Мы строим дом
Поиск по сайту

Что входит в состав имущества казны. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере. Предписания нормативных актов

Распоряжение ДИГМ от 04.06.2009 N 1692-р

В целях реализации распоряжения Правительства Москвы от 1 ноября 2008 года N 2575-РП "О создании Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московская имущественная казна":

1. Утвердить Регламент взаимодействия структурных подразделений Департамента имущества города Москвы и Государственного бюджетного учреждения "Московская имущественная казна" при принятии имущества в казну города Москвы и выбытии его из казны города Москвы (приложение).

3. Директорам территориальных агентств; начальникам управлений: имущественных комплексов, организационного обеспечения деятельности Департамента, финансово-бухгалтерского, оформления прав и сделок, недвижимости, по работе с документами и письменными обращениями граждан, корпоративного контроля над долями города; руководителю СГУП по продаже имущества города Москвы; руководителю Государственного бюджетного учреждения "Московская имущественная казна" обеспечить организацию работы по приему имущества в казну города Москвы - на баланс Департамента и его выбытию из казны - передаче (списанию) с баланса Департамента в соответствии с Регламентом (п. 1).

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Ануприенко В.Ю.


Исполняющий обязанности руководителя Департамента И.В. Пресняков


РЕГЛАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "МОСКОВСКАЯ ИМУЩЕСТВЕННАЯ КАЗНА" ПРИ ПРИНЯТИИ ИМУЩЕСТВА В КАЗНУ ГОРОДА МОСКВЫ И ВЫБЫТИИ ЕГО ИЗ КАЗНЫ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Общие положения


1.1. Настоящий Регламент определяет порядок, обязанности и взаимодействие структурных подразделений Департамента имущества города Москвы (далее - Департамент) и Государственного бюджетного учреждения "Московская имущественная казна" (далее - Учреждение) при принятии имущества в казну города Москвы и выбытии его из казны города Москвы (за исключением объектов специального назначения) в части принятия имущества казны на баланс Департамента и его передачи (списания) с баланса Департамента.

Положения настоящего Регламента не распространяются на отношения, связанные с приемом-передачей объектов специального назначения. Прием-передача объектов специального назначения осуществляется ответственными подразделениями Департамента в установленном порядке.

1.2. Участники взаимодействия:

1.2.1. Структурные подразделения Департамента:

Финансово-бухгалтерское управление;

Управление имущественных комплексов;

Управление организационного обеспечения деятельности Департамента;

Управление оформления прав и сделок;

Управление недвижимости;

Управление по работе с документами и письменными обращениями граждан;

Управление корпоративного контроля над долями города;

Территориальные агентства Департамента.

1.2.2. Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы (СГУП).

1.2.3. Учреждение.

1.3. Департамент и Учреждение в работе по приему-передаче имущества казны города Москвы руководствуются федеральным законодательством и законодательством города Москвы:

Регулирующим отношения в области бюджетного учета;

Регулирующим отношения по вопросам использования и реализации имущества казны;

Уставом Учреждения;

Настоящим Регламентом.

1.4. В целях реализации функций, закрепленных за Департаментом и Учреждением в части проведения работ по приему-передаче и учету имущества казны города Москвы, настоящий Регламент определяет следующий порядок подписания и согласования документов приема-передачи:

1.4.1. Акты приема-передачи имущества казны (приложения N 1, 2) ф. ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, ОС-3:

Подписывает комиссия по приему имущества на баланс Департамента (в казну города Москвы), сформированная из сотрудников Учреждения;

Подписывает заместитель руководителя Департамента, на которого возложена материальная ответственность за имущество казны;

1.4.2. Извещения к актам приема-передачи (приложения N 3, 4):

Подписывают уполномоченные лица Учреждения, утвержденные приказом руководителя Департамента;

Утверждает первый заместитель руководителя Департамента, в чьей компетенции находится данный вопрос.

1.4.3. Справки о безвозмездной передаче нефинансовых активов между главными распорядителями бюджетных средств (приложения N 5, 6) (далее - справка) подписывают:

Уполномоченные лица Учреждения;

Главный бухгалтер Департамента;

Первый заместитель руководителя Департамента, в чьей компетенции находится данный вопрос.

1.5. Управление недвижимости, Управление оформления прав и сделок, Управление корпоративного контроля над долями города, Управление имущественных комплексов, территориальные агентства Департамента при подготовке распорядительных документов, касающихся приема-передачи имущества в казну (из казны) города Москвы (на баланс/с баланса Департамента), включают в них поручительские пункты Учреждению в соответствии с закрепленными за ним функциями.

