Мы строим дом
Поиск по сайту

Бабанский ю к педагогический процесс. Ю. Бабанский. Педагогика, М. «Просвещение. Основные работы Бабанского Ю.К

Вклад в педагогическую науку

Бабанский Юрий Константинович - знаменитый педагог советской России.

После окончания в $1949$ году физико-математического факультета в Ростовском педагогическом институте там же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.

В период с $1975$ по $1977$ год был ректором ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В $1979$ году был назначен вице-президентом АПН СССР.

Юрий Константинович создал теорию оптимизации обучения. В которой обучение выступает в качестве научно-обоснованного выбора и реализации варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения задач образования и воспитания детей. Он предполагал использование данной теории для решения различных педагогических проблем. Бабанский рассматривал методы и основы применения оптимизации в качестве одного из аспектов общей теории научной организации педагогической деятельности.

Замечание 1

Бабанским была предложена система четких рекомендаций по определению эффективных форм и методов предупреждения второгодничества и неуспеваемости, основанных на глубоком изучении причин детских неудач в учебе.

Под его редакцией были выпущены учебные пособия для пединститутов - «Педагогика».

Ю.К. Бабанский также является автором более трехсот научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкому кругу читателей известны его работы по теории педагогики, оптимизации учебно- воспитательного процесса в школе, дидактическим проблемам, учебные пособия для вузов и педагогических училищ. Под его руководством было подготовлено большое число докторов и кандидатов наук.

Бабанский, работая над своей теорией призывал педагогов и образование в целом к свободе выбора, к проявлению индивидуальной позиции учителя, к постоянному осмыслению и анализу своей деятельности. Юрий Константинович настаивал на безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на глубоком профессионализме.

Сегодня школа обретает творческую свободу и постепенно преодолевает гнет чиновников образования. Но еще двадцать лет назад этого хотели передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский был одним из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он говорил о свободном выборе педагогом методов, форм, приемов и средств обучения и воспитания. В этой области он считал допустимым только советы, помощь и консультирование. Бабанский считал поурочный план личным документом учителя и не допускал вмешательства руководства и чиновников в работу педагога.

Основные работы Бабанского Ю.К.

«Педагогика» Данное учебное пособие создавалось по новой программе курса педагогики для студентов всех факультетов педагогических институтов.

«Оптимизация процесса обучения» В данной работе рассматриваются основы теории оптимизации учебного процесса, обосновывается выбор критериев и процедур выбора лучшей структуры обучения, структурируется передовой опыт работы разных школ в этой области. Общие формулировки теории оптимизации получают конкретизацию на примере профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста и организации учебного процесса подготовленных школьников.

«Избранные педагогические труды» В книгу Бабанского включены труды разных лет по основам теории обучения и воспитания школьников. Его исследования основаны на изучении опыта педагогической работы ростовских школ и иных регионов страны и посвящены оптимизации учебно-воспитательного процесса, методикам и методам обучения, целостному подходу к изучению всего учебного процесса.

1. Ю.К. Бабанский. Педагогика, М. «Просвещение»

1988 г., с.с. 351-352

Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню познавательной деятельности.

Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремиться заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.

Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.

После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.

Например, в процессе изучения темы «Обработка комбинированного воротника» ученикам по окончании урока был предложен тест, который они должны были выполнить в течение 10 минут.

1. А.В. Петровский Общая психология, М. «Просвещение»

Примерное тестовое задание

Вопросы Ответы и уровень усвоения материала
1 Назовите срезы детали изделия – полочки. Боковой срез, плечевой срез, срез борта, срез проймы, срез низа, низ горловины 2
2 Назовите срезы детали изделия – воротника Срез отлета, срез конца воротника, средний срез, срез стойки. 2
3 Назовите срезы детали изделия – подборта. Срез внутренний, срез борта, срез низа, срез горловины, срез плечевой. 2
4

Определите для каждой операции обработки воротника соответствующие параметры (ширину шва):

1. Соединение частей нижнего воротника;

2. Обтачивание воротника;

3. Выметывание канта;

4. Высекание прокладки из шва обтачивания воротника.

