Мы строим дом
Поиск по сайту

История. Таганская Слобода: народное гуляние «Широкая Масленица Тайны Немецкой слободы

Древняя заяузская местность Болвановка являет собой первую загадку. Дело в том, что с XV века в Замоскворечье известна местность с точно таким же именем «Болвановка», и их очень часто путают. По московскому преданию, так называлось место в покоренной татаро-монголами Руси, где якобы стоял «болван» – то ли языческий идол, то ли войлочное изображение монгольского хана как знак его величия. (Иные исследователи считают, что на заяузской Болвановке стоял не татарский, а древнерусский языческий идол, изображавший солнце.)

Ханский двор в Замоскворечье, где проходила главная дорога из Москвы в Орду, достоверно существовал. Иногда считается, что он был переведен сюда из Кремля еще во времена святителя Алексия: за чудесное исцеление жены хана Тайдулы ему подарили принадлежавшую хану кремлевскую территорию, на которой он построил Чудов монастырь, а двор хана перенесли в Замоскворечье, где образовался политический центр Золотой Орды. Там-то великий Иван III и растоптал в 1480 году ханскую басму, отказавшись платить дань, что стало концом татаро-монгольского ига. По легенде, точно на том месте был позднее выстроен Спасо-Преображенский храм.

А что же было на Таганке? Наиболее стройная и обоснованная версия ученых гласит, что в древности здесь тоже проходила часть дороги в Орду, которая затем приближалась к Кремлю и перекидывалась в Замоскворечье. Реже встречается мнение, что до времен Ивана III именно здесь, на заяузской Болвановке, на восточных подступах к Москве, великие князья с почетом встречали послов Золотой Орды, слушали ханские приказы, которые послы зачитывали, ступив на подстеленные на землю соболя, присягали хану и приносили сюда собранную дань. Так что здесь тоже мог быть свой «болван» –изображение хана. А потом ордынский центр окончательно переместился в Замоскворечье. Впрочем, иногда даже и ученые разделяют мнение, что на заяузской Болвановке, а не в Замоскворечье, Иван III растоптал басму. Еще предполагают, что тут, на будущей Таганке (этот топоним возник позднее), как и в Замоскворечье, подле дороги в Орду селились мирные татары, которые могли поставить тут «болван» – изображение хана или даже капище с идолами.

Достоверно известно лишь то, что от Таганки начиналась очень древняя дорога на юг, по которой и ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Она и могла дать имя заяузской местности, если обе московские Болвановки не были связаны между собой каким-то общим понятием. Именно по этой дороге шло из Москвы на Куликово поле войско Дмитрия Донского. Оттого в наше недавнее время на бывшей Нижне-Болвановской, а ныне Яузской улице поставлен высокий закладной крест, знаменующий, что на этом месте будет открыт памятник благоверному князю Димитрию Донскому.

Другая версия ученых связывает название «Болвановка» (и таганская, и замосквореченская) с деятельностью местных ремесленников, которые изготовляли металлические чугунки-болванки, необходимые для древнего литейного или гончарного дела, – ведь рядом жили и котельники, и кузнецы, и гончары. Такая же ситуация была и в Замоскворечье, где слобода кузнецов соседствовала с собственно Болвановкой. Возможно заяузские мастера (в отличие от замосквореченских) делали не металлические, а деревянные болванки для пошива мужских головных уборов, что породило версию, будто бы в старину на Таганке целой Болвановской слободой жили шляпных дел мастера. Им или поставляли точеные из дерева болванки, или они делали их сами. Есть мнение, что рядом, на Швивой горке, жили древние московские портные – швецы, оттого горка и была названа Швивой. Тогда вполне вероятно, что на соседней Болвановке могли действительно жить шляпники, и что в этом районе древней Москвы производили готовую одежду.

Две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом». Но до этого было еще далеко. Прежде Таганке было суждено перевернуть еще одну страницу в летописи своей истории.

Тайны Немецкой слободы

На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем.

Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять.

В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя.

В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

По поводу дальнейшей судьбы московской Немецкой слободы среди ученых существуют разногласия: одни считают, что знаменитая слобода на Кукуе в будущем Лефортово, на правом берегу Яузы, возникла одновременно с Болвановской. Другие же полагают, что Иноземная слобода была просто переведена с Болвановки на Кукуй, где при Борисе Годунове ее населению разрешили построить кирху, завести мельничное дело, дали льготы, ссуды и проч.

Самое интересное, что в заяузской Болвановке тоже, как и в Замоскворечье, жили московские стрельцы. О том свидетельствует название местного Тетеринского переулка, напоминающее, как считается, о стрелецкой Тетеринской слободе. Согласно старинной московской традиций, переулок был назван по фамилии начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который при Иване Грозном участвовал в походе на Астрахань и возглавлял стрелецкий полк, который и был, вероятно, здесь расположен.

Храм на седьмом холме

История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население.

Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

Столь многочисленным слободам требовалось иметь собственные приходские церкви. Так и получилось, что этот район в старину был буквально усеян храмами. Воскресенский, Успенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский… Многие из них были снесены или перестроены до неузнаваемости после революции, но и сейчас два уцелевших храма – Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах – стоят буквально друг против друга. Теперь это кажется странным, а тогда было естественным слободским разделением. Церковь Успения в Гончарах была приходским храмом московских гончаров, которые поселились здесь из-за близости Яузы – река была необходима для гончарного дела и уберегала центральный город от «огнеопасной» Гончарной слободы. А Никольский храм стал приходским для местных ремесленников Болвановской слободы и, возможно, самих таганцев, пока не появился храм Воскресения словущего, стоявший на стрелке Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц, где сейчас площадь перед таганским гастрономом. Эта церковь была построена позже Никольской, в 1654 году, в благодарность за избавление от эпидемии чумы, от которой тогда особенно пострадало Заяузье. Предположительно ее возводил зодчий Дмитрий Старцев – отец и учитель архитектора Осипа Старцева, который потом построил храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Храм же Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Приход у него уже сложился – в 1632 год Таганская слобода насчитывала 93 двора. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Появившийся храм преподнес Москве еще одну загадку. Возведенный на рубеже XVII–XVIII веков, то есть в ранние петровские времена, ставшие революционными и для московского зодчества, он был построен в архитектурных традициях Московской Руси, – и это в то время, когда по Москве уже шествовало молодое петровское барокко. Храм стал архитектурным анахронизмом. Почему? Это один из редких примеров влияния личности зодчего.