1.6. Управление по работе с документами и письменными обращениями граждан Департамента обеспечивает направление пакетов документов по приему-передаче нежилых помещений, объектов инженерно-коммунального назначения и движимого имущества (за исключением имущества, подлежащего списанию и утилизации) в Учреждение.

1.7. Сотрудники Учреждения несут персональную ответственность за полноту и качество проверки первичных документов, соответствие вводимой в АИС Департамента по бюджетному учету информации первичным документам и достоверности представляемой в Департамент отчетности.


2. Порядок принятия на баланс и передачи с баланса Департамента нежилых помещений


2.1. Учреждение:

2.1.1. Осуществляет осмотр объектов, подлежащих принятию в имущественную казну города (на баланс Департамента), совместно с представителем территориального агентства Департамента.

2.1.2. Проверяет соответствие принимаемого в казну города Москвы (на баланс Департамента) объекта распорядительным документам, документам технического учета и другой учетно-технической документации.

2.1.3. После исполнения пунктов 2.1.1 и 2.1.2 регламента составляет акт обследования объекта в двух экземплярах. Первым экземпляром дополняет пакет документов на прием имущества в казну города, а второй экземпляр направляет в территориальное агентство или Управление оформления прав и сделок Департамента (если объект расположен вне города Москвы).

2.1.4. В случае необходимости проводит работу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету по определению сроков полезного использования принимаемого в казну имущества.

2.1.5. Совместно с территориальным агентством Департамента производит поиск и выявление организации-балансодержателя нежилых помещений либо организации-застройщика (объекты нового строительства).

2.1.6. Направляет организации-балансодержателю или организации-застройщику уведомительные письма о необходимости представления пакета документов для принятия нежилых помещений в имущественную казну города Москвы.

2.1.7. Формирует пакет документов для принятия нежилых помещений в казну города Москвы (на баланс Департамента) или выбытия их из казны города (передачи/списания с баланса) - оригиналы актов приема-передачи, извещений к ним и справок; копии распорядительных документов, договоров, соглашений, актов реализации инвестиционных контрактов, выписок из документов технического учета, контрактов на право владения; свидетельств на право собственности (города Москвы, покупателя имущества); договоров купли-продажи и др.

2.1.8. Осуществляет проверку заполнения документов приема-передачи имущества казны города на баланс/с баланса Департамента, а также документов на отреконструированные и модернизированные объекты основных средств, подготовленные сторонними организациями, на их соответствие требованиям бухгалтерского учета и распорядительным документам Правительства Москвы и Департамента.

2.1.9. При необходимости готовит акты приема-передачи имущества казны (ф. ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, ОС-3), извещения к ним и справки, а также акты о списании (ф. ОС-4).

2.1.10. Обеспечивает подписание:

Извещений и справок - уполномоченными лицами Учреждения, утвержденными приказом руководителя Департамента, в течение 5 рабочих дней.

2.1.11. После исполнения пункта 2.1.10 регламента представляет пакет документов приема-передачи в Департамент:

2.1.12. После надлежащего оформления пакета документов ежедневно отражает в бухгалтерском учете Департамента прием-передачу объектов имущества казны.

2.1.13. Формирует дело и направляет в Управление организационного обеспечения деятельности Департамента для осуществления оперативного учета.

2.1.14. Выдает оформленный пакет документов организациям на руки или направляет его по почте в адрес организации.

2.1.15. Уведомляет орган кадастрового учета о смене балансодержателя путем направления с сопроводительным письмом копий актов приема-передачи, извещений к ним и распорядительных документов.

2.1.16. Рассматривает и согласовывает проекты распорядительных документов, касающихся приема-передачи имущества казны города, в части вопросов, закрепленных за Учреждением.

2.2. Управление организационного обеспечения деятельности Департамента:

2.2.1. Рассматривает обращения организаций и граждан в части приема-передачи в имущественную казну города Москвы нежилых помещений и осуществляет подготовку ответов на них.

2.2.2. Рассматривает и согласовывает проекты распорядительных документов, касающиеся имущества казны.

2.2.3. Во исполнение секретных распорядительных документов Правительства Москвы и/или Департамента самостоятельно оформляет акты приема-передачи нежилых помещений, извещения к ним и справки и передает дела для отражения в бухгалтерском учете Департамента и архивного хранения в Финансово-бухгалтерское управление Департамента в течение 7 рабочих дней со дня оформления.

