Мы строим дом
Поиск по сайту

Урок политическая культура ее типы. Политическая культура план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему. Структура политической культуры

1 слайд

2 слайд

Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы

3 слайд

Понятие политической культуры Узкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Широкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства Политические институты общества

4 слайд

Структура политической культуры Функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений, воспитание и регулирование социально-политических конфликтов Политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, обычаи и нормы Политическое поведение: политические действия, политическое участие, политическая деятельность

5 слайд

Формы политической культуры Политические знания, убеждения Навыки, умения участвовать в политической жизни Уровни политической культуры Политическая культура общества Политическая культура социальной или национальной группы Политическая культура личности

6 слайд

Типы политических культур по Г. Алмонду и В. Вербе (амер. политол.) Патриархальный, или тип общин Подданнический, или тип субъекта Активистский, или тип участника «Культура гражданина» или смешанный тип Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных Присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, низкая индивидуальная активность Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремиться влиять на власть Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях

7 слайд

Функции (роли) политической культуры Познавательная Воспитательная Регулятивная Это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики Это конечное воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге включение самих масс в этот процесс Это повышение политической информированности и компетенции, совершенствование интеллектуальных способностей

8 слайд

Функции (роли) политической культуры Защитная Коммуникативная Интегративная Это консолидация всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и принципов политического общежития Это передача политической культуры общества через СМИ новым поколением, обмен политической информацией Это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер общества

9 слайд

Особенности политической культуры современной России Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие Предрасположен-ность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов Подданническое отношение к любому центру реальной власти Правовой нигилизм Заидеологизирован-ность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам Низкая компетентность в управлении делами общества и государства Неразвитость гражданских позиций

10 слайд

Проблема. Все ли в политической деятельности и ее результатах является политической культурой? Можно ли говорить о политической культуре гитлеровского фашизма или сталинской диктатуры? Оценочный подход (ценностный подход) Не вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.к. культура по определению – ценности, созданные человеком) Описательный подход (деятельностный подход) Вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.е. культура по определению – все созданное человеком)

12 слайд

Различия правовой и политической культур Правовая культура в большей мере, чем политическая, подразумевает четкое знание нормативной стороны дела Политическая культура больше подразумевает знание принципов и концепций политической жизни Политическая культура учащегося Желание и умение самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства Способность и готовность к политическому диалогу Проявление нравственной убежденности и гражданской позиции Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чебаркульский профессиональный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема учебного занятия:

Политическая культура

(Размышления о времени и о себе)

Горюнова Нонна Петровна

2015, Чебаркуль

Тема учебного занятия:

Политическая культура. (Размышления о времени и о себе).

Время, предусмотренное на учебное занятие - два академических часа.

Цели учебного занятия:

1. Дидактическая.

Сформировать знания:

О типологии политической культуры,

О причинно - следственной взаимосвязи между политической культурой граждан РФ и особенностями современного российского общества.

2. Развивающая.

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения, оценивать работу своих товарищей.

3. Воспитывающая.

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности

следующие профессионально важные личностные качества:

активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально – политической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику.

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.

Внутрипредметные связи: темы «Деятельность и мышление»,

«Философские представления о социальных качествах человека».

Межпредметные связи: дисциплина – история,

тема «Российская Федерация на современном этапе».

Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебные пособия, памятки по работе в группах; карточки-подсказки, оценочные таблицы; АРМ, ЦОР.

Методы и приемы в соответствии с уровнями усвоения материала обучающимися:

I УРОВЕНЬ (микрогруппы № 1, 2, 3)

информационно – знаковый, объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа;

II УРОВЕНЬ (микрогруппа № 4)

отражательно-преобразующий, репродуктивный: работа по алгоритму, выполнение практических заданий;

III УРОВЕНЬ (микрогруппа № 5)

духовно - практической деятельности: анализ, эвристическая беседа, обобщение, рецензирование;

частично – поисковый: решение нестандартных ситуационных задач.

Модель обучения: развивающая

Технология: ролевое моделирование

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К данному занятию обучающиеся должны выполнить опережающее домашнее задание - самостоятельно ознакомиться с содержанием темы «Политическая культура» и составить развернутый план ответа. Задание выдается за 10 дней до дня проведения занятия.

Выполнение домашнего задания должно осуществляться в соответствии со следующим планом:

1. Понятие «политическая культура» и его содержание.

2. Типы «политической культуры».

3. Особенности политической культуры в России.