Осип Старцев был убежденным москвичом, и его архитектура выражала дух старой Москвы. Это он построил в Кремле истинное чудо – знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, где объединились Верх-Спасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская. Он же построил и Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Старцевы как-то особо были связаны с Таганкой. Уже говорилось, что его отец, вероятно, строил местную Воскресенскую церковь и был в ней похоронен. А об Осипе Старцеве известно, что он со временем завел собственную гончарную мастерскую, в которой делали поливные изразцы. Исследователи считают, что эта мастерская находилась как раз в районе Таганки–Язуы, где исстари велось гончарное дело и были для того все условия. Изразцы собственного изготовления мастер и поставлял на Крутицкое подворье. Более того, ученые предполагают, что и дом самого архитектора находился рядом с мастерской, то есть в том же Заяузье, где мастер возводил на закате жизни Никольский храм: в этом случае он мог быть и его приходским храмом.

Осип Старцев был очень талантливым архитектором. Об этом свидетельствуют не только его прекрасные творения, но и тот факт, что Старцев дважды получал награду от царя, ибо «он у каменных дел цену сбавил». Ведь тогда быть архитектором значило не только создать проект и воплотить его, но уметь полностью осуществить строительство, руководя и финансовыми, и административными вопросами.

Петровские реформы принесли мастеру трагедию. Никольский храм был намеренно выстроен им не просто в старых традициях, а как протест против новшеств истории. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и стал центром России с самого начала своего основания. Русская жизнь уходила из исконной, православной Москвы в новую столицу, и это не могло не вызвать протест у москвичей и других русских людей. Старцев не получил приглашения в Петербург, порой именно этим фактом объясняют «консерватизм» мастера, оставшегося не у дел, но все было гораздо глубже и драматичнее.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

У этого храма есть особенность: его строили и всегда восстанавливали на средства прихожан. К сожалению, после пожаров и многочисленных перестроек и покрасок мы теперь видим храм не таким, каким он был создан Старцевым. А раньше люди восхищались его архитектурой и убранством. В нем находились бесценные древние иконы – деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского – архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы.

Последняя дореволюционная реставрация храма была проведена в начале ХХ века, когда его обновили художники И. М. и М. И. Дикаревы. К тому времени Таганка уже превратилась из ремесленного в обжитой купеческий район. Хотя и прежде именитые люди не брезговали старой Таганкой. Например, в приходе церкви Николы в Котельниках (недалеко от одноименного храма на Болвановке) жили знаменитые Строгановы, те самые, что осваивали Урал и Сибирь во времена Ивана Грозного. В XIX веке по ходатайству и на средства князя С. М. Голицына, потомка Строгановых, в память о них было построено новое, сохранившееся до наших дней здание Никольского храма, которое возводил Осип Бове. А их перестроенный дом на Гончарной, 12 переходил то к брату канцлера Безбородко, то к генералу Тутолмину, то к «ситцевому» королю Прохорову, владельцу знаменитой Трехгорной мануфактуры.

В 1911 году в 5-м Котельническом переулке поселились купцы Зимины, и особняк для них возводил архитектор В. Д. Адамович, тот самый, что построил Николаю Рябушинскому знаменитую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке. А в следующем, 1912, году для купчихи Платовой архитеткор Гельрих построил двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя – театр на Таганке.

Покаяние

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву. Была снесена и Воскресенская церковь, несмотря на протесты Барановского, и могила зодчего Дмитрия Старцева бесследно пропала. Чудом не пропало творение его сына, и даже в Симоновом монастыре, когда тот сносили в январе 1930 года, после взрыва устояла трапезная, которую построил Осип Старцев.

Никольский храм закрыли около 1920 года, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения – для того походило большое и просторное здание. Все убранство уничтожили. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, но к вечеру на Таганке собралась большая толпа москвичей – около 400 человек. Сосредоточенные части особого назначения принялись «усиленно вести пропаганду», чтобы уговорить народ разойтись.

В 1944 году, когда строили кольцевую станцию метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь, начали разрушать «ненужный» в новом ансамбле Никольский храм. Уничтожили главы и верхушку колокольни, но поскольку патриаршество было только что восстановлено, удалось отстоять храм как памятник архитектуры и даже провести реставрацию, вернув все утраченное, кроме крестов на куполах. И только в 1990 году храм отдали верующим. Он долго-долго стоял закрытым, его плотно запертая дверь притягивала внимание таганских старожилов, манила к себе загадкой – что там, внутри…

Теперь храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Свое название Таганка получила в XVI в. от находившейся в пределах Земляного города дворцовой Таганской слободы. Здесь жили мастера, специализировавшиеся на изготовлении таганов - подставок для походных котлов. Сейчас подобный предмет обихода многим кажется маловостребованной экзотикой, но в свое время таган был необходим каждому, кто пускался в дальний путь, и производство его велось с размахом. Впрочем, жили на Таганке и представители других профессий - память о роде их занятий запечатлелась в названиях улиц. С несколькими из них нам с вами предстоит познакомиться поближе.

Таганская площадь

В XIX в. слово «Таганка» стало нарицательным. Здесь селились купцы, многие из которых исповедовали старообрядчество. Их нравы, причудливое смешение патриархальных традиций и типичного для нуворишей самодурства охотно описывали литераторы, запечатлевали художники-передвижники. Подлинным певцом «темного царства» стал, конечно, драматург А. Н. Островский, пьесы которого и сегодня с успехом идут в московских театрах, но и помимо него можно найти десятки свидетельств «таганского» уклада жизни, который наложил отпечаток на архитектуру этого района Москвы.

В начале XX в. москвовед П. И. Богатырев писал: «Таганка представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступавший известным московским рынкам - Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, мучные и колониальные лавки, где можно было найти все… Народ кругом жил богатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и перенимавший у них внешнюю «образованность»… Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических журналах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да денежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

Сенька Скориков, решив обучиться «светскому поведению», рассказывает «студенту Межевого института по имени Жорж», что он, «мол, купеческий сын, при тятеньке в лавке состоял, некогда учиться было. Теперь вот батька помер, все свое богатство наследнику завещал… Нашелся бы добрый человек, поучил уму-разуму…». Подобная история настолько типична для обитателей «темного царства», что дикость Сеньки не вызывает удивления. Правда, и «культурность», к которой приобщает своего ученика Жорж, тоже того «галантерейного» рода, о котором москвичи в XIX - начале XX в. так и говорили: «Таганские манеры».

…Мы пересекли по мосту Яузу. Справа, подобно фантастическому замку, поднимается громада «сталинской» высотки. Она стоит на одном из «семи холмов» старой Москвы - Швивой горке. «Пошли мы на Швивую горку, откуда вид на город», - поясняет Фандорину Ахтырцев («Азазель»). не вполне ясно. Сходную версию о происхождении этого странного названия приводит П. В. Сытин: «Название «Вшивая горка» было настолько одиозным, что городские власти в XIX в. превратили его в невразумительное, но созвучное «Швивая горка». Однако в народе продолжало жить первое название. По разъяснению академика А. И. Соболевского, оно происходит от древнего слова «ушь» - терние, волчец, которым некогда была покрыта горка, высокий левый берег реки Яузы. Но с течением времени слово это было забыто, и «Ушивая горка» стала «Вшивой горкой».