2.2.4. Ведет учет нежилых помещений, принятых на баланс Департамента и переданных с его баланса, в натуральном выражении в разрезе передающих и принимающих организаций.

2.2.5. Представляет в Финансово-бухгалтерское управление Департамента для архивного хранения дела, полученные от Учреждения в соответствии с п. 2.1.13 регламента, в течение 7 рабочих дней со дня получения.

2.2.6. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением распорядительных документов Правительства Москвы и Департамента в части поступления в казну города и выбытия из имущественной казны нежилых помещений.

2.2.7. Осуществляет контроль за работой соответствующего подразделения Учреждения (Отдел по оформлению приема-передачи нежилых помещений) и оказывает ему методическую помощь.

2.3. Управление оформления прав и сделок Департамента, территориальные агентства Департамента при поступлении на исполнение распорядительных документов Правительства Москвы и/или Департамента, касающихся приема имущества в казну города (на баланс Департамента), или по запросу Учреждения направляют в Учреждение копию свидетельства о праве собственности города на указанное имущество.

2.4. Территориальные агентства Департамента при обращении Учреждения оказывают помощь в поиске и выявлении организации-балансодержателя нежилых помещений либо организации-застройщика (в случае нового строительства) и выделяют представителя для осмотра объекта, подлежащего принятию в казну города.

2.5.1. Обеспечивает представление в Учреждение подлинного экземпляра договора купли-продажи под роспись.

2.5.2. Еженедельно представляет в электронном виде в Учреждение:

Результаты аукционов по продаже нежилых помещений с указанием наименования/Ф.И.О. победителя и его контактных данных (приложение N 7);

Перечень полностью оплаченных договоров купли-продажи нежилых помещений с указанием адресов, площадей, информации об оплате (указание номера платежных документов, даты и суммы).


3. Порядок принятия на баланс и передачи с баланса Департамента движимого имущества и объектов инженерно-коммунального назначения


На основании распорядительных документов Правительства Москвы и Департамента:

3.1. Учреждение:

3.1.1. После получения пакетов документов, необходимых для приема-передачи имущества (п. 1.6) и исполнения пункта 3.1.2 регламента:

В течение 2 дней осуществляет подготовку проекта распорядительного документа Департамента о принятии в собственность города Москвы и передаче специализированной организации объектов инженерно-коммунального назначения и движимого имущества с приложением перечня имущества и направляет его для визирования и выпуска в Управление имущественных комплексов Департамента;

Направляет в адрес Управления имущественных комплексов Департамента акты произвольной формы, необходимые для передачи в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление объектов инженерно-коммунального назначения и движимого имущества.

3.1.2. Осуществляет проверку оформления документов по приему-передаче имущества в казну города, а также документов на отреконструированные и модернизированные объекты основных средств, подготовленных сторонними организациями, на их соответствие требованиям бухгалтерского учета и распорядительным документам Правительства Москвы и Департамента.

3.1.3. При необходимости готовит акты приема-передачи имущества казны (ф. ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, ОС-3), извещения к ним и справки, а также акты о списании (ф. ОС-4).

3.1.4. В течение 5 рабочих дней обеспечивает подписание:

Актов приема-передачи членами комиссии Учреждения;

Извещений и справок - уполномоченными лицами Учреждения, утвержденными приказом руководителя Департамента.

3.1.5. После исполнения пункта 3.1.4 регламента представляет пакет документов приема-передачи в Департамент:

На подпись заместителю руководителя Департамента, на которого возложена материальная ответственность за имущество казны, для подписания актов приема-передачи;

Первому заместителю руководителя Департамента, в чьей компетенции находится данный вопрос, для утверждения актов приема-передачи и извещений к ним и подписания справок;

Главному бухгалтеру Департамента для подписания справок.

3.1.6. После надлежащего оформления пакета документов и выхода соответствующего распорядительного документа Департамента:

В течение 2 дней выдает оформленный пакет документов организациям на руки или направляет его по почте в адрес организации;

Отражает в бухгалтерском учете Департамента прием-передачу объектов имущества казны.

3.1.7. Формирует дело и в течение 5 рабочих дней направляет в Финансово-бухгалтерское управление Департамента для архивного хранения.

3.1.8. Еженедельно представляет в Управление имущественных комплексов Департамента (в электронном виде) информацию о принятом и переданном с баланса Департамента имуществе.