При выполнении домашнего задания обучающимся рекомендуется воспользоваться:

ЦОРом, который преподаватель со своего компьютера переносит на электронный носитель каждого обучающегося,

Учебной литературой:

Боголюбов Л. Н. Обществознание М., 2013 с.262-272;

Козырев Г.И. «Основы социологии и политологии» М., 2010 с. 186-190;

Барышева А.Д. «Политология. Курс лекций» М., 2010 с.124-130.

Ресурсами Интернета

http ://el /integrum .ru /

http ://www .machaon .ru /hist /

http ://hronograf .narod .ru /main .html

http ://www .russ .ru /antolog /

http ://www .afghanwar .spb .ru :8101/

http ://www .cossaks /info /

http ://soyuzssr .narod .ru /obsssr .html

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.1. Организационный момент: проверка готовности обучающихся к занятию, проверка посещаемости.

1.2. Целевая установка.

Мотивация целей (формирование познавательных потребностей)

Сообщение преподавателя. В настоящее время является очевидным, что фактические результаты реформ, проведенных в РФ после распада СССР, оказались далеки от желаемых. Общество столкнулось с рядом непредвиденных проблем. Одна из причин этих проблем, кроется в особенностях российского общества, на протяжении всей своей истории развившегося в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, следовательно, не имевшего политико-правовых возможностей для формирования полноценного гражданского общества. Сегодня такие возможности впервые есть, и многие граждане не только интересуются политикой, но и проявляют политическую активность, тем не менее, у большинства уровень политической грамотности невысок и именно это обстоятельство является одной из причин различных социальных проблем.

Почему:

1) граждане по-разному относятся к выборам: одни приходят на избирательный участок, другие нет, а есть и такие, которые приходят с целью нарушить общественный порядок,

2) молодые люди по-разному относятся к ветеранам войны: одни проявляют уважение, другие равнодушие, а порой и цинизм.

3) граждане по-разному относятся к беженцам: одни чувствуют чужую боль как свою, другие нет.

1.3 Постановка дидактической цели урока совместно с обучающимися.

Чем объясняются различия в политическом поведении граждан в указанных ситуациях?

Оказывает ли влияние политическое поведение граждан страны на деятельность национального правительства и политический режим?

Завершает беседу преподаватель совместно с обучающимися формулируя дидактическую цель учебного занятия.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

2.1.Объяснение нового материала с применением ЦОР.

2.2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученных опорных знаний, подготовка обучающихся к исполнению игровых ролей.

Разделение учебной группы на микрогруппы осуществляется посредством следующего методического приема: преподаватель последовательно задает указанные ниже вопросы всем обучающимся. Желающие ответить поднимают руку. На вопрос могут последовательно отвечать несколько обучающихся, уточняя правильный ответ. Каждый ответ преподаватель оценивает жетоном. Каждый обучающийся должен заработать и получить на руки только один жетон.

Подготовлены жетоны пяти цветов, причем каждый цвет символизирует определенную оценку: красный -1 балл, синий -2 балла, зеленый -3 балла, желтый - 4 балла, бежевый -5 баллов. Преподаватель учитывая психолого-педагогические требования, не сообщает обучающимся какое количество баллов заработают они, получив жетон, того или иного цвета.

Когда каждый обучающий получил жетон, преподаватель, руководствуясь разноуровневым подходом в обучении, формирует пять микрогрупп, в зависимости от цвета полученных жетонов:

красный - микрогруппа № 1,

синий - микрогруппа № 2,

зеленый - микрогруппа № 3,

желтый - микрогруппа № 4,

бежевый - микрогруппа № 5.

Вопросы и задания: (как аукцион):

1. Дайте определение понятию «политика».

(Политика – это деятельность по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации общественно – значимых потребностей людей).

2. Какова структура политики?

(Политические организации, политическая деятельность, политические отношения, политический интерес, политическое сознание).

3. Дайте определение понятию «политическое поведение».

(Качественная характеристика политической деятельности, т.е. поведение человека при участии в том, или ином политическом событии).

4.Что определяет политическое поведение человека или социальной группы? (Политическое сознание).

5. Раскройте содержание понятия «политическое сознание».

(Система знаний, оценок, чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики отдельными людьми или социальными общностями).

6. Объясните, что такое «интересы субъектов политики».

(Это, прежде всего, интересы определенных социальных групп причем каждая социальная группа стремится обеспечить себе такие общественные условия, которые делают более доступными для неё материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей, входящих в эту группу людей. В повседневном общении выражение «интересы субъектов политики» часто заменяют словосочетанием «политические интересы»).