а. 0,7; б. 1,0; в. 0,1; г. 0,2.

2

К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.

Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.

Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.

Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ребят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов в ученической бригаде, приемом изучения рационализаторской деятельности рабочих во время экскурсий на предприятия.

2.2. Педагогические технологии активного обучения.

Ориентация системы среднего и высшего образования на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в школе, лицее, колледже и ВУЗе. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую, познавательную деятельность обучаемых. В школе и вузовской практике находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способствуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основание для разработки конкретных педагогических технологий.

Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач направленных на формирование умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.

Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на начальном этапе обучения, я использую игру.

Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «лото», «кроссворд».

По горизонтали

1. Легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка (реже из шерсти, льна, вискозы). (батист)

2. Цифровое и буквенное обозначение типа материала. (артикул)

3. Упругие нити, которые содержаться в эластичных тканях, одежда из которых обтягивает фигуру. (лайкра)

4. Ткань с ярко выраженными рубчиками, горизонтальными или вертикальными. (репс)

5. Прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения. (органза)

По вертикали

6. Материал, вставляемый для жесткости и сохранения соответствующей формы мелкой детали. (флизелин)

7. Собирательное название группы тканей с зернистой поверхностью. (креп)

8. Ткань с неровной узелковой поверхностью. (букле)

9. Ткань с наклоненными рубчиками на лицевой стороне, используемая для подкладки. (саржа)

10. Хлопчатобумажная ткань с узкими продольными полосками, которая образованна утолщенными нитями основы. (зефир)


В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки изделия.

Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.

Более слабому ученику достается карточка с заданием типа:

Ø Вы заказчик, и пришли в ателье заказать себе модель платья. Ваша задача суметь правильно объяснить закройщику желаемый фасон модели.

Ученику со средним уровнем подготовленности поручается роль закройщика и в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые должен будет употребить в речи при беседе с заказчиком. И со слов заказчика нарисовать модель.

Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен внимательно прослушать диалог закройщика с заказчиком и выявить все ошибки, допущенные в разговоре учащихся.

Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.

Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.

Следующим шагом самостоятельной работы ученика будет подготовка сообщения на заданную тему. Наиболее удачные сообщения можно оформить в виде рефератов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция. При изучении темы история костюма были выделены лучшие сообщения, дополнены и переработаны в рефераты. Заключительным этапом работы по этой теме была игра «Колесо истории», на которой был использован материал этих рефератов.

В результате проделанной работы я заметила проявление интереса к моему предмету, активность на занятиях активно возросла. Благодаря таким формам обучения я приучила учеников работать с научной литературой, делать самостоятельные выводы и перешла к более серьезным типам урока, таким как: урок-лекция, урок-семинар, урок-беседа.

2.3. Принципы технологий активного обучения.

Любая форма работы, любой метод, любая форма урока выбранная мастером производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения. А именно:

1. Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога, в результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию на нем превращается в творческий.

2. Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целостное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, показать значение экологии окружающей среды.

3. Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обучения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.

4. Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интегрированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протяжении многотысячелетнего пути развития.

5. Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются реальные условия для повышения эффективности педагогического процесса.

6. Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, интенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отражение действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.


Лишь единицы (например, К. Ф. Вандер) выступали против дуалистичности школьной системы. Педагогика до конца не отказалась от идей "классического" образования, распространенных в предшествующую эпоху. 5. Главные направления развития школы В крупнейших странах Западной Европы и в США в XIX в. происходило становление национальных систем школьного образования. Интерес общества и участие государства...

... – биологический феномен. Отрицался социальный фактор формирования личности. В лоне этого течения развивалась рефлексология. Представители: Н.Е.Румянцев, А.П.Нечаев, В.П.Вахтеров, П.П. Блонский и др. Практико-ориентированная педагогика. Все личностные качества заложены богом или природой. Жизнь – процесс спонтанного раскрытия этих свойств благодаря их взаимодействию с окружающей средой и опытом...

Насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развития психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом...