3.1.9. По поручению Департамента осуществляет осмотр объектов, подлежащих принятию в казну города Москвы, и составляет акт осмотра объекта в двух экземплярах на соответствие объекта распорядительным документам, документам технического учета и другой учетно-технической документации. Первым экземпляром акта дополняет пакет документов для приема имущества в казну города Москвы, второй - направляет в Управление имущественных комплексов Департамента.

3.2. Управление имущественных комплексов Департамента:

3.2.1. Рассматривает обращения организаций и граждан в части вопросов, касающихся имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и казенных предприятий, а также объектов имущества казны города, находящихся на балансе Департамента, подлежащего списанию и утилизации.

3.2.2. В течение 5 дней после представления в Управление Учреждением проекта распорядительного документа Департамента оформляет его и направляет на выпуск в Управление организационного обеспечения деятельности Департамента.

3.2.3. После выпуска распорядительного документа Департамента, оформления Учреждением актов приема-передачи имущества на баланс Департамента и представления актов передачи в аренду оформляет в установленном порядке передачу имущества в аренду специализированным предприятиям города Москвы.

3.2.4. Осуществляет оперативный учет объектов инженерно-коммунального назначения и движимого имущества, переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование и др.

3.2.5. Осуществляет контроль и методическое руководство работой соответствующего подразделения Учреждения (Отдел по оформлению объектов инженерно-коммунального назначения и движимого имущества в собственность города Москвы).

3.2.6. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением распорядительных документов Правительства Москвы и Департамента в части поступления в казну города и выбытия из имущественной казны объектов инженерно-коммунального назначения и движимого имущества.


4. Порядок отражения в бухгалтерском учете Департамента поступления имущества в казну города и его выбытия


На основании распорядительных документов Правительства Москвы, Департамента и надлежаще оформленных документов приема-передачи имущества:

4.1. Учреждение:

4.1.1. Осуществляет заведение инвентарной картотеки в АИС Департамента по бюджетному учету.

4.1.2. Отражает в бюджетном учете Департамента хозяйственные операции по поступлению имущества в казну города и его выбытию из казны.

4.1.3. Ежемесячно начисляет амортизацию по объектам имущественной казны.

4.1.4. Проводит переоценку стоимости имущества казны в сроки, установленные распорядительными документами Российской Федерации.

4.1.5. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, проводит выверку расчетов с главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС).

4.1.6. Осуществляет подготовку и представление в Финансово-бухгалтерское управление Департамента бюджетной отчетности по имуществу казны ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

4.2. Финансово-бухгалтерское управление Департамента:

4.2.1. Рассматривает обращения организаций и граждан в части учета имущества казны и осуществляет подготовку ответов организациям и гражданам.

4.2.2. Рассматривает и согласовывает проекты распорядительных документов, касающиеся имущества казны.

4.2.3. Подписывает справки и передает для дальнейшего оформления Учреждению.

4.2.4. Контролирует выполнение распорядительных документов в части отражения имущества казны в бухгалтерском учете.

4.2.5. Ведет учет финансовых активов:

Акций хозяйственных обществ и других ценных бумаг (кроме векселей), закрепленных в собственности города Москвы;

Паев, долей города Москвы в уставных капиталах хозяйственных обществ;

Вложений бюджетом города в уставные фонды унитарных предприятий.

4.2.6. Ведет учет имущества, переданного в залог в обеспечение исполнения обязательств по предоставленным бюджетным кредитам.

4.2.7. Принимает, проверяет и анализирует отчетность, представленную Учреждением, для представления консолидированной отчетности в Департамент финансов города Москвы.

4.2.8. На основании данных, представленных Учреждением, осуществляет:

Планирование расходных обязательств на уплату налогов по имуществу казны, находящемуся в собственности города Москвы и расположенному за пределами города Москвы;

Уплату налогов;

Представление налоговой отчетности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.2.9. Совместно с Учреждением определяет порядок отражения в бюджетном учете имущества казны.

4.2.10. Осуществляет контроль и методическое руководство работой соответствующего подразделения Учреждения (Отдел учета имущества казны).