Как бы то ни было, Швивая горка существовала на карте Москвы и даже дала название небольшой (372 м) улочке, которая в 1922 г. была объединена с примыкающей Гончарной под именем улицы Володарского. Сейчас Гончарной возвращено прежнее название, но улица Швивая горка так и осталась «растворенной» в своей соседке - уж больно непрезентабельно даже измененное ее имя. Переодетый девицей Сенька Скориков, желая улизнуть от городового, которому продажный пристав Солнцев поручает проводить новоявленную осведомительницу «до дому, куда укажет», употребляет старый, просторечный топоним: «С пучеглазым псом Сенька поступил просто. Сказал ему, что проживает на Вшивой горке, а как пошли переулками к Яузе, подобрал подол, да и дунул в подворотню. Городовой, конечно, давай в свисток дудеть, материться, а что толку? Мамзельки-фурсетки и след простыл».

Другим фасадом высотка выходит на Котельническую набережную Москвы-реки, названную так в память об одной из бывших здесь черных слобод. В начале XX в. берега реки были густо усеяны торговыми пристанями. «Поди-ка отыщи на Москве-реке неведомо какой склад. Грузового порта в Первопрестольной не имеется, товарные пристани начинаются от Краснохолмского моста и тянутся с перерывами вниз по течению на несколько верст, до самого Кожухова.

Начали прямо от Таганки, с пристани «Общества пароходства и торговли Волжского бассейна». Потом был дебаркадер «Торгового дома братьев Каменских», склады нижегородской пароходной компании г-жи Катиной, пакгаузы Москворецкого товарищества и прочая, и прочая», - начинает в «Алмазной колеснице» Фандорин поиски той самой баржи с оружием, на которой и происходит задержание неуловимого «Рыбникова».

Видимо, в районе Котельников обитал рэкетир Упырь («Любовник Смерти»): «Это который Упырь, Котельнический?» - уточняет Сенька Скориков.

С Котельнической высоткой (еще один народный топоним) связана еще одна жутковатая история. Это роскошное здание было возведено руками заключенных, и в начале 50-х гг. XX в. вплотную к стройке располагалась небольшая «зона», где содержались подневольные строители, то есть лагерь со всеми его реалиями почти у стен Кремля… Но пройдем дальше, на ту самую Гончарную улицу, о которой только что шла речь.

На ее месте в XVII в., как легко догадаться, была слобода гончаров.

На Гончарной улице смыкаются интересы «обитателей» многих романов «фандоринской» серии. Вспомните, с чего начинается знаменитый рассказ Ахтырцева, описывающего Эрасту Петровичу свои блуждания по Москве с самоубийцей Кокориным: «А с Пьером договорились так - он сам предложил. Встречаемся в десять утра у меня на Таганке (я на Гончарной живу). У каждого в кармане шестизарядный револьвер с одним патроном в барабане. Идем порознь, но чтобы; видеть друг друга. Кому жребий выпадет - пробует первый» («Азазель»).

Москвичи даже в начале XX в., подразумевая, район города, говорили «в Таганке». «На Таганке» должно было означать «непосредственно на Таганской площади». Но Таганской площади, какой мы видим ее сегодня, в то время не существовало. Она была поделена на Верхнюю и Нижнюю Таганские площади, причем границей служили навесы длинного торгового ряда. Нижняя Таганская площадь была почти полностью засажена деревьями. Так что же имел в виду Ахтырцев, который «в Москве у тетки проживал, княжны Корчаковой, собственный палаццо на Гончарной улице»? Что это за дом?

Среди основательных купеческих особнячков на «роль» жилища ахтырцевской тетки могли бы претендовать три городские усадьбы, оказавшиеся в этом окружении. Первая из них стоит на Гончарной улице, № 12, рядом с той самой Никитской церковью, которая упоминалась только что. У дома богатая история: в конце XVIII в. М. Ф. Казаков построил его для графа А. А. Безбородко. Впоследствии трехэтажное здание с круглым бельведером именовалось домом Шапкина и домом Тутолмина - по именам владельцев. Дом описан в «Войне и мире» Л. Н. Толстого как дом графа Безухова. Но сейчас мы уже не можем во всей полноте насладиться красотой старинного особняка - здание подверглось реконструкции в 1905 и 1930 гг., было надстроено. При всей своей неоспоримой смелости Б. Акунин вряд ли позволил бы себе намек на дом, который уже послужил «героем» столь известного литературного произведения, да и название «дом Тутолмина» хорошо известно каждому знатоку Москвы рубежа XIX–XX вв.

Может быть, речь идет о доме № 16, который известен как «дом Клаповской»? От прежней владелицы до наших дней сохранились прекрасные росписи потолочных плафонов. Но его интерьеры, по свидетельствам современников, тоже представлявшие немалую художественную ценность, до нас не дошли, - в советское время в здании расположился ни много ни мало Центральный дом научного атеизма - на богомольной Таганке ему, конечно, было самое место.

Ну и, наконец, по свидетельству П. В. Сытина, дом № 35 - ровесник дома Клаповской. В пользу этого варианта говорит его близость к Таганской площади: если решить, что Акунин имеет в виду искаженный в наши дни до неузнаваемости реконструкциями 1930–1940-х гг. дом № 35, становится понятной «немосковская» формулировка Ахтырцева: до Таганской площади действительно рукой подать. А встретились молодые люди, конечно, не в торговой суете Верхней Таганской площади, а под деревьями Нижней Таганской.

Впрочем, каждый может выбрать версию по своему вкусу.

Вот и мы стоим на Таганской площади, от которой, точно лучи звезды, разбегается множество улиц. «К вечеру пятого дня магистр добрался до Таганской площади, где некогда стояли Яузские ворота. От них на юго-восток тянулись целые четыре древние улицы: Таганская (ранее - Семеновская), Марксистская (ранее - Пустая), Воронцовская и Большие Каменщики» («Алтын Толобас»). На минутку представим себе, как выглядели эти места в XVII в. Как справедливо указывает Б. Акунин, до 1919 г. она именовалась Семеновской - по находившейся здесь некогда слободе. «Современная Таганская улица триста лет назад была главной улицей черной Семеновской слободы», - читаем в том же романе. Следует добавить, что возникла эта магистраль как дорога на Коломну и Рязань.