7. Широко известно выражение «Политика – дело грязное». Как соотносятся между собой политика и мораль? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью?

(Мораль и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления различаются. Мораль опирается на убеждения, а критерием оценки проступка является совесть или порицание окружающих. Политика опирается на использование принудительных мер, а критерием оценки проступка является суд. Мораль имеет ценностно - нормативную основу, а в основе политики лежат интересы различных социальных групп, которые трансформируются в законы. При этом правящая элита может навязывать обществу законы, которые защищают интересы самой элиты и ущемляют потребности других. Там, где власть политиков не ограничена со стороны общества, может иметь место аморальная политика элиты. Следовательно, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью, политическая власть должна находиться под контролем гражданского общества).

8. Назовите ведущие демократические ценности.

(Правовое государство, гражданское общество).

(Это общество, в котором сформированы негосударственные отношения и институты выражающие разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи и отношения между людьми, взаимодействующими как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры).

Обобщение преподавателя . Итак, неотъемлемой чертой каждой человеческой личности является политическая культура. Даже если человек далек от политики, совсем не интересуется политическими событиями в стране и мире, то он все равно обладает определенным

Людей с идентичными типами политической культуры можно обозначить как отдельные социальные группы. Сегодня мы попробуем примерить роль представителей той или иной социальной группы на себя.

2.3 Ориентировочные основы действий (ООД)

Преподаватель объясняет содержание и правила игры, знакомит с раздаточным материалом, оценочной таблицей.

Сообщение преподавателя . Собравшиеся в этой аудитории, играют роль всех граждан РФ. Все общество нашей страны (т. е. учебную группу) мы условно разделили на три социальные группы. Соответственно, игровые роли первой, второй и третьей микрогрупп заключаются в том, что обучающиеся-представители каждой микрогруппы исполняют игровые роли граждан с разными типами политической культуры и в своем устном выступлении должны отразить политические взгляды, ценности, убеждения, представления людей именно той социальной группы, тип политической культуры, который указан в листе – подсказке.

При подготовке к выступлению предлагается воспользоваться листами – подсказками, схемами, текстом учебного пособия. Вопросы, содержащиеся в листе – подсказке носят рекомендательный характер, т. е. необязательно отвечать на каждый вопрос, ответ также может содержать дополнительную информацию.

2.4 ФОРМИРОВАНИЕ ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Подготовка микрогрупп к выступлению.

Участникам игры предлагается пересесть на другие места, объединившись в микрогруппы в зависимости от цвета полученных жетонов (белые с белыми, красные с красными и т. д.)

Преподаватель сообщает, что те микрогруппы, которые наиболее быстро и дисциплинированно проведут этот этап, получат 1 дополнительный балл.

Участники игры пересаживаются, сформировав микрогруппы.

Преподаватель знакомит участников с «гостями»:

У нас сегодня присутствуют специалисты, изучающие общество. Это «социологи»

(микрогруппа № 4). Мы пригласили их с той целью, чтобы они определили типы политической культуры социальных групп представленных участниками игры;

«политологи» (микрогруппа № 5). Мы пригласили их с той целью, чтобы они, проанализировав состояние политической культуры граждан РФ сегодня, высказали собственные суждения о её особенностях и проблемах с ней связанных.

Кроме того, «политологам» предоставлена почетная обязанность - оценить работу 1- 4 микрогрупп по критериям, указанным в оценочной таблице и мотивировать свои оценки, а работу «политологов» мы оценим открытым общим голосованием всех присутствующих в аудитории (голосование за оценки 3, 4 или 5).

Игровые роли:

Микрогруппа № 1 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным патриархальным типом политической культуры.

социальной группы.

Микрогруппа № 2 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным подданическим типом политической культуры.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 3 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированной демократической политической культурой.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 4 - «социологи» исполняют роль экспертов.

Они определяют типы политической культуры, представленные в выступлении

каждой микрогруппы, характеризуют их.

Микрогруппа № 5 – «политологи» исполняют роль аналитиков: они анализируют и обобщают прозвучавшую информацию, вносят собственные предложения и рекомендации по дальнейшему развитию демократическойполитической культуры в России, делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества.

Перед началом работы каждая микрогруппа выбирает спикера.

Он руководит работой микрогруппы.

После завершения выступлений и оценки «политологами» работы микрогрупп,

каждому спикеру предоставляется право по своему усмотрению добавить 1 балл к оценке рекомендованной «политологами» одному участнику своей микрогруппы или снять 1 балл с одного учасника своей микрогруппы. После завершения игры он подает список фамилий своей микрогруппы с оценками преподавателю.

