чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»); - эвристические беседы по изучаемым темам. - обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов); - мониторинг (презентации научных работ). Игровой центр: - игры словесные; - развивающие игры и упражнения. Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок): - изготовление макетов: горы, вулканы; - копилка «нужных ненужных» вещей; - плановые опыты; - опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах); - оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).




Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям: - в отношении детей: * через их совместную работу по поиску и сбору информации; * по умению анализировать и систематизировать информацию; * по умению общаться со сверстниками и взрослыми; - в отношении родителей: * через повышение родительской активности и заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом; * через активное участие в предлагаемых формах работы.


Особенности организации проектно- исследовательской деятельности в детском саду Организация деятельности организации совместной деятельности, в которой используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте. Способ сотрудничеств а - новой позиции сотрудничества – совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, где последние получают возможность проявить собственно исследовательскую деятельность; Образователь ное пространство - особой организации образовательного пространства, как творческой–мастерской, где педагог выступает как партнер, ориентированный на продуктивную творческую содеятельность, пространства, развивающегося по принципу событийности (чередование определенных знаковых событий, формирование традиций, способствующих развитию детско-взрослого сообщества). Создание условий - специально смоделированных условий, где среда выступает не как обстановка, а как источник развития ребенка, позволяющий детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности;


Этапы эксперимента 1 этап Внедрение исследовательских методов и приемов 2 этап Пробные мини- исследования 3 этап Совместные детско- взрослые проекты поисковая активность - высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность исследовательские навыки, актуализация субъектной позиции ребенка Исследовательское поведение С К В О З Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы




Эффективность применения технологий - отсутствие отрицательных последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит мотивации и пр.); - повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе; - изменение уклада жизни дошкольного учреждения; - формирование базовых компетентностей ребенка-дошкольника, повышение уровня их личностного развития; - рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в успешности обучения детей в школе, удовлетворенности родителей качеством услуг дошкольного учреждения.





План:

1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе.

2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер).

3. Коллективное творческое воспитание, технология разработки коллективных творческих дел (по И.П. Иванову).

Глоссарий:

1. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

2. Интеллектуальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

3. Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

4. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или(и) субъективной значимостью.

5. Коллективное творческое дело – это социальное творчество, направленное на служение людям, творчество самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях (И.П. Иванов).

5.1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Определенными способностями наделены все люди. Различают общие способности , обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности и специальные способности , которые обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо специфической области деятельности. Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость ума, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства. Например, дети с достаточно развитыми общими способностями хорошо учатся по разным предметам, у них быстрый темп обучения. Специальные особенности проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике и др. При этом в других областях человек не достигает особых успехов.

Большинство психологов и педагогов склоняются к тому, что способности у человека не являются врожденными свойствами и сами по себе не формируются. Родившийся человек обладает задатками – анатомо-физиологическими предпосылками способностей, которые либо развиваются в деятельности и перерастают в способности, либо остаются нереализованными, если человек не участвует в деятельности, способствующей становлению и развитию на основе задатков как общих, так и специальных способностей. Доказано, что каждый родившийся здоровый ребенок располагает определенным фондом природных задатков для физического, интеллектуального, эмоционально-художественного творческого развития. В каждом из детей заложены потенциальные определенные способности, которые нужно выявить и создать условия для их развития. Педагогом должны быть усвоены общие положения о развитии интеллектуальных, творческих способностей детей в целостном педагогическом процессе:


· Генетические комбинации у всех разные, поэтому выявление задатков как потенциальных способностей и дальнейшее их развитие – задачи педагогической диагностики, осуществляемой по принципу индивидуального подхода к каждому ученику.

· Задатки (в дальнейшем способности) имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться. Педагогу необходимо изучать, знать эти периоды и именно в их рамках создавать условия для развития способностей (особенно специальных – спортивных, художественных, математических и др.).

· Реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (даже на этапе внутриутробного, пренатального развития), если нарушены экологические условия жизни, не созданы соответствующие психолого-педагогические, жизненные обстоятельства.

С точки зрения вышеприведенных положений педагогу необходимо понимать, что уровни способностей у его учеников будут разные, учить и воспитывать всех одинаково в силу этих обстоятельств невозможно.

Психологами и педагогами выявлены особенности психосоциального развития одаренных детей. К ним относятся такие качества, как повышенное стремление реализовать свои личностные возможности (самоактуализация), самостоятельность, социальная автономность, склонность к лидерству и к соревновательности. Психосоциальная чувствительность одаренных детей проявляется в богатых воображении и фантазии, изобретательности, творчестве. Вместе с тем одаренные дети имеют и свои негативные стороны. Это повышенная активность, которая рассматривается психологами как гиперактивность, чрезмерная возбудимость и чувствительность. Педагоги нередко озабочены такими свойствами явно одаренных детей, как эмоциональный дисбаланс, нетерпеливость, тревожность, склонность к самообвинению, преувеличенная требовательность к себе и к окружающим людям. Нередко одаренные дети проявляют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную; исследования показывают, что заниженная самооценка встречается чаще, чем завышенная).

Наибольшие трудности в воспитании и образовании способных, одаренных детей вызывает диссинхрония (неравномерность) их развития . Это может проявляться, например, в несоответствии физического развития его умственным, творческим возможностям. Можно считать психолого-педагогической ошибкой учителей (воспитателей, родителей) их требования разносторонности в развитии всех одаренных детей (по исследованиям Е.С. Беловой, разносторонне одаренные дети составляют лишь 1,5 – 3% от всех, наделенных ярко выраженными способностями) .

Педагогам и родителям следует учитывать и такие проблемы одаренных, способных детей, как неприязнь к стандартным требованиям школы, изоляция от сверстников, протест против педагогических требований вообще, если они кажутся одаренному ребенку ненужными и бессмысленными или не отвечающими их интересам.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что особо способные дети (одаренные), как и дети с проблемами в развитии, с умственной отсталостью, требуют особого педагогического внимания, помощи со стороны воспитателей, они нуждаются в создании особых условий жизни, которые окажут положительное влияние на развитие и реализацию их способностей. И педагоги, и родители одаренных детей, все окружающие их люди должны осознавать, что одаренные дети – это духовное, экономическое, культурное богатство страны. Прогрессивное развитие любого государства связано со стремлением выявить, развить и реализовать творческий потенциал своих одаренных, талантливых, иногда гениальных граждан.

В Республике Беларусь создан специальный, Президентский фонд социальной поддержки одаренных детей и молодежи. Вместе с тем решение проблемы детской одаренности в большей степени зависит в нашей государственной педагогической системе от того, насколько каждый учитель и воспитатель в современной школе владеет технологиями работы с одаренными школьниками.

5.2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков). Рассмотрим и проанализируем технологию обучения, направленную на развитие творческих качеств личности, разработанную и реализованную Генрихом Альтовым (Генрихом Сауловичем Альтшуллером), изобретателем, писателем-фантастом, автором ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология используется в рамках системы развивающего обучения (см. предыдущую лекцию), ее цель – формирование творческой личности, то есть таких личностных качеств, как:

Самостоятельность в определении проблемы.

Аналитическое мышление.

Умение использовать усвоенные ЗУН(ы) в принципиально иной ситуации, чем та, в которой они формировались.

Видение нового в уже знакомом и привычном (альтернативность мышления).

Данная педагогическая технология, названная ТРИЗ, основывается на следующих концептуальных положениях:

Теория – это катализатор творческого решения проблем.

Знания – инструмент, основа творческой интуиции.

Изобретать могут все (то есть, творческие способности есть у каждого психически и физически здорового человека, ребенка).

Творчеству, как и любой другой деятельности, можно учиться.