Предоставлять природе свободу помогать самой себе и не ускорять эту самопомощь, а только следить, чтобы окружающие об­стоятельства и обстановка поддерживали работу природы "22. У истоков педагогики свободного воспитания, набравшей силу к на­чалу XX столетия, стоял Л.Н. Толстой (1828-1910). В 60-70 гг. XIX в., на волне подъема русского освободительного движения в пореформен­ной России, Толстой...

Назначение деятельности учителя в обучении . В процессе обучения органически сливаются преподавание и учение, т. е. деятельность учителя и учеников. Назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Важно подчеркнуть, что в прошлом при характеристике процесса обучения деятельность учителя нередко сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а ученик лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, хотя это и предполагает наличие объяснения, изложения новой информации и пр.

Каждый цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов. Все эти элементы присущи и деятельности учителя.

Планирование деятельности учитель осуществляет посредством составления календарно-тематических и поурочных планов. Примерные календарно-тематические планы публикуются соответствующими методическими журналами, и учителю в них приходится вносить лишь некоторые коррективы, вытекающие из особенностей данной школы и класса. Разработке поурочных планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы.

Текст плана зависит от педагогического опыта учителя. Начинающим учителям целесообразно на первом этапе своей работы планировать уроки несколько подробнее, указывая в них цель урока, объединяющую в себе основные задачи учебного, воспитательного и развивающего характера, кратко фиксировать основные вопросы, которые будут использованы при опросе, излагать план изучения нового материала, указывать номера упражнений для закрепления и применения знаний, содержание заданий для домашней работы, перечень оборудования, литературу. Опытные учителя уже не нуждаются в подробной записи цели и задач урока, тем более что их формулировки содержатся в пособиях по методике изучения соответствующего предмета.

Планирование уроков должно служить целям повышения педагогического мастерства учителей, оказания им практической помощи. Все это требует творческого подхода к планированию, который проявляется не только в разной степени детализации плана, но и в преодолении шаблона в структуре.

Организация учебной работы по выполнению намеченного плана подразделяется на подготовительный и исполнительный этапы.

При подготовке к уроку учитель по возможности обеспечивает:

– подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;

– предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр видеоматериала, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты;

– привлечение учеников для подготовки предстоящих опытов, лабораторных работ и демонстраций;

– предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, для того чтобы учесть возможные затраты времени на уроке и дома;

– подбор учебно-методической литературы, которая будет использована на уроке, снабжение ее закладками-указателями, чтобы быстро находить необходимые места.

По ходу предварительной организационной работы учитель вносит некоторые коррективы в план урока, детализирует его или снимает некоторые задания, которые могут вызвать затруднения у учеников.

Организация преподавания на самом уроке предполагает, с одной стороны, организацию самих действий учителя и, с другой – организацию деятельности учащихся по усвоению учебного материала, стимулирование и мотивацию учения.

Организация деятельности учеников включает в себя постановку перед ними учебных задач, создание благоприятных условий, при которых школьники принимают эти задачи, четкое распределение функций между учениками при организации практических работ, краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности, своевременное оказание помощи учащимся при выполнении учебных заданий.

К сожалению, нередко организаторская функция учителя на уроке сводится лишь к постановке заданий и затем переходит уже в жесткий контроль их выполнения. Этапы инструктажа, оказания помощи, организация рациональной взаимопомощи нередко упускаются из виду, и в результате элемент организации оказывается недостаточным. Эффективность учения снижается.

Стимулирование активности учеников в процессе обучения– одно из важнейших условийус пешного преподавания. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и методы стимулирования активной учебной деятельности. Стимулирование может быть осуществлено как за счет привлечения внимания учеников к теме, возбуждения любознательности, любопытства, познавательного интереса, так и путем развития у учеников долга, ответственности, активизирующих учение, несмотря на отсутствие в данный момент занимательной ситуации, интересных фактов и т. д.

Текущий контроль, регулирование, корригирование . Преподавание предполагает осуществление текущего контроля усвоения учебного материала. Осуществляется контроль путем наблюдений за деятельностью учеников, постановки контрольных вопросов, упражнений обычного и программированного типа, путем индивидуальных собеседований с отдельными учениками во время самостоятельной работы класса, просмотра письменных работ, тетрадей учеников во время прохождения учителя по классу и т. д.