Микрогруппы готовятся к выступлениям, в которых должны отразить «собственную» политическую позицию с учетом правил игры.

Выступления микрогрупп.

Последовательно выступают с сообщениями микрогруппы №№ 1, 2, 3.

После каждого выступления любой участник игры может задать выступавшим вопросы, если их политическая позиция представляется не совсем понятной.

На основании выступлений микрогрупп №№ 1,2,3 «социологи» в своих выступлениях делают выводы, какой тип политической культуры представила каждая из микрогрупп. Сообщают, что данные типы в чистом виде встречаются редко т. к. на их формирование оказывают влияние различные факторы. Перечисляют факторы, оказывающие влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера и т. п.).

Затем «политологи» в своем выступлении указывают объективные исторические причины, под влиянием которых формировалась политическая культура граждан РФ, высказывают свои точки зрения на проблему развития политической культуры граждан России, указывают её особенности. Они определяют, как влияет преобладающий тип политической культуры граждан на решение основных задач, которые стоят сейчас перед РФ в области внутренней политики, устанавливают логическую связь, отражая критическое отношение к действительности на основе, понимания важности преобладания демократического типа политической культуры, у большинства граждан РФ для дальнейшего развития гражданского общества в России; предлагают методы формирования демократического типа политической культуры и делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Все участники имеют право задавать вопросы «социологам» и «политологам», уточнять их позиции, участвовать в обсуждении спорных моментов.

2.5 Закрепление компетенций. Рефлексия.

Заключительная беседа.

Всем обучающимся предоставляется возможность (по желанию) выступить и отразить свои знания на высоком уровне.

В своем выступлении им необходимо сравнить мнения политологов, сформулировать собственную точку зрения, указав пути преодоления обсуждаемых проблем.

Обобщение преподавателя.

Известно, что только при наличии гражданского общества с высокой п к возможно успешное функционирование федеративного демократического государства. Одним из важнейших условий формирования гражданского общества и решения многих социальных проблем, является высокий уровень развития политической культуры граждан и именно к такому уровню нам в России необходимо стремиться.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

3.1 Выставление отметок .

Оценка работы микрогрупп №№ 1, 2, 3, 4 осуществляется микрогруппой № 5 - по пятибалльной системе с учетом критериев, указанных в оценочной таблице.

Отметки, полученные каждой микрогруппой, суммируются – получается итоговое количество баллов. Это количество делится на 5 оценочных критериев – получается рекомендуемая итоговая отметка. Таким образом, микрогруппа № 5 выставляет рекомендуемую итоговую отметку как среднеарифметическую. Отметки выставляются в таблицу и передаются спикеру. Спикер снимает или добавляет 1 балл «балл спикера» одному из игроков своей микрогруппы в соответствии с условиями игры, затем сдает преподавателю список своей микрогруппы с отметками.

Работа микрогруппы № 5 оценивается открытым голосованием всех остальных обучающихся за предложенные преподавателем варианты «3»,«4» или «5». Преподаватель имеет право на собственную корректировку отметки, и в этом случае обязательно мотивирует свое решение, указав, что необъективность отметки, выставленной самими обучающимися в данном случае иллюстрирует явление политической тенденциозности, часто имеющей место при оценке деятельности политиков коллегами и гражданами.

3.2 Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Напишите мини-сочинение на тему: Политическая культура граждан РФ

в условиях современного российского общества.

Завершите свое сочинение ответом на вопрос: Какие средства и методы повышения уровня политической культуры граждан России, предложили бы лично вы ?

3.3 Подведение итогов занятия.

Преподаватель сообщает о достижении целей занятия.

На основании заключительной беседы с обучающимися преподаватель делает вывод,

о том насколько в процессе изучения темы их интерес к политической сфере общества повышается.

Преподаватель спрашивает:

Что понравилось обучающимся в процессе занятия,

Что обучающиеся предложили бы изменить на последующих занятиях. Благодарит за ответы.

Приложение 1

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

микрогруппа

микрогруппа

3 микрогруппа

4 микрогруппа

1. Полнота отражения содержания

2. Аргументированность изложения

3. Логичность изложения

4. Коллективность работы

5. Корректность поведения

Итоговая оценка

Приложение 2

Карточка подсказок для микрогруппы №1 «Граждане»

патриархальный тип политической культуры.