Здесь, на Семеновской-Таганской улице, достигает кульминации интрига «Алтын Толобас». Здесь поместил писатель дом одержимого аптекаря Адама Вальзера, в подвале которого спрятан артефакт, давший название роману, - «сундук, пропитанный особым составом, который не пропускает влагу» (собственно «алтын толобас»), в котором хранится «Либерея», а рядом - послуживший причиной стольких трагедий «Замолей», книга, способная бесповоротно изменить мир к худшему: «Ради Христа бери только ту Либерею, что внизу в алтын-толобасе… Замолея же, прикрытого рогожей трогать не смей ради спасения души», - читает сэр Николас взволнованную инструкцию своего предка фон Дорна.

Конечно, было бы интересно осмотреть этот «деревянный дом в столько окон, сколько было дочерей у предка нашего Гуго Сильного», как иносказательно выразился г-н фон Дорн. Читатели знают, что окон, как и дочерей, было 13. Известно также, что дом был деревянным не полностью: «Посреди темной, состоявшей сплошь из глухих заборов улицы аптекарь остановился и показал:

Вон, видите крышу? Это и есть мой дом… Ничего особенного не примечаете?

Фон Дорн посмотрел. Дощатый забор в полтора человеческих роста, над ним довольно большой бревенчатый сруб с покатой крышей. Темные окна. Ничего особенного, вокруг точно такие же дома.

Окна посчитайте.

Посчитав узкие прямоугольники, Корнелиус непроизвольно перекрестился.

Чертова дюжина!

И на первом, каменном этаже тоже тринадцать. Отлично придумано! Я среди здешних жителей и без того колдуном слыву - как же, немец, лекарь, травник. А тринадцать окошек меня лучше любых сторожевых псов и караульщиков стерегут. Воры стороной обходят, боятся».

Если что и могло сохраниться, то это первый этаж, - вот и Николас Фандорин обнаруживает «разоренный одноэтажный особняк». Но застройка Таганской улицы (в советское время ее переименовали в Интернациональную) обновлялась не раз. Есть здесь и несколько достаточно древних строений (преимущественно «о правой стороне улицы), однако какое из них послужило для писателя прототипом - можно поспорить. Попробуйте сами отсчитать «шестьсот тридцать, что более или менее точно соответствовало пятистам метрам», шагов. Однако достоверно известно, что Таганская улица практически полностью выгорела во время пожара 1812 г. и те старинные здания, которые дошли до наших дней, в основном относятся к XIX в., лишь одно здание датировано 1792 г. Так что искомое место вам должно подсказать лишь чутье и любовь к творчеству Б. Акунина.

Встречаем мы Таганскую улицу (под одним из ее названий) и в другом романе - в начинающей «Любовницу смерти» заметке за подписью Лавра Жемайло читаем: «Вчера в третьем часу пополуночи жильцы доходного дома общества «Голиаф», что на Семеновской улице, были разбужены звуком падения некоего тяжелого предмета, после чего раздался протяжный вой. Выл пойнтер фотографа С., снимавшего ателье в мансарде. Вышедший на шум дворник посмотрел вверх и увидел освещенное окно, на подоконнике коего стояла собака и выводила душераздирающие рулады. В следующий миг дворник заметил лежащее внизу недвижное тело самого С., которое, по всей видимости, и являлось предметом, чье падение произвело столько шуму. Внезапно, прямо на глазах у пораженного дворника, пойнтер прыгнул вниз и, упав неподалеку от трупа своего хозяина, расшибся о булыжную мостовую». К сожалению, этот дом тоже, скорее всего, виртуален: согласно данным архивов, в конце XIX - начале XX в. на Семеновской улице (правда, в то время ее уже чаще называли Таганской) стояли в основном частные дома - 60 % всей застройки владели богатые купцы, остальное принадлежало дворянам (характерный памятник этой социальной группе таганского населения - так называемая усадьба Баташова, расположенная на левой стороне улицы в самом ее начале).

В 1880-х гг. по улице была проведена конка, замененная в 1912 г. трамваем.

А вот Пустая улица (современное название, полученное вскоре после революции, да так и прижившееся, - Марксистская) коренным образом отличалась от своей зажиточной, степенной соседки. Пустой улицу прозвали из-за большого количества незастроенных мест - печальной памяти о пожаре 1812 г. Здесь жили в основном небогатые ремесленники и мещане, и многим домохозяевам оказалось не по карману восстановить разоренные здания. В представлении каждого, кто любит и знает творчество Акунина, Пустая - Марксистская улица прочно связана с трогательным Анисием Тюльпановым: «Вставал Анисий на службу ни свет ни заря, по зимнему времени считай еще ночью. Путь-то неблизкий. Домик, доставшийся от тятеньки-дьякона, располагался на огородах Покровского монастыря, у самой Спасской заставы.

По Пустой улице, через Таганку, мимо недоброй Хитровки, на службу в Жандармское управление было Анисию целый час быстрого ходу» («Пиковый валет»). Мы с вами уже достаточно хорошо изучили акунинскую Москву, чтобы представить себе маршрут, по которому, дрожа от холода, терзаемый мыслями об оставленной дома беспомощной Соне, пробирался Анисий. Однако сведения, которые сообщает писатель о передвижениях своего персонажа, все-таки следует уточнить.

Прежде всего - где именно жил Тюльпанов? Спасская застава в наши дни называется площадью Крестьянской заставы. Так ее назвали в 1922 г., когда посреди площади водрузили не сохранившуюся статую, изображавшую «освобожденного труженика». Изначально эта застава Камер-Коллежского вала именовалась по находившемуся поблизости мужскому Новоспасскому монастырю - тому самому, звон колоколов которого слышит Фандорин в «Алмазной колеснице», когда разыскивает баржу с оружием: «С каждой минутой Эраст Петрович делался все мрачнее.

Поиски затягивались - брегет в кармане звякнул дважды. Словно в ответ пробили два раза часы на колокольне Новоспасского монастыря».

Покровский монастырь

В XIV–XV вв. этот монастырь размещался на территории Кремля, при храме Спаса на Бору, но постепенно его население увеличилось настолько, что монастырь был выведен за пределы города. Наряду с остальными монастырями, окружавшими столицу, Новоспасский выполнял не только религиозные, но и оборонительные функции. В XVII в. его деревянные стены были заменены каменными. Архитектурный ансамбль монастыря можно увидеть и сегодня: особого внимания заслуживают палаты патриарха Филарета. Нынешний адрес Новоспасского монастыря - площадь Крестьянской заставы, 10. К этой точке на карте ближе скорее Воронцовская улица, нежели Пустая - Марксистская.