Текущий контроль позволяет выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности учеников, своевременно обратить на них внимание и предупредить накопление пробелов, ошибочных действий. В результате текущего контроля учитель оценивает рациональность избранного им варианта организации учебной деятельности школьников, а также изложения учебного материала и других видов преподавания. Это позволит оперативно вносить коррективы в организацию преподавания и учения школьников, регулировать процесс обучения путем дополнительных разъяснений, постановки наводящих вопросов, организации взаимоконтроля учеников и разумной взаимопомощи при выполнении лабораторных и практических работ. В ходе контроля может возникнуть потребность в изменении темпа обучения – в замедлении его при наличии затруднений или ускорении, если найдены более удачные варианты учебной работы школьников. Текущий контроль требует соблюдения такта, внимания по отношению к ученикам.

Завершает цикл преподавания анализ достигнутых результатов . Конечно, речь идет об анализе реально достижимых для данного этапа результатов.

Во время анализа эффективности усвоения учебного материала на этапе, когда уже было проведено достаточно упражнений и домашних заданий, очень важно не только определить степень знания фактов и определений, но и попытаться установить уровень их осознанности, а также умение применить полученные знания для решения практических задач. Важнейшим элементом является также анализ причин имеющихся пробелов в знаниях и умениях. Эти причины могут зависеть от качества преподавания, от уровня дисциплинированности учеников, отношения их к учению, состояния здоровья, работоспособности и внимания, от степени сформированности навыков учебного труда, умения работать с книгой, развития темпа чтения и письма. Очень важно выявить весь возможный круг причин недостатков в обучении. Затем путем сравнительного анализа выделить из возможных причин самые основные, доминирующие и наметить меры, направленные на их устранение.

Несмотря на целый ряд возможных подходов к характеристике процесса учебной деятельности, все же можно охарактеризовать некоторые типичные варианты действий учеников под руководством учителя и во время полностью самостоятельной учебной деятельности.


Похожая информация.


Учебное пособие создано в соответствии с новой программой курса педагогики для студентов педагогических институтов всех факультетов. Содержание пособия значительно переработано с учетом Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, задач, поставленных XXVII съездом КПСС перед системой народного образования.

Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики

Глава 1. Педагогика. Ее предмет, основные категории и методологические основы (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Понятие о воспитании, педагогике как науке и ее основных категориях

§ 2. Методологические основы марксистско-ленинской педагогики. Учение о цели воспитания и факторах развития личности (Ю.К. Бабанский)

§ 3. Критика методологических основ буржуазной педагогики

§ 4. Методы педагогического исследования

Глава 2. Целостный педагогический процесс — основной фактор всестороннего развития учащихся (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Понятие о педагогическом процессе

§ 2. Общность и специфика обучения и воспитания

§ 3. Общие свойства и закономерности педагогического процесса

Глава 3. Принципы целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин)

§ 1. Понятие о принципах целостного педагогического процесса

§ 2. Характеристика принципов педагогического процесса

§ 3. Взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса

Глава 4. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Научная организация педагогического процесса

§ 2. Интенсификация педагогического процесса

§ 3. Оптимизация педагогического процесса

Глава 5. Учитель как творец педагогического процесса (В.А. Сластенин)

§ 1. Учитель - ключевая фигура школьной реформы

§ 2. Источники и предпосылки педагогического творчества

§ 3. Педагогический процесс - творчество коллективное

§ 4. Рабочее время и творческий потенциал учителя

Раздел П. Теоретические основы школьного воспитания в педагогическом процессе

Глава 6. Сущность и содержание коммунистического воспитания (В.А. Сластенин)

§ 1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

§ 3. Самовоспитание и перевоспитание

§ 4. Предупреждение правонарушений среди учащихся. Правовое воспитание

Глава 7. Методы воспитания (В.А. Сластенин)

§ 1. Основные понятия и классификация

§ 2. Методы формирования сознания личности

§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

§ 4. Методы стимулирования поведения и деятельности

§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

§ 6 Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Глава 8. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения. Атеистическое воспитание (В.А. Сластенин)