Включение в процесс обучения основных и доступных школьникам типов проблем, характерных для конкретного предмета, сферы науки, изучаемой в его рамках, и практики.

Г.К. Селевко выделяет в технологии как индивидуальные, так и коллективные приемы решения творческих задач: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск исследовательских путей .

Мозговая атака (брейнсторминг) это метод коллективной выработки идей решения творческой задачи. Его цель – сбор как можно большего количества идей, гипотез, направленных на устранение проблемы, противоречия между знанием и незнанием. Это позволяет освободиться от стереотипности мысли, от мышления «по инерции», от привычного хода мысли в решении творческой задачи. Пример – обсуждение ответа на вопрос в интеллектуальной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»). Основное правило мозговой атаки – запрет на критику предложенной даже самой сумасбродной идеи, при этом не запрещается подшучивать над идеей, сопровождать ее разными (но не критического характера) репликами.

Успех решения творческой задачи во многом зависит от руководителя-организатора группы, который может увидеть в многообразии идее одну верную, использовать ее как гипотезу для решения проблемы. Однако отбор идей производится не одним человеком, а группой специалистов-экспертов, которые осуществляют их оценку в два этапа – сначала отбираются наиболее оригинальные и рациональные, затем выделяется из них самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Характерными признаками технологии являются: групповое обучение (группы формируются по разным принципам, но всегда срабатывает принцип свободы выбора), наличие сотрудничества и сотворчества учителя с учениками; использование игровых методик обучения; формирование мотивации решения творческих задач.

Технология развития творческих способностей учащихся, созданная Игорем Павловичем Волковым, названа «Школой творчества». Ее основная концепция – идея развивающего обучения: учебно-познавательная деятельность детей организовывается не только для усвоения содержания образования, но в большей мере способствует развитию творческого начала личности школьника. Творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А. Пономарев).

В Школе творчества И.П. Волкова осуществляется компьютерный подход к обучению (компьютерное обучение способствует выработке алгоритмов решения творческих задач, дает возможность использовать информационное и исполнительское обеспечение).

Обучение осуществляется по двум равноценным направлениям – есть единая базовая программа обучения и творческая деятельность на этой базе.

В обязательном порядке ведется педагогическая диагностика, позволяющая выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, в дальнейшем учитывать индивидуальность в процессе развития творческого начала в ребенке. Результаты диагностики и учета индивидуальных особенностей в обучении находят отражение в творческих книжках и дневниках школьников.

И.П. Волков осуществил в своей технологии дидактическую реконструкцию учебного материала, ввел блочно-параллельную систему обучения, основанную на внутрипредметных и межпредметных связях. В его «Школе творчества» нет последовательных предметов, разделов и тем традиционно построенной программы. Есть объединенные узловые вопросы, на которых и основаны раздел, предмет либо несколько предметов (учебные блоки). Таких блоков в технологии И.П. Волкова несколько, по ним проводятся уроки творчества, содержание материала и построение которых позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, выявлять способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются разнообразные формы внеклассной работы с условием, что ее результаты должны быть конкретным продуктом, который может быть зафиксирован в творческой книжке ученика (поделки, модели, литературные сочинения, рисунки, музыкальные произведения и т.д.). Оценивание результатов творчества производится на основе анализа этой книжки. Она является своеобразным школьным документом, при выдаче заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Формы оценки – похвала за инициативу, публикация или выставка работ, награждение грамотами, присвоение званий.

В дополнение к традиционной внеклассной работе организовывается новая ее форма –творческая комната, где школьники получают начальную профессиональную подготовку по избранному профилю (литературному, физическому, химическому, биологическому и т.д.).

5.3. Коллективное творческое воспитание, технология разработки коллективных творческих дел (И.П. Иванов). Игорь Петрович Иванов (1925 – 1991) – академик Российской академии образования (РАО), автор методики коммунарского воспитания, технологии разработки КТД (коллективных творческих дел – см. глоссарий), которая возникла как воспитательная технология, система коллективного творческого воспитания или социального творчества.