Еще один ориентир - огороды Покровского монастыря, непосредственно на которых «тятенька-дьякон» выстроил свой домик. Этот монастырь известен всей России, да, пожалуй, и за ее пределами. Ведь в нем находятся мощи святой блаженной старицы Матроны Московской, к которым каждый день стекается за исцелением, наверное, не меньше паломников, чем во французский Лурд. Большая часть жизни этой святой, которая была почти нашей с вами современницей (даты жизни Матронушки, как ласково называют ее москвичи: 1881–1952), прошла в Первопрестольной. Покровский монастырь расположен на пересечении Таганской и Абельмановской улиц (до эпохи тотальных переименований Абельмановская называлась по монастырю - Покровским валом). Где же должны были находиться монастырские огороды? Очевидно, внутри линии Камер-Коллежского вала, примерно там, где располагается в наше время часовой завод. И впрямь, с этого места до Пустой улицы Тюльпанову было рукой подать.

Впрочем, не все так гладко. Описывая, как, «семеня по заснеженному пустырю к Таганке и поминутно оскальзываясь, Тюльпанов сильно себя жалел. Мало того что нищ, некрасив и бесталанен, так еще Сонька эта, хомут на всю жизнь. Обреченный он человек, не будет у него никогда ни жены, ни детей, ни уютного дома», Акунин добавляет умилительную деталь: «Пробегая мимо церкви Всех Скорбящих, привычно перекрестился на подсвеченную лампадой икону Божьей Матери. Любил Анисий эту икону с детства: не в тепле и сухости висит, а прямо на стене, на семи ветрах, только от дождей и снегов козыречком прикрыта, и сверху крест деревянный». Вот тут у писателя, к сожалению, нестыковка. Ближайший к месту жительства Тюльпанова храм во имя образа Божьей Матери «Всех скорбящих радости» находится на Калитниковском кладбище. Однако для того чтобы перекреститься на помещенные на ее стене образ, Анисию пришлось бы сделать значительный крюк за пределы Камер-Коллежского вала, добравшись почти до половины нынешней Нижегородской улицы, а потом вернуться назад. Вряд ли он стал бы это делать. Да и судя по тексту, Тюльпанов не специально подходит к храму - тот просто стоит у него на пути. Жандармское управление, как мы помним, расплагалось на Малой Никитской.

Однако в Москве была (и есть по сей день) еще одна, гораздо более известная церковь, освященная в честь той же иконы. Этот храм был основан в XVII в., а в конце XVIII в. модернизирован В. И. Баженовым. Построенные им колокольня и трапезная дошли до наших дней, а сама церковь не сохранилась: вместо старинного храма сегодня перед нами предстает круглая ротонда, возведенная в 1833 г. О. И. Бове. Это уникальное творение двух великих зодчих находится на улице Большая Ордынка, 20. Мог Анисим проходить мимо него?

В принципе, да. Однако помпезный храм-ротонда как-то не вяжется с поэтичным описанием «иконы на семи ветрах». Да и мимо Хитровки Анисию в таком случае не понадобилось бы идти: напомню, что Большая Ордынка расположена в Замоскворечье, а Подколокольный переулок - в Белом городе. Опять пришлось бы делать неоправданный крюк, на который голодный, озябший, боявшийся опоздать Тюльпанов вряд ли бы решился.

2.3. Ставка Мамая на Красном холме Московский Красный холм (Таганка), Краснохолмский мост и Краснохолмская набережная Полезно взять карту Москвы, положить ее перед собой и следить по ней за нашим рассказом.Согласно старым русским источникам, ставка Мамая во время

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Леонид Филатов автора

ТАГАНКА Юрия Петровича Любимова в нашей стране не было пять лет, но театр и зритель его ждали, не мог он не приехать. И вот Любимов в Москве, он ставит по контракту «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Есть в этом слове «по контракту» что-то щемящее... Какой-то абсурд, нелепость.

Из книги Леонид Филатов автора Воронецкая Татьяна Владленовна

ТАГАНКА Евгений Евтушенко Мне говорил портовый грузчик Джо, Подпольный лидер левого движенья: «Я плохо понимайт по-русски, Женья, Но знаю, что Таганка-хорошо!» Потягивая свой аперитив, Мне говорил знакомый мафиозо: «Таганка, Женя, это грандиозно! Мадонна, мне бы этот

Таганская площадь — место легендарное. Здесь когда-то жили ремесленники, затем их сменили купцы. До начала XX века на Таганской площади шла бойкая торговля. А название ее ассоциировалось с криминальным миром до тех пор, пока поблизости не открылся театр, который стал самым популярным в Москве. История Таганской площади — тема сегодняшней статьи.

Ремесленная слобода

Москва горела множество раз. Самый известный пожар произошел в 1812 году. Когда-то в самом в центре столицы проживали ремесленники, изготавливавшие подставки из металла для посуды и котлов. Но в 15 веке им пришлось переселиться подальше от Кремля. Их ремесло было небезопасным.

Для того чтобы предотвратить очередной пожар, мастера перебрались в новый район, отгороженный от центра Москвой-рекой. Это событие можно считать началом истории Таганской площади.

От какого слова происходит название района, расположенного на востоке Москвы? Таганы — те самые изделия, которые производили ремесленники, упомянутые выше. Слово это имеет татарское происхождение.

Торговая площадь

В 16 веке на том месте, где сегодня расположен Земляной Вал, построили специальную защиту от неприятеля. На Таганской площади соорудили высокие ворота. Отсюда вели дороги в Новгород, Рязань, Суздаль и Владимир. Таганская площадь в Москве стала довольно популярным местом среди купцов.

Для того чтобы попасть в город, нужно было оплатить пошлину. Торговцы, дабы сэкономить, останавливались возле ворот. Здесь и осуществляли продажи. В середине 17 столетия торговлю с возов запретили на центральных улицах. Тогда одним из самых популярных рыночных мест в Москве стала площадь, на которую сегодня ведёт выход из метро «Таганская».

Площадь долгое время была разделена на две части. Деревянные торговые ряды сгорели во время пожара 1812 года. Именно через Таганскую площадь москвичи покидали город, опасаясь ввода войск Наполеона. Несколько лет спустя здесь соорудили каменные торговые ряды. Автором проекта стал Осип Бове — человек, внесший огромный вклад в восстановление города после событий 1812 года.

Вплоть до конца 19 века район, расположенный между Москвой рекой Яузой, именовали Заяузьем. Как уже было сказано выше, площадь получила свое название от слова «таган» - металлического изделия, предназначенного для котлов. Но есть и другая версия. «Таган» в переводе с тюркского — «холм». Действительно, район, в котором находится площадь, расположен на холмах.