§ 1. Сущность и основные черты марксистско-ленинского мировоззрения

§ 2. Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

§ 3. Атеистическое воспитание

Глава 9. Умственное воспитание учащихся (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Задачи и основные пути умственного воспитания

§ 2. Воспитание культуры учебного труда

§ 3. Развитие мотивационной и интеллектуальной сфер личности

§ 4. Умственное воспитание в условиях НТР

Глава 10. Идейно-нравственное воспитание (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Задачи, содержание, формы и методы идейно-нравственного воспитания

§ 2. Воспитание идейности, патриотизма и интернационализма

§ 3. Воспитание в духе мира и дружбы между народами

§ 4. Воспитание социалистического гуманизма и демократизма

§ 5. Экологическое воспитание

§ 6. Воспитание коммунистического отношения к труду, сознательной дисциплины

§ 7. Утверждение здорового образа жизни

Глава 11. Трудовое воспитание. Экономическое воспитание и образование. Профессиональная ориентация (В.А. Поляков)

§ 1. Теоретико-методологические основы трудового воспитания

§ 2. Цели, задачи и условия трудового и экономического воспитания

§ 3. Профессиональная ориентация учащихся

§ 5. Общественно полезный, производительный труд учащихся как средство воспитания

Глава 12. Эстетическое воспитание (В.А. Сластенин)

§ 1. Сущность и задачи эстетического воспитания

§ 2. Система эстетического воспитания в школе

Глава 13. Физическое воспитание (В.А. Сластенин)

§ 1. Задачи и содержание физического воспитания

§ 2. Основные средства физического воспитания

§ 3. Организация физического воспитания в школе

§ 4. Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию

Глава 14. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника (Т.Н. Мальковская)

§ 1. Формирование личности в коллективе - ведущая идея коммунистической системы воспитания

§ 2. Коллектив, его признаки и структура

§ 3. Процесс развития детского коллектива

Раздел III. Организационно-методические основы воспитательной работы в школе

Глава 15. Пионерская и комсомольская организации в школе. Ученический комитет (Т.Н. Мальковская, Е.П. Белозерцев)

§ 1. Воспитательная работа пионерской организации

§ 2. Воспитательная работа комсомольской организации

§ 3. Самоуправление в школе

Глава 16. Воспитательная работа классного руководителя (Д.М. Гришин)

§ 1. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе и наставник учащихся

§ 2. Организационно-педагогическая работа классного руководителя

§ 3. Планирование и учет работы классного руководителя

Глава 17. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа (Ю.К. Бабанский)

§. 1. Задачи и основные принципы организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы

§ 2. Формы и методы организации внеклассных занятий

§ 3. Формы и методы воспитательной работы внешкольных учреждений

Глава 18. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности. Работа в группах продленного дня (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Школа - ведущее звено в системе коммунистического воспитания

§ 2. Воспитание детей в семье

§ 3. Организационные объединения для осуществления связи школы, семьи и общественности в микрорайоне

§ 4. Воспитательная работа в школах с продленным днем и в группах продленного дня

Раздел IV. Теоретические основы школьного обучения в педагогическом процессе

Глава 19. Предмет, основные категории и задачи дидактики (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Дидактика и ее основные категории

§ 2. Актуальные проблемы дидактики в свете решений XXVII съезда КПСС и документов о реформе школы

§ 3. Критика современных буржуазных теорий обучения

Глава 20. Процесс обучения, его методологические и теоретические основы (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Методологические основы процесса обучения

§ 2. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения

§ 3. Структура процесса обучения

§ 4. Назначение и структура деятельности учителя в учебном процессе

§ 5. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения

§ 6. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения

Глава 21. Содержание образования (Н.А. Сорокин)

§ 1. Общая характеристика содержания образования

§ 2. Характеристика нормативных документов, реализующих содержание образования в современных школах и СПТУ

§ 3. Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования

Глава 22. Методы и средства обучения. Применение ЭВМ в учебном процессе (Ю.К. Бабанский)

§ 1. Понятие о методах обучения и их классификация

§ 2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

§ 3. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.