Концептуальные положения технологии определены как:

Диалогичность общения участников педагогического процесса, организованного в рамках технологии разработки КТД.

Уважение педагогом самостоятельности ребенка, его уникальности.

Социальная (общественная) направленность деятельности всех участников КТД.

КТД – средство создания мощного творческого поля.

Использование феномена коллективного влияния на индивидуальные способности отдельной личности.

Создание условий для осуществления детьми деятельности (любого вида, разнообразной) творческого характера.

Г.К. Селевко на основе анализа организации КТД выделил следующие этапы технологии И.П. Иванова:

I этап: поиск (определяется проблема, вид дела на ее основе; задачи, которые необходимо решить для организации КТД, осуществляется подготовка, сбор-старт для мозгового штурма).

II этап: целеполагание, организация поиска (сбор-старт, выборы совета дела).

III этап: мозговой штурм, прогнозирование и планирование решение творческой задачи (план подготовки дела, работа микроколлективов, проверка готовности к КТД).

IV этап: реализация целей (проведение дела, непосредственное решение творческой задачи).

V этап: анализ, рефлексия проведенной работы (подготовка коллективного анализа, сбор-огонек, на котором осуществляется анализ-рефлексия).

VI этап: последействие (реализация решений) .

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самореализации, самовыражению и самоутверждению. В технологии широко используется игра, присутствуют элементы состязательности. Непременным характерным признаком КТД является сотрудничество, совместная деятельность детей и взрослых, педагогов и воспитанников, при которой все члены коллектива участвуют в нужном, социально значимом деле, вносят свой вклад в создание творческого социального продукта. Главная методическая особенность КТД – субъектная позиция личности участника коллективного творчества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Докажите, используя текст лекции, что создание педагогических технологий развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка – актуальная проблема современной педагогической теории и практики.

2. Выделите основные положения об осуществлении работы педагога с одаренными детьми в целостном педагогическом процессе.

3. Что объединяет раскрытые в лекции технологии развития интеллектуальных и творческих способностей детей? В чем заключаются их различия и оригинальность?

Литература:

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. – М.: Флинта, 2004.

2. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. – М., 1975.

3. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. – М., 1992.

4. Коломина, И.П. Структура и механизм творческой деятельности / И.П. Коломина. – М., 1983.

5. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. – М.,1983.

6. Левин, В.А. Воспитание творчеством / В.А. Левин. – М.: Знание, 1977.

7. Одаренные дети / [под общей ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого]; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

8. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшина.

М.: Педагогика, 1991.

9. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

11. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. – М.: Знание, 1988.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад №12 «Росинка»

Семинар-практикум

«Игры нового поколения

В интеллектуальном развитии дошкольника»

Подготовила и провела:

Казанцевой М.А.

ноябрь, 2016

Семинар-практикум

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Цель семинара:

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии

Применение игровых развивающих технологий (палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса) в учебно- образовательном процессе в группах дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

Обучение педагогов методам применения развивающих игр (ИКТ, лист Мёбиуса).

План

1. Вступительное слово «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».

2. Презентация «Инновационные технологии: палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса развития интеллекта дошкольников».

3. Практическая часть: ИКТ, лист Мёбиуса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема нашей встречи: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».

Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.

П. Я. Гальперин

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Игра имеет особое значение в жизни ребенка.Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни.В игровой деятельности всегда присутствует воображение,а игра и воображение взаимосвязаны.

И сегодня мы уделим внимание развивающей игре " Удивительный лист Мёбиуса".

«Игра- это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский.

«Путешествие по развивающим играм»

Ход:

«Дерево ожидания»

Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру. Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

"Вхождение в игру"

Цель: интеллектуальная разминка.

Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности.

Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)

Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)

Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)

Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).

Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)

Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)

Без какой буквы не существует воздушное пирожное?(безе- без «е»)

Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).

Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)

Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)

Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?(радиус).