Приложение N 1 к приложению к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 4 июня 2009 г. N 1692-р


Унифицированная форма N ОС-1



Приложение N 2 к приложению к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 4 июня 2009 г. N 1692-р


Унифицированная форма N ОС-1


АКТ О ПРИЕМКЕ-ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (КРОМЕ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ)


Приложение N 3 к приложению к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 4 июня 2009 г. N 1692-р


ИЗВЕЩЕНИЕ


Приложение N 4 к приложению к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 4 июня 2009 г. N 1692-р


ИЗВЕЩЕНИЕ


Приложение N 5 к приложению к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 4 июня 2009 г. N 1692-р



Главный распорядитель бюджетных средств - отправитель

Главный распорядитель бюджетных средств - получатель

примечание

(N извещений

по ф. 0504805)

ведомства

Наименование ГРБС

Код ведомства

Наименование ГРБС

N бюджетного счета по передаче

Департамент имущества г. Москвы





остаточная стоимость



От отправителя: От получателя: Первый заместитель руководителя Руководитель организации - главного Департамента имущества г. Москвы распорядителя бюджетных средств Главный бухгалтер Департамента Главный бухгалтер имущества г. Москвы организации - главного распорядителя бюджетных средств Руководитель ГБУ "Московская Руководитель имущественная казна" учреждения-получателя Начальник отдела учета имущества Главный бухгалтер казны ГБУ "Московская учреждения-получателя имущественная казна"

Приложение N 6 к приложению к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 4 июня 2009 г. N 1692-р


Приложение N 2 к письму Департамента финансов города Москвы от 11.01.2006 N 12-01-34-4


СПРАВКА о безвозмездной передаче нефинансовых активов между главными распорядителями бюджетных средств города Москвы по состоянию на "___" ______________ года


Вопрос: Как правильно (желательно проводки) списать имущество находящееся в казне учреждения?

Ответ: Порядок проведения и отражения в бюджетном учете операций по списанию имущества казны в Инструкциях №157-н и №162-н не отражены. При этом, администрация сельского поселения вправе самостоятельно утвердить порядок учета

имущества казны, в части не противоречащей федеральному и муниципальному законодательству. При списании имущества казны рекомендуем использовать следующие проводки:

  • При списании пришедших в негодность объектов имущества казны по дебету счета 401 10 172 и кредиту счета учета имущества казны (сч. 108);
  • При списании объектов имущества казны пришедших в негодность в следствие стихийных стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы по дебету счета 401 20 273;
  • При списании недостающего и похищенного имущества казны по дебету счета 401 10 172.

Обоснование: По своей правовой основе имуществом казны является муниципальная собственность не закрепленная на праве оперативного управления ни за каким юридическим лицом. Исходя из этого, его учет и операции по его поступлению, перемещению и выбытию имеют специфический характер, по сравнению с учетом имущества администрации. Фактическим собственником имущества казны является поселение, соответственно любые действия с ним должны производиться на основании решения совета депутатов.

В соответствии с п.141-п.146 Инструкции №157н указан порядок учета имущества казны. п. 143 данной инструкции предусмотрен суммовой учет имущества казны, без инвентарного и аналитического учета. При этом, в соответствии с п.145 финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы вправе установить порядок инвентарного и аналитического учета имущества казны.

В п.38 Инструкции 162н указан порядок отражения операций с имуществом казны. К таким операциям относятся:

  • безвозмездное поступление объектов в состав имущества казны от других учреждений и организаций, а также от физических лиц;
  • безвозмездная передача объектов имущества казны учреждениям, организациям и физическим лицам;
  • списание амортизации при всех случаях выбытия имущества казны, при которых нет необходимости передавать сумму начисленной амортизации. Указанные операции полностью аналогичны таковым для основных средств;
  • Вложение имущества казны в уставный капитал организаций.

При этом, порядка списания и отражения операций списания имущества казны в бюджетном учете инструкцией не предусмотрено. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства.

Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ в РФ является имущество, принадлежащее на Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Общие правила учета

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Особенности бюджетного учета

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается органом соответствующего бюджета.|<

Правила отражения ситуации на счетах

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее учреждения) в состав имущества казны

1 401 20 251

1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).

Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Пример 2.
Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения)

«Увеличение с учредителем»

4 101 24 410«Уменьшение стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование)

4 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

«Уменьшение расчетов с учредителем»

А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости.

При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с 1 104 00 000 в счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

Пример 3.
Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

Сумма, руб.

Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению

401 20 241

108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»

Списана сумма ранее начисленной амортизации

104 51 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»

401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

1. При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

2. Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

3. Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.