§ 4. Методы контроля и самоконтроля в обучении

§ 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения

§ 6. Средства обучения. Применение ЭВМ в учебном процессе

Глава 23. Формы организации обучения (Н.А. Сорокин)

§ 1. Классно-урочная система обучения

§ 2. Урок - основная форма организации обучения

§ 3. Другие формы организации обучения

Раздел V. Теоретические основы управления деятельностью школы

Глава 24. Управление школой. Внутришкольный контроль (Н.А. Сорокин)

§ 1. Общие основы управления народным образованием

§ 2. Управление школой и СПТУ

§ 3. Организация внутришкольного контроля

§4. Школьная документация. Учебно-материальная база школы

Глава 25. Методическая работа в школе. Внедрение достижений педагогической науки и распространение передового опыта (Н.А. Сорокин)

§ I. Методическая работа в школе. Повышение квалификации и аттестация учителей

§ 2. Внедрение в практику научных достижений и распространение передового опыта

Заключение (В.А. Сластенин)

Предисловие

Итак, Вы решили посвятить свою жизнь замечательной профессии учителя.

Учитель!.. Каждый из нас, оглядываясь в прошлое — в свое детство, найдет в самых глубинах памяти светлые чувства и мысли, обращенные к школе, учителю, вспомнит тот час, когда впервые с открытой душой и сердцем слушал учителя, внимал ему.

Учитель!.. Он встречает детей впервые на пороге школы и провожает в самостоятельную жизнь. Он перед детским взором с малых лет, он всегда рядом, его присутствие становится затем вполне естественным и обычным. И только когда пройдет много-много лет, мы начинаем особо понимать и ценить труд учителя, узнавать его в себе. Только став взрослыми и занимаясь своими детьми, мы вдруг понимаем, сколько надо сердца, чтобы взрастить их, сколь сложна, трудна и беспокойна профессия учителя.

Избрать путь учителя решается далеко не каждый. Ведь педагог - это призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это путь твой.

Выбрать путь учителя - значит выбрать путь поиска, постоянного беспокойства, это значит встать на путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Но, как правило, именно трудное дело дает удовлетворение, приносит радость и прибавляет силы для преодоления препятствий. Учитель, пробуждающий мысль ребенка, увлекающий его на путь познания, не может не испытывать радости творца.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но и прежде всего сформировать человека, вырастить его как личность со стойким характером борца, а не созерцателя.

От поколения к поколению передает учитель эстафету коммунистических идеалов, героических свершений, труда и подвига во имя счастья и мира на земле. Он связующее звено в цепи поколений.

Приступая к изучению педагогической науки, помните, что она призвана помочь Вам стать настоящим Учителем!

Педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Знание педагогической науки освобождает учителя от многочисленных проб и ошибок в трудном деле учения, воспитания и развития детей, помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Овладевая педагогической наукой, студент как бы поднимается на плечи своих предшественников, ему открываются новые дали, более широкие горизонты, многообразные пути к великой цели формирования личности нового типа, способной осуществить задачи революционной перестройки общества, повысить роль человеческого фактора в реализации идеалов коммунизма.

Давний спор о том, что такое педагогика - наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности.

Эта книга посвящена общетеоретическим вопросам курса «Педагогика». Учебные планы педагогических вузов предусматривают изучение ряда дисциплин, составляющих систему знаний и умений в области педагогики и психологии. На первом курсе изучается «Введение в специальность», которое знакомит со структурой народного образования и требованиями к учителю в условиях совершенствования школьного обучения. На этом же курсе преподаются «Общая психология», «Возрастная физиология и школьная гигиена» и начинается изучение «Педагогики».

На втором курсе продолжается изучение «Педагогики» и вводится курс «Возрастной и педагогической психологии». На третьем курсе студенты овладевают «Методикой воспитательной работы» и «Историей педагогики». На четвертом-пятом курсах - методикой обучения предмету. Поэтому в настоящей книге не следует искать подробных методических рекомендаций - это цель другого педагогического пособия для студентов третьего курса. Кроме того, спецкурсы, спецсеминары и факультативы по актуальным проблемам педагогической науки и школьной практики, действующие в педвузах, помогают углубить содержание отдельных проблем курса «Педагогика».