Одна из знаменитейших и самых страшных тюрем в России более 150 лет возвышалась вблизи Таганской площади. Что интересного можно сказать о ней и о других достопримечательностях, расположенных в этом районе?

Театр

Названия многих улиц Таганского района и сегодня хранят память о своих первых жителях. В старину здесь жили ремесленники: гончары, каменщики, котельники, сапожники. При Екатерине II в Заяузье появились первые усадьбы, в основном купеческие. В начале 20 века Таганка стала полноправным московским районом, в котором, впрочем, удивительно сочетались блеск и нищета.

Здание знаменитого Театра на Таганке было построено в 1912 году. После революции в этом доме располагался кинотеатр «Вулкан». Позже здесь разместился филиал Малого театра. Огромное культурное значение здание приобрело в шестидесятые годы. Тогда театр драмы и комедии, существовавший здесь с 1946 года, возглавил Юрий Любимов. Новый режиссер собрал новую труппу, которая вскоре прославилась на всю страну. Актер Владимир Высоцкий стал одним из символов советской эпохи.

Храмы

Новоспасский монастырь — древнейший в столице. Его основал еще в 12 веке сын Александра Невского. Сегодня ансамбль монастыря объединяет несколько храмов, в том числе и Спасо-Преображенский собор. Здесь находится одна из самых высоких колоколен в Москве. Во время революции в комплексе монастыря был размещен филиал Таганской тюрьмы. Сама же она находилась совсем рядом.

Таганская тюрьма

Среди местных жителей ходила легенда, что монастырь и тюрьма связаны между собой подземным ходом. Острог, построенный еще по указу императора Александра I, остался только в народной памяти. Таганская тюрьма, которой посвящено множество каторжных песен, являлась на протяжении многих лет самым мрачным объектом района. Снесли ее в 1958 году.

Среди нарушителей закона бытовало мнение, что попасть в эту тюрьму - значит навсегда распрощаться со своей свободой. Среди обитателей «Таганк» были и пламенные революционеры: Анатолий Луначарский, Николай Бауман и другие. Впрочем, "политические" никогда здесь не были в почете. В Таганской тюрьме правили уголовники. Одним из них был Осип Шор. Этот знаменитый аферист является прототипом Остапа Бендера.

С приходом советской власти Таганская площадь получила новое название. Ее переименовали в Октябрьскую. Однако ненадолго. Ведь в Москве в честь революционного месяца названы были две площади. Помимо той, о которой речь идёт в этой статье, Октябрьской назвали и Калужскую площадь. Она сохранила это название вплоть до 1993 года. Таганской вернули прежнее в 20-х.

Архитектурные особенности

Таганская площадь когда-то была разделена на две части, в таком состоянии просуществовала до конца 30-х годов прошлого века. В 40-х недалеко от неё, на Гончарной улице, построили несколько домов.

Окрестности Таганской площади в архитектурном плане имеют облик довольно беспорядочный. Наряду с так называемыми сталинками здесь возвышаются многоэтажные постройки, возведённые в 1989 году. Радикальные перемены в истории Таганской площади произошли в 60-е, когда здесь началось строительство тоннеля. Тогда снесли и торговые ряды, и часть старинных зданий, расположенных вблизи.

В 1950 году возле Таганской площади была открыта одноимённая станция метро. Сперва вестибюль был украшен портретом Сталина. В 1954 году Иосифа Виссарионовича сменил Владимир Ильич.

Прощание с Высоцким

В конце июля 1980 года на Таганской площади состоялось самое крупное общественное собрание за всю ее историю. В СМИ сообщений о смерти Высоцкого не было. Тем не менее 28 июля у театра, на сцене которого актер сыграл свои лучшие роли, образовалась километровая очередь.

В эти дни в столице проходила Олимпиада — мероприятие, из-за которого и была предпринята тщетная попытка скрыть от москвичей смерть знаменитого артиста. Благодаря Юрию Любимову и Владимиру Высоцкому название Таганской площади приобрело положительный оттенок.

25 августа в рамках проекта прошло заседание фокус-группы «Состояние и перспективы международного молодежного сотрудничества Россия-Казахстан».

Напомним, в мероприятиях проекта принимают участие более 60 человек. Инициатором проекта выступает Детская общественная Организация Курганской области «Открытый мир » с использованием средств Фонда президентских грантов. Приглашенной стороной является Объединение юридических лиц «Северо-Казахстанская областная детская ассоциация » из г. Петропавловска.

Третий день международного молодежного обмена начался с дискуссии участников молодежных делегаций из Петропавловска и Курганской области в рамках запланированной фокус-группы «Состояние и перспективы международного молодежного сотрудничества Россия-Казахстан».

Организаторы проведения фокус-группы – преподаватели Гуманитарного института Курганского государственного университета Захарова Татьяна , Чебаненко Ирина , при участии директора Благотворительного фонда «Вместе с нами» Лилии Масловой , кандидата социологических наук.

Участники, всего 16 человек по 8 представителей из каждого государства: госслужащие, участники некоммерческого сектора, лидеры молодежных организаций и волонтерского движения, – рассказали о собственном опыте международных обменов, о сложностях в выстраивании коммуникаций со сверстниками разных стран, об успешных практиках реализации совместных проектов в сферах образования, экологии, культуры, патриотического воспитания.

Дискуссия завершилась большим набором предложений участников по расширению географии совместного сотрудничества молодежи на постоянной основе. Материалы будут опубликованы на сайте ДОО «Открытый мир» .

Маргарита Распопова, г.Курган

Решение минздрава последовало после того, как врачи ГБ №1 и ГБ №4 сообщили, что не справляются с повышенной нагрузкой, возникшей в результате ухода из Демидовской больницы сразу нескольких хирургов. Причина ухода последних, как они заявляют, в политике главного врача и преследованиях со стороны Следственного комитета. Некоторые из медиков уже отозвали свои заявления, сообщают СМИ со ссылкой на источники.

Напомним, в минувшие выходные губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев собрал совещание по кадровой проблеме в сфере здравоохранения, на котором была озвучена проблема нижнетагильских хирургов. На встречу были приглашены медики и представители профсоюзов.

По данным очевидцев, на выезде из ТЦ «Мега» водитель Volkswagen врезалась в Daewoo Nexia, а сзади в Daewoo въехала Mazda. Шестилетний мальчик, находившийся в салоне Mazda, получил ушиб брюшной полости – от более серьезной травмы ребенка спасло удерживающее устройство. Он и четыре человека из Daewoo Nexia были доставлены в больницу, передают со ссылкой на ГИБДД Екатеринбурга.

Причины и виновники ДТП устанавливаются.

По результатам исследования РИА-Новости , ипотечные кредиты наиболее востребованы в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области: в этих регионах на 1000 человек приходится порядка 30 ипотек. Реже всего берут ипотечные кредиты жители Москвы, Крыма, Севастополя и Горного Алтая.