Приложение 3

Карточка подсказок для микрогруппы № 2 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался подданический тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 4

Карточка подсказок для группы №3 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался активистский (демократический) тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 5

Первая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

1. Какие типы политической культуры сформированы у представителей выступавших групп?

2. Часто ли встречаются на практике идеальные «чистые» типы политических культур?

3. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера

и т. п.).

4. Приведите примеры смешанных типов политической культуры.

Приложение 6

Вторая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ГРАЖДАН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Личностные ценности и убеждения граждан с патриархальным типом политической культуры:

Собственная жизнь,

Жизнь близких людей, семейные ценности,

Национальные ценности (культура, язык, традиции, религия своей национальности).

Крепкая семья – крепкое государство.

Политикой интересуются мало, т. к. считают, что от того примут т участие или нет, в выборах в федеральные органы власти, все равно ничего не изменится.

В выборах в местные органы власти как правило принимают участие т. к. считают это важным для себя.

Личностные ценности и убеждения граждан с подданическим типом политической культуры:

Свобода и независимость Родины.

Светлое и обеспеченное будущее для своих детей и для следующего поколения граждан нашей страны.

Понимают, что интересоваться политикой и принимать участие в выборах надо, но уверены, что в нашей стране все зависит от центральной власти, которая заботится и об обороноспособности страны, и, исходя из экономических возможностей о благосостоянии граждан. Центральная власть обязана заботиться о населении страны и в будущем: повышать уровень благосостояния народа.

В целом поддерживают власть, но если в чем – то не согласны с её решениями, то свое мнение открыто не выражают в какой либо форме политического участия, так как считают, что за это можно пострадать.

Личностные ценности и убеждения граждан с активистским (демократическим) типом политической культуры:

Суверенитет и независимость своей страны,

Демократические права и свободы (свобода слова, печати, собраний и т. д.),

Гордость за свой народ, свое государство,

В целом положительно оценивают значение деятельности национального правительства,

считают себя обязанными:

Интересоваться политической деятельностью правительства РФ и других стран.

Принимать участие в выборах, референдумах и т. п., причем выбор делают осознанный и обоснованный.

Открыто выражают свои оппозиционные взгляды, в формах разрешенных законом,

Убеждены, в том, что если их гражданские права и свободы будут нарушены, то смогут использовать правовые установления с целью успешного противодействия актам произвола, убеждены, что в нашей стране власти придерживаются установления: перед законом все равны.

Приложение 7

Третья карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

Типы политической культуры

Приложение 8

Первая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

Типы политической культуры

1. Патриархальная политическая культура.

Интерес личности к политической жизни отсутствует, главную роль играют семейные ценности. Важнейшие политические роли практически не выполняются.

Личность верна сложившимся политическим институтам, подчинена государству, проявляет низкую политическую активность, чтит традиции, верит в лучшее будущее и готова подчинить настоящее мечтам о грядущем.

3. Активистская (демократическая) политическая культура.

Личность проявляет высокую политическую активность, стремится воздействовать на политические процессы в стране, обладает достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни.

Приложение 9

Вторая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

В своем устном выступлении:

Объясните, какие исторические факторы оказали влияние на формирование политической культуры граждан РФ? Назовите смешанные типы политической культуры, характерные для россиян.

и сформулируйте собственную точку зрения по этому вопросу.

Перечислите задачи, которые стоят сейчас перед страной в области внутренней политики. Объясните, как влияет политическая культура граждан на успешность решения этих задач.

Объясните, как влияет политическая культура граждан на стабильность общества в целом.

Сформулируйте собственную точку зрения о том, каковы дальнейшие перспективы формирования гражданского общества в России?

Дисциплина: Обществознание

Тема урока: Культура и политика

Цель урока: в процссе изучния тмы сформировать у обучающихся знания о связи политики и культуры, об особенностях формирования политической культуры молоджи, подвести студентов к пониманию понятия «политичская система»

Задачи:

Образовательная: изучить политику как искусство, особенности политического регулированияобщественных отношений, порлитическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки студентов, делать выводы, формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами: умения анализировать, составлять схему для объяснения вопросов темы, уметь презентовать свой ответ

Воспитательная: способствовать развитию мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, культуру межличностного общения.

Описание ожидаемого результата:

Знания: определение политики, ее функции, определение политической системы

Умения: уметь определять понятия, составлять таблицу по определенным признакам, работать по алгоритму

Навыки: заниматься элементарной исследовательской деятельностью, развивать навыки групповой работы

Тип урока:

1.Урок изучения нового материала 2. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков 3. Целевое применение полученных знаний, умений и навыков 4. Обобщение и систематизация усвоенного материала 5. Комбинированный 6. Урок учета и оценки знаний и умений

Методы:

1.Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4. Исследовательский 5. Репродуктивный

6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный

Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

А. Нысанбаев, М. Изотов, Человек и общество, учебник для 11 класса, Алматы, «Мектеп», 2015г.