Теоретическая часть

Презентация

Практическая часть

1. «Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

На столе лежат следующие предметы и игрушки:

Шляпа

Кошка и мышка

Дом

Ежик и гриб

После презентаций игр обобщение.

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов, дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику рук.

В игре ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв - он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности - рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

2. Мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса"

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Введённый федеральный государственный стандарт определённо изменил роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя . Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Немного истории

Лист Мёбиуса - топологический объект, односторонняя простейшая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса была обнаружена независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858г. Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности, т. к. находясь на поверхности ленты Мёбиуса, можно было бы идти по ней вечно. Сейчас мы это и попробуем.

Опыт № 1.

Возьмем полоску бумаги, перекрутим ее один раз и склеим концы. Это и будет лист Мебиуса. Легко убедиться, что у него одна сторона.

Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и разрежем склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто : из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?

Вывод : получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.

Опыт № 2.

Если разрезать ленту, отпуская от края приблизительно на треть её ширины;

Вывод : то получаются две ленты, одна- короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.

Опыт № 3.

Разрезаем лист Мебиуса на одну четвертую от края.

Вывод : получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой.

Опыт № 4.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами посередине по линии, параллельной краю.

Вывод : получили два кольца с двумя перекрутами, сцепленные друг с другом.

Опыт № 5.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами на одну треть от края.

Вывод : получили один лист Мебиуса и два кольца с двумя перекрутами.

Опыт №6.

Возьмем полоску, перегнутую по длине один раз. Перекрутим ее на полный оборот и склеим концы, накладывая «домиком» один конец на другой. !Теперь разрежем двойной слой склеенной ленты по ее средней линии!

Вывод : получатся три кольца, сцепленные попарно.

3. «Дерево ожидания»

(рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Самоанализ

семинара-практикума для педагогов

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Важные секреты педагогического мастерства».

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Петровский В.А., Сухомлинский В.А и др.).

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлением жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений.

Не все родители понимают самоценности своей семьи и особенности восприятия ее как социального и воспитательного института. Все это наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию.

Сотрудничество воспитателей и родителей, создает благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, интеллекта, приобщение к культуре общения.

Поэтому дошкольное учреждение уделяют этой проблеме большое значение, и ищут новые формы взаимодействия взрослых и детей.

Образ мира ребёнка не совпадает с нашим миром - миром взрослых.

Мир детства светлый и беззаботный. В нём дети много играют, а в игре они развиваются. Истинное воспитание ребёнок получает в семье! А детский сад для детей – это большая игрушка. Как нужно прожить день в детском саду? … Весело, интересно для себя и для других.

Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

С целью актуализации творческого развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя был проведен семинар-практикум с педагогами.

В игре принимали участие воспитатели всех возрастных групп.

Для вовлечения педагогов в коллективную деятельность, развития умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения педагогических ситуаций все педагоги были разделены на две команды.

Для достижения поставленной цели были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Для совершенствования педагогического мастерства педагогов, формирования у педагогов потребности: в творчестве, развития находчивости, сообразительности, логическом мышлении, педагогам были предложены задания: «Дерево ожидания», "Вхождение в игру (разминка)", презентация, «Каша из топора», мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса", опыты № 1-6, «Дерево ожидания (релаксация)».

Вывод: поставленная цель была достигнута, педагоги показали высокий уровень профессиональной подготовленности, работали сплоченно, показали умение работать в команде, аргументировано отстаивали свою точку зрения.

Были решены следующие задачи:

  • совершенствовалась профессиональная компетентность педагогов, в развитии интеллектуальной и творческой активности;
  • педагоги были вовлечены в коллективную деятельность, развивалось умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения предложенных задач.
  • были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Палочки Кьюзинера

Задачи:

  • познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • осваивать прямой и обратный счет.
  • познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  • помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
  • научить делить целое на части и измерять объекты.
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Воскобовича

Цели и задачи технологии.1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Блоки Дьенеша

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.