Свердловская и Курганская области по этому показателю заняли 20 и 21 места соответственно. В среднем на 1000 человек на Среднем Урале и Зауралье приходится около 22 ипотечных кредитов. В Челябинской области ипотеку берут несколько реже, средний показатель в регионе на уровне 21 ипотеки на человека, а средний размер ипотеки на 500 тысяч меньше, нежели в Свердловской области и на 1,3 миллиона меньше, чем на Ямале.

Как отмечают эксперты, последние два года наблюдается взрывной рост спроса на ипотеки, 2018 год даже стал рекордным по количеству ипотечных договоров за всю историю страны. В 2019 году спрос на ипотеки заметно снизился, в среднем за год выдается 18 кредитов на 1000 экономически активного населения.

В прогноза результатов предстоящих 8 сентября голосования в регионах, публикуем подробности и мнения Константина Костина, а также его коллег по цеху по ряду вопросов, возникших в ходе обсуждения у журналистов.

Напомним, обсуждение хода избирательной кампании в рамках 2 этапа проходило в прямом эфире 22 августа под эгидой Фонда развития гражданского общества. В мероприятии приняли участие Константин Костин, Председатель правления Фонда развития гражданского общества; Леонид Давыдов , руководитель экспертной сети и Telegram-канала «Давыдов.Индекс» и Михаил Виноградов , Президент Фонда «Петербургская политика».

Выборы глав в 4-х «проблемных» регионах. Вопрос: Какие самые сложные выборные регионы на Ваш взгляд и почему?

Костин : Больше того что мы сказали, я добавить не могу, все что я хотел до этого сказать, я уже сказал. Безусловно, я считаю достаточно сложной компанию в Вологодской области. Там, на мой взгляд, были пропущены важные этапы, когда рейтинг должен был подниматься. То есть выборы идут, уже довольно активная фаза компании, избиратели определяются, а рейтинг главы региона стоит на месте.

Там есть кандидат от «Справедливой России», который был не очень хорошо известен на федеральном уровне, но опять же кому был известен Сипягин, например или Коновалов? Фургала знали, он все-таки был депутатом Государственной Думы. В этом смысле в регионе есть опозиционно настроенные избиратели, есть протестные настроения и если сильно не ускориться на последнем этапе, то, конечно же, мы сможем увидеть тогда, что компания переходит в конкурентный сценарий, а это всегда риск второго тура.

Второй регион по сложности, на мой взгляд, это республика Алтай. Там сейчас много выборов, а для главы региона это всегда тяжёлая ситуация с совмещением компаний. Там очень сильные оппозиционные партии, имеющие сильных кандидатов, это не только парламентские партии, но еще и «Патриоты России». Владимир Владимирович, как то на одном из заседаний употребил меткое определение, что там один из представителей КПРФ - опытный турнирный боец.

Кандидат прекрасно понимает как вести компанию, на что он может опереться, как выглядит его политическая инфраструктура республики (Алтай), как использовать параллельно идущие выборы. Поэтому у него есть достаточно серьезные возможности этот протест и негативный настрой к власти, который есть в республике (а это досталось на самом деле от предыдущего главы Бердникова, у которого был очень низкий рейтинг). Поэтому сочетание этих двух факторов тяжелого политического наследства и наличие сильного кандидата, представителя КПРФ, плюс в целом – совмещение выборов: главы региона и законодательного органа субъекта.

Костин: Я не согласен с экспертами по поводу Волгоградской области, эксперты настояли, чтобы мы включили Волгоградскую область в повестку. Там просто, на мой взгляд, есть своя специфика, региональные элиты привыкли к определенной вольности и ложно воспринимаемой субъектности.

Бочаров в значительной степени вернул эту ситуацию к нормальной, но недовольство по этому поводу внутри элит есть. Но здесь в отличие от Владимирской области нет сильного кандидата - все участники выборов достаточно возрастные, некому раскачать эту ситуацию, на мой взгляд.

По Астрахани я согласен с тем, что ситуация такая, что врио пошел в кампанию «с колес», компания практически шла, это было летом. Но у него очень хорошая рейтинговая динамика, весь вопрос в том удастся ли эту рейтинговую динамику сохранить, если это будет так, то у него будет один из лучших результатов. И весь вопрос еще в том насколько избиратели Шеина его самого послушают. Сейчас он находится в некой конструктивной позиции по отношению к врио, но, тем не менее, когда «вожди» перестают говорить своим избирателям то, что они хотят услышать, избиратели поступают по-своему.

Вот четыре проблемные территории на данный момент.

Сахалин. Вопрос: Почему Вы думаете, что там не будет второго тура?

Костин : Потому что мы видим каковы сегодняшние рейтинги и видим опять же, рейтинги оппонентов. Чтобы говорить о втором туре, нужны высокие рейтинги конкурентов, неблагоприятный фактор социального самочувствия или что-то еще. Нет там такого.

МГД-2019. Вопрос: Расскажите о приоритетных округах в Москве

Костин: Не хочу сознательно делать это подробно, чтобы в эти дискуссии, которые идут у непримиримой оппозиции, чтобы не подливать масла в огонь и не упрощать, так сказать, ситуацию.

Несколько округов мы назвали, они даже опубликованы. Остальное озвучивать не хочется, потому что кто хочет устроить умное голосование, пусть сами ищут эти округа, а мы о них расскажем на последней неделе выборов, до этого облегчать жизнь мы никому не хотим. Мы все-таки аналитики и не участвуем в политической борьбе.

Если говорить об умном голосовании, там получится игра в угадайку. Нужно узнать, где в каком округе есть оппозиционный кандидат с неплохими шансами, и заявить об его поддержке. Причем политическая позиция, как и сам кандидат зачастую не важны, абсолютно все равно. Его будут поддерживать, потому что у него есть какие-то гипотетические шансы выиграть у целевого кандидата.

Поэтому сейчас конкретики не будет, а дня за три до выборов все четко поименуем, какие округа какими считать, с указанием кандидатов, которые вели равную борьбу последние две недели.

Вопрос Анастасии Мельниковой: Скажите пожалуйста, как бы вы могли спрогнозировать, после того как пройдут выборы в Мосгордуму, есть ли вероятность второй протестной волны?

Давыдов : Волна мало зависит от того, устали люди ходить на протесты или нет, был бы интерес, как говорится … Все затухает, так как нет консолидирующей идеи. Поэтому от этого не зависит, будет ли вторая волна или нет, то есть от результата выборов, я имею в виду.