Оборудование, наглядные пособия:

Учебники, презентация, кластеры, схемы, раздаточный материал

Межпредметные связи:

Всемирная история, основы политологии и социологии, основы философии

Ход урока

1.Организационно – мотивационный этап

Приветствие, отметка отсутствующих.

    Дайте определение понятию «политика». Используется стратегия критического мышления «Веер»

    Что входит в политическую систему общества?

2.Операционно-познавательный этап

А. Проврка домашнего задания

1. Политология как наука

2.Происхождение политологии, основные проблемы политологии и политологические концепции

3.Структура политологического знания

4.Значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью

Студенты дают устные ответы по плану. Затем обмениваются составлнными вопросами по стратегии критического мышления «Ромашка Блума»

Взаимопроврка

Б. Этап подготовки к активному усвонию знаний

План:

1.Политика как искусство

2.Особенности политического регулирования общественных отношений

3.Политическая система, ее структура и функции.

4.Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Преподаватель знакомит с планом урока.

Применение стратгии критического мышления «Знаю. Узнал. Хочу узнать»

Заполнние таблицы

В. Этап усвоения новых знаний

1.Рассказ преподавателя. Беседа

2.Изучить функции политики и ПСО.

Работа с учебником индивидуально.

Студенты составляют конспект

3. Вопросы

1.Что включают в себя критерии типологии политических систем?

2.Как определяют типы политических систем?

3. Выделите структурные элементы политической системы?

4.Какие функции выполняет политическая система?

5.Что относится к политическим институтам?

Студенты устно отвечают на вопросы

Г. Этап закрепления новых знаний

Выполнить задания.

1 группа - Составить схему политической системы общества с описанием

2 группа – Особенности политического регулирования общественных отношений

3 группа - Политические институты, нормы, коммуникации, процессы. Обозначить связи

4 группа – Сущность политики в современном общстве. Политика как искусство управлния

Работа в группах. Составление кластера. Защита работ.

Блиц-опрос

1.Какие функции выполняет политическая культура?

2.В чем особенности политической социализации молодежи?

3. Что Вы узнали о структурных элементах политической культуры?

3. Рефлексивно-оценочный этап

А. Домашнее задание

1.Знать конспект

2.Проработать термины политическая культура, правовая культура, политическое лидерство, элита. Составить глоссарий

3.Подготовить интеллект – карту по теме « Культура и политика»

Б. Итоги урока

Выводы. Выставление оценок.

Как связаны политика и культура?

Как формируется политическая культура граждан?

Тема « Политический статус личности»

Класс: 11

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Вид урока: урок с применением ролевой игровой ситуации.

Цель : способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями. (слайд)

Задачи:

1) раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения;

2) способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции;

3) развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

Требования из программы курса «Обществознание», авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова: Москва «Просвещение», 2006г. : выборы в демократическом обществе, избирательная кампания, избирательные технологии, человек в политической жизни, политическое участие, понятие политической культуры, политическая психология, политическое поведение.

Новые понятия: политическая культура, политический лидер, правила политического поведения, популизм.

Оборудование: Всеобщая декларация прав человека 1948г., Конституция РФ, слайдовая презентация в Power Point , предвыборные программы партий, кандидатов, дидактический материал на каждую парту.

План урока:

1) Политический статус личности;

2) Политическая культура;

3) Сущность роли избирателя (ролевая игра).

Политика – стремление к участию во власти

и оказанию влияния на распределение власти.

М. Вебер.

Ход урока

1. Политический статус личности

Вступительное слово учителя:Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы и т.д. В этой сфере общества у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

Перечислите политические права и свободы гражданина?(проверка на слайде)

Право избирать и быть избранным в органы гос. власти и местного самоуправления;

Объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;

Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;

Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляютсяполитические роли, назовите их?

Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

Из этого следует, что у человека есть свой политический статус, что это такое? (словарь)

Докажите гарантию наших политических прав через нормативные документы.

Работа с Декларацией и Конституцией РФ.

Сделайте вывод.

Кто выбирается в Российской Федерации?

В РФ избираются президент, Гос. Дума, законодательные собрания субъектов федерации, органы местного самоуправления.