Все это определяет особую роль курса «Педагогика» в общей системе психолого-педагогической подготовки студентов.

Задача курса - помочь будущим учителям овладеть знаниями теоретических основ современной педагогической науки и умениями, необходимыми для эффективной организации обучения и коммунистического воспитания учащихся.

Курс «Педагогика» должен заложить основы педагогического мышления студентов, развить у них способность принимать оптимальные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

Второе издание пособия «Педагогика» существенно переработано. Все пять разделов книги подчинены идее раскрытия целостного педагогического процесса как единства процессов обучения, воспитания и развития учащихся.

Учитывая введение в вузовскую практику учебно-исследовательских форм организации занятий, в пособии шире освещаются методы педагогического исследования, которые студенты могут использовать в ходе педагогической практики и особенно при написании дипломных работ.

В материалах январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркнута необходимость более глубокого анализа принципов обучения и воспитания. Поэтому в настоящем пособии сделана попытка принципиально по-новому подойти к их изложению. Впервые в практике создания учебных пособий по педагогике дана глава, характеризующая принципы целостного педагогического процесса, что позволяет увидеть то общее, что имеется в процессах воспитания и обучения, и, что очень важно, показать большую роль, которую могут и должны сыграть принципы воспитания в повышении эффективности учебного процесса.

Авторы, однако, сознают, что это лишь начало той работы, которая предстоит ученым на пути теоретического обеспечения учительского поиска, комплексной разработки «актуальных проблем формирования личности, непрерывного образования, коммунистического воспитания» . Поставленная на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС задача - создание современной концепции педагогического образования потребует объединения всех общественных институтов.

В раздел I введена новая глава «Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации». В главе показываются пути преодоления экстенсивного подхода к педагогической деятельности и перевода ее на интенсивное построение.

В главе об идейно-нравственном воспитании (раздел II) рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни, борьбы с пьянством, токсикоманией и другими негативными явлениями. В параграфе о перевоспитании и предупреждении правонарушений учащихся раскрыты основные направления правового воспитания.

В разделе V рассматриваются педагогические аспекты демократизации школьной жизни на современном этапе.

В книгу введена глава о методической работе в школе, внедрении достижений науки и распространении передового педагогического опыта, о путях пропаганды ценных форм и методов работы передовых учителей, а также укрепления союза науки и передовой школьной практики.

При изложении всех основных разделов пособия авторы стремились показать диалектику педагогических явлений, излагать не одну, а разные точки зрения на наиболее важные проблемы. Например, в книге показывается принципиальная возможность нескольких классификаций методов обучения и обосновывается новая, более обобщенная и широкая классификация, из которой могут как частные случаи быть выведены другие, ранее предлагавшиеся классификации. Точно так же говорится о разных подходах к изложению педагогических принципов и обосновывается необходимость и рациональность подхода, опирающегося на концепцию целостного описания процесса педагогической деятельности.

Сквозная идея данного пособия - необходимость овладения методологией и методикой выбора оптимальных вариантов обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей учеников, специфики классных коллективов и личностных данных самого учителя.

Для активизации самостоятельной работы студентов в пособии дается система контрольных вопросов и заданий, которые необходимо выполнять при подготовке к практическим занятиям и в процессе педагогической практики. Этой же цели служит система библиографических указателей, приводимых в конце каждой темы.

В пособии расширена информация об опыте учебной, внеклассной и внешкольной работы, о различных приемах, которые используются в деятельности школ и ОПТУ. Поскольку формы работы довольно быстро обновляются, то студентам необходимо самостоятельно анализировать опыт работы школ в период педагогической практики и дополнять приведенные в пособии иллюстрации новыми примерами из жизни.

Отдельные главы учебного пособия содержат материал для деловых педагогических игр и упражнений. Имеются в виду, например, описанные в книге упражнения по выбору методов обучения, характеристика некоторых типичных воспитательных ситуаций и пр. С этой же целью могут быть использованы вопросы и задания, приводимые в конце каждой главы.

При использовании настоящего пособия полезно одновременно знакомиться с программой по педагогике, так как в ней даны советы по осуществлению межпредметных связей с другими вузовскими предметами.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.