В 2016 году в целях последующего включения в состав имущества муниципальной казны администрацией сельского поселения было приобретено недвижимое имущество - сеть уличного освещения. Учет имущества казны осуществляет администрация. На данный момент право собственности уже зарегистрировано.
Как следует отразить в учете операции по приобретению данного объекта и дальнейшее включение его в состав казны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок организации учета в случае приобретения имущества, подлежащего включению в состав имущества казны, необходимо утвердить в рамках учетной политики.
Произведенные администрацией, как казенным учреждением, вложения должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.

Обоснование вывода:
Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования ( , ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со , ГК РФ ( ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( ГК РФ).
Отметим, что детальный порядок бюджетного учета операций по приобретению (созданию) имущества с целью его включения в состав казны, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), не определен. Учитывая положения п.п. 6, Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
В соответствии с п.п. 38, 127, Инструкции N 157н формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов (в том числе имущества казны) отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (сеть уличного освещения), приобретение которого осуществлялось администрацией, как казенным учреждением, подлежат учету в составе муниципальной казны. Соответственно, вложения, произведенные администрацией как юридическим лицом (казенным учреждением), должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.
Для отражения передачи осуществленных администрацией вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание: согласно положениям п.п. 20, 38, 109, Инструкции N 162н данный счет используется в случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств, в иных случаях должен применяться соответствующий аналитический счет счета 1 401 20 200.
Таким образом, принимая во внимание положения п.п. 30, 33, 34, 38 и приложения N 2 N 162н, в бюджетном учете администрации сельского поселения операции по приобретению объекта имущества, подлежащего учету в составе имущества муниципальной казны, могут быть отражены в следующем порядке:
1) Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730;
- сформирована первоначальная стоимость объекта, подлежащего включению в состав имущества казны;
2) Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 106 11 410;
- переданы администрацией (как казенным учреждением) вложения в приобретение объекта недвижимости, подлежащего включению в состав имущества казны;
3) Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310;
- принята администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны приобретенная сеть уличного освещения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
- . Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны;
- . Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ", г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории...

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований .

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

Федеральный орган власти - Росимущество;

Региональный орган власти;

Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетному учету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила - на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

Отражение дополнительных расходов

После государственной регистрации объекта недвижимости

Списание объекта недвижимости с забалансового учета по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество

На сумму балансовой стоимости

0 210 06 660
0 401 10 180

На сумму начисленной амортизации

0 210 06 560
0 401 10 180

Начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету

0 109 х0 271
0 401 20 271

Учреждение, получившее имущество казны в оперативное управление должно сформировать операции по доначислению амортизации на объекты, за время находжения имущества в казне.

Как доначислить амортизацию на имущество, полученное из казны. (Использованы материал сайта its .1 c . ru )

Имущество - нежилое помещение в жилом доме получено безвозмездно 25.07.2011 по КОСГУ 180. Дата ввода в эксплуатацию 01.01.1975. Сумма приобретения 303606,66. Сумма начисленной амортизации 103226,27. Остаточная стоимость 200380,39. Время нахождения в казне 26 месяцев. Как правильно доначислить амортизацию за время нахождения имущества в казне?

Согласно пункту 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Согласно пункту 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования объекта на дату поступления в казну, чтобы рассчитать норму амортизации;

Срок нахождения объекта в казне, чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" указанные операции оформляются в следующем порядке (после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости).

1. Ввести документ "Безвозмездное поступление ОС и НМА ".

В нем надо указать данные согласно передаточным документам.

При внесении информации об объекте основных средств в справочник «Основные средства, НМА, НПА» на закладке «основные сведения» в реквизите «Источник поступления» указать: Передано в оперативное управление, поставить флаг: Включено в реестр федерального (регионального) имущества и внести данные о государственной регистрации объекта.

2. В документе "Операция (бухгалтерская)" ввести проводку на сумму амортизации объекта, рассчитанную за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение (Д-т 040120271, К-т 010400410).

3. Ввести документ "Корректировка амортизации" датой поступления объекта ОС.

В спецификацию документа следует ввести новую строку, в которой указать поступившее из казны имущество, остальные реквизиты строки спецификации будут заполнены автоматически.

Не следует применять для заполнения спецификации кнопку "Заполнить".

Документ следует провести (кнопка "ОК " или "Провести ").

Внимание!

Время проведения документа "Корректировка амортизации" (реквизит "от" документа) должно быть больше, чем время документа "Операция (бухгалтерская)".

Начисление амортизации на этот объект ОС начнет производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, исходя из остаточной стоимости (с учетом доначисленной амортизации) и оставшегося срока полезного использования на дату документа "Корректировка амортизации".