Кто обладает избирательным правом?

Избирательным правом (активным – с 18 лет, пассивным – при выборах на пост президента – с 35 лет, в Гос.Думу – с 21 года) обладают все граждане страны, за исключением тех, кто по решению суда признан недееспособным, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Политическая культура

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дидактическим материалом.

Что такое политическая культура, и из каких составляющих она состоит?

Для выполнения разнообразных политических ролей нужны знания, определенная система ценностей и овладение способами политической деятельности. Названные условия в совокупности характеризуют демократическую политическую культуру(словарь).

Обращаем внимание на слайд, знакомимся с функциями политической культуры.

Познакомимся с типами политических культур. (дидактический материал)

Идентификация

Ориентация

Адаптация

Социализация

Интеграция

Коммуникация

Как мы видим, все функции могут характеризовать и политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти, вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Какие формы участия вы можете назвать?(проверка на слайде)

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;

Участие в выборах;

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях;

Обращения граждан, встречи с политическим лидером (словарь);

Участие в митингах, пикетах ит.д.;

Деятельность политических лидеров.

Назовите, какие из форм являются опосредованными – непосредственными, групповыми, массовыми, индивидуальными.

Какие из них постоянные, периодические, разовые?

3. Сущность роли избирателя (статус)

Степень вовлеченности в политику, по М.Веберу(немецкий социолог): (слайд)

1 Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.

2 Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.

3 Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

Основные этапы избирательной кампании: (слайд)

Назначение выборов;

Организация избирательных округов и участков;

Создание избирательных комиссий;

Регистрация избирателей в установленном порядке;

Выдвижение кандидатов на выборные должности;

Предвыборная агитация (биография, программа, митинг, печатная агитация, встреча с избирателями, теледебаты и т.д.)

Установление и оглашение результатов выборов.

Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.

Ролевая игра «избирательная кампания»

Цель: закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателя и кандидата. Здесь появляются понятия политический лидер и популизм.

Игра предполагает воспроизведение в учебной работе наиболее типичных для избирательной кампании ролей, а также связанных с ними элементов политической деятельности.

Какая избирательная система нами показана?

В какой роли вы были?

Каков ваш политический статус?

Какие политические права вами использованы?

Повысилась ли ваша политическая культура?

Какие уровни восприятия политики у вас были задействованы?(словарь)

Можно ли сказать, что вы первично социализированы? (Словарь)

Зачем нужны выборы? А может, выбудете политическими абсентеистами?

Домашнее задание: § 25, вопросы и задания на стр.304- 306. Подготовиться к семинару по теме «Демократическая политическая культура» (дидактический материал)

Словарь:

Политический статус личности –это положение человека в обществе, предполагающее определенные политические права и обязанности.

Референдум – голосование населения по законодательному или иному внутри- и внешнеполитическому вопросу. (родина референдумов Швейцария)

Плебисцит – это выявление мнения избирателей путем голосования.

Три уровня восприятия политики (по Г.Алмонду и С. Вербе- амер. ученые):

1 когнитивный, то есть уровень знания политической системы и политиков;

2 аффективный, то есть уровень чувств – негативных или позитивных, которые вызывают политика и власть;

3 оценочный, то есть уровень суждений о политике и власти.

Политическая культура - это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни. Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался.

Политическое манипулирование – это управление политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно- политическими силами, направленными на достижение социально значимой цели.

Политическая социализация – процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.

Первичная социализация – процесс политического просвещения детей и юношества.

Вторичная социализация – активное взаимодействие личности с политической системой на основе полученных ею ранее ценностных ориентаций и установок.

Периоды социализации (по Д.Истону и Дж. Денису- амер. политологи)

1 Политизация – период, в течение которого у ребенка формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.

2 Персонализация – период, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через символизирующие ее фигуры – президента, полицейского.

3 Идеализация – период, в рамках которого ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.

4 Институциализация – период, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и др.)

Выборы – комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций.

Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми стакивается народ.

Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.

Политические ценностные ориентации – это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.

Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения (словарь), которые определяют, как можно и как следует поступать.

Функции политической культуры (слайд) :

Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Ориентация – характеризует стремлениечеловека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.

Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.

Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.



__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


____________________________________________________________


1. Основные приёмы и методы работы, используемые в ходе изучения данной темы.