Костин: Вы поймите, те, кто делали протест, не собирались что-то менять. Во всех этих протестах повод был очень не большой. Одним из диссонансов этого действа было, например, накал риторики и ничтожность повода.

Костин: Я думаю, что протестов не будет. Но вы ведь понимаете, если кому-то будет надо …

…и всё же: о прогнозе протестной активности?

Виноградов: Есть две важные переменные, которые позволяют завуалировать прогноз о протесте. Первое, научилось ли чему-то протестное движение со времен 2011-2012 годов? Судя по тому, что мы видели на трибунах накануне – ничего! Выступления катастрофически плохие. Никакой повестки, как правило, у протестующих нет, в случае поражения.

Второе, действие государства как фабрики информационных поводов для мобилизации. Все достаточно двойственно.

Давыдов : Когда повестки нет - получается клоунада.

Виноградов : Протестное движение никогда повестку не создает, повестку создает власть. Фабрика повесток не приостановлена, хотя интенсивность чуть снизилась. Поэтому важно как в Москве, так и в регионах – это конкуренция антирейтингов.

Костин : В этом смысле, среди членов КПРФ, в том числе и участвующих в московских выборах, очень многих людей, призывающих за себя голосовать протестников, обвиняют в том, что они участвуют в иностранном вмешательстве в Российские выборы. По сути своего собственного палача мы поддерживаем на выборах.

КПРФ, МГД, перспективы Зюганова-младшего.

Вопрос: В связи с тем, что последние протестные акции проходили практически без влияния сильных оппозиционных партий, можно ли сделать вывод, что КПРФ, ЛДПР практически слились в этом конфликте, либо они очень слабы, если дозволили произойти тому, что произошло в Москве? Оцените, пожалуйста, перспективы московских выборов, что мы получим в итоге? Если партии не могут взять на себя смелость вести общество и дозволяют, якобы оппозиционерам баламутить народ в Москве, то, что мы получим с точки зрения управления в городе, это как минимум? И в этом смысле перспектива Зюганова младшего?

Костин : Перспектива Зюганова младшего я бы в этом контексте не рассматривал в целом, это новая постановка проблемы. Мне кажется у него неплохие шансы избраться.

Протесты я бы разделил: естественный интерес и политическая активность. Активность созданная, определенной событийной повесткой, а также определенными технологическими действиями. Тоже все эти вещи нужно разделять.

За что должны брать ответственность по-Вашему, оппозиционные партии? Они берут ответственность перед своими избирателями, перед теми, кто за них проголосует. Коммунисты довольно представлены. То о чем вы говорите это разные вещи.

Я далек от мысли, что есть естественная часть людей, которые в эти протесты втянулись по разным причинам, протестная группа довольно обширна, но самое главное, что были люди, которых технологически туда привезли. Для многомиллионного мегаполиса акция в несколько тысяч человек это вообще нормально…

Костин: Мне понравилось как по поводу «желтых жилетов» сказал Владимир Владимирович: «Эта перформансная политическая активность с политической активностью: с выборами, с электоральным поведением мало связана».

Кто выиграл от протестов «желтых жилетов» во Франции? Результаты улучшили крайне правые и крайне левые. Марин Ле Пен и коммунисты соответственно, а сами «желтые жилеты» получили меньше 1%. У нас то же самое. Те, кто ходит на митинги, мало ходят на выборы, это тоже аксиома.

О регистрации кандидатов.

Вопрос: Есть мнение (в частности «Либеральная миссия» и «Голос» писали об этом, анализировали регистрацию кандидатов), что в этом году по сравнению с прошлым довольно много случаев, когда представители парламентской оппозиции не зарегистрировали в регионах на выборах губернаторов и при этом зарегистрировали очень много «спойлеров» по сравнению с предыдущими годами. Хороший пример тому Забайкалье, где нет ни одного представителя парламентской оппозиции, ну и Сахалин, где оказывается три коммуниста. Согласны ли Вы с этим мнением? Почему так происходит?

Костин: Я со статистикой не согласен, потому что я ее не видел. У нас в Москве кандидаты провластные не все были зарегистрированы, потому что не смогли сдать подписи.

Ну, а если говорить про выборы губернаторов, то я считаю, что вот такие масштабные недовольства экспертные, могут быть только в том случае, если у этих партий есть ресурс хотя бы процентов на 80 для самостоятельного преодоления фильтра. Другой вопрос, что фильтр каким-то образом нужно чтобы работал как инструмент квалификации.

Кстати никто не говорит про политические результаты протестов. В 2011 и 2012 году протестующие могут сказать, что хоть какие-то результаты были. И надлом соответственно произошел после победы Путина в первом туре, и тем что собрались про властные митинги, гораздо более масштабные. Но тем не менее либеризация партийного законодательства произошла, вернули выборы губернаторов, то есть какой-то формальный результат был.

Здесь люди упираются в свою профессиональную карьеру, то есть нас надо на выборы и в депутаты, чтобы кабинет у нас был хороший, а об институциональной проблеме, о том, что давай те подумаем, как сделать, чтобы сбор подписей, который существует во всех странах как инструмент квалификации, сделать более прозрачным, чтобы было меньше спорных моментов при проверках. Слово «спойлер» я говорить не буду.

Виноградов: Конечно политическая система региональная итоги предыдущих выборов. Тревожность, конечно это повысило. Из этого пытаются делать выводы. Является ли не регистрация кандидата в парламентские партии эффективным ответом, гарантирующим от неудачи на выборах, наверно не всегда. Но таково специфическое прочтение уроков предыдущей компании, которые мы видим.

В письме отмечается, что принятый в 2018 году закон «О жестоком обращении с животными» содержит запрет на выгул опасных собак без поводка и намордника, однако не предусматривает наказание для владельца в случае нападения животного на постороннего человека.

В случае, если его здоровью причинен легкий вред, Марат Аманлиев предлагает наказывать хозяина штрафом до 200 тысяч рублей и ограничением свободы сроком до шести месяцев. Если собака нанесла человеку вред средней тяжести – сумма штрафа может доходить до 400 тысяч, если же питомец нанес тяжкий вред здоровью пострадавшего, его хозяину может грозить до трех лет лишения свободы, в случае летального исхода – до семи лет.

«Потенциально опасная собака фактически является своего рода разновидностью оружия, с которым его владелец должен обращаться ещё осторожнее, чем с обычным ружьём или пистолетом», – сказано в тексте письма.

Напомним, в июле в России утвердили список потенциально опасных пород собак. В него вошли акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог и другие породы собак, отличающихся агрессией и силой. С 1 января следующего года представителей этих пород нельзя будет выгуливать без поводка и намордника, за исключением тех случаев, когда собаку выгуливает хозяин на частной огороженной территории, при наличии предупреждающего знака.