Главной целью данного урока является


  • формирование целостного представления о политической культуре,

  • развитие умений анализа письменных источников, сравнения исторических событий и явлений, типов политической культуры, систематизации полученной информации в виде тезисов, схем, таблиц.
Взаимодействие в малых группах позволяет решать задачу

  • формирования коммуникативной культуры учащихся,

  • углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Основные методы и приёмы организации:

Работа над понятиями;

Обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц;

Анализ конкретных ситуаций политической истории и реальности;

Постановка проблемных вопросов.

Оборудование и материалы:


  • Учебник

  • Словарные мтериалы с разными определениями понятий темы

  • Таблицы «Классификация политической культуры». «Структура политической культуры», «Показатели политической культуры»

  • Документы, предложенные в данной теме

  • Компьтер с доступом в интернет

  • УЭИ «Обществознание -11класс»

Содержание изучаемой темы необычное для восприятия и учителем и учащимися, так как базируется не на привычных классификациях типов политической культуры, а строится на основе альтернативных взглядов и представлений. Поэтому требуется предварительная работа с учащимися по теоретическому осмыслению понятий «политическая культура», «типы политической культуры и их признаки»,

«политическая преемственность», «политическая активность» и др.

Перед учащимися ставится проблема « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»

2.Организационный этап.


  • Сообщение темы занятия,

  • формирование групп учащихся,

  • выдвижение учебных проблем;

  • определение форм самостоятельной работы;

  • разъяснение алгоритма действия каждой группы;

  • предъявление требований к оформлению результатов лабораторной работы.
В каждой группе по 4 человека. Названия групп условно ассоциируются с названиями типов политической культуры.

I группа – «Политическая культура и её виды»;

II группа – «Демократическая политическая культура»;

III группа – «Патриархальная политическая культура»;

V группа – «Революционная политическая культура»;

VI группа – «Мессианская политическая культура».

Алгоритм работы группы №1.

«Политическая культура и её типологии».


  1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 211;

  2. Прочитать текст Книги для учителя, стр. 289-292;

  3. Составить схему «Элементы политической культуры»;

  4. Составить схему «Типология политической культуры» по Л.Т. Ионину;

  5. Найти общие черты и различия политических культур;

  6. Составить таблицу «Основные признаки политической культуры».
Для сокращения времени весь объём работы разделить на части и выполнять индивидуально.

Алгоритм работы группы №2.

«Демократическая политическая культура».

«Демократическая – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».У. Черчилль


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»,стр. 212-213;

  2. Выделите основные признаки демократической культуры по заданным параметрам таблицы;



  3. Работая с текстом, найдите примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории;

  4. Сделать вывод о наличии или отсутствии демократической культуры в истории России;

  5. Выразите своё отношение к высказыванию У. Черчилля

Алгоритм работы группы №3.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы действуют».Саади


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 213-214;

  2. Выделите основные признаки авторитарной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом, найдите примеры присутствия авторитарной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии авторитарной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Саади.
Алгоритм работы группы №4.

«Патриархальная политическая культура».

«Целью политики является общее благо: народ и власть должны подчиняться закону».Аристотель


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 214-215;

  2. Выделите основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия патриархальной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии патриархальной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Аристотеля.

Алгоритм работы группы №5.

«Революционная политическая культура».

«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 215-216;

  2. Выделите основные признаки революционной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии революционной культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия революционной культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию В. Короленко.

Алгоритм работы группы №6.

«Мессианская политическая культура».

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».А. Сумароков


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 216-217;

  2. Выделите основные признаки мессианской политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии мессианской культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия мессианской культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию А. Сумарокова.

Каждая группа работает по собственному алгоритму действий, время работы – 20 минут. В ходе работы учащиеся заполняют графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории. После выполнения задания каждая группа представляет своё выступление. По ходу выступления группы один из её участников заполняет графы таблицы на доске.

Работа первой группы проходит под руководством учителя и является самой сложной по характеру. Поэтому в данную группу целесообразно ввести сильных учащихся. Они изучают текст учебника, знакомятся с дополнительной литературой и в результате составляют схему « Типы политической культуры» и таблицу « Признаки политической культуры».

В ходе выступления первой группы учащиеся знакомятся с понятиями «политическая культура: типы, признаки, особенности», используя дополнительные источники знаний.

К защите проектов

1наш мини проект называется …..

2гланая цель нашей работы….

3 в результате мы создали «продукт»

4 данная работа:

А) дала возможность совершенствовать навыки работы в группах

Б)дала простор нашему творческому воображению и т.д
3. Обсуждение теоретических аспектов изучаемой темы.

Цель нашего урока: создать и защитить мини – проекты по теме «Особенности русской политической культуры»


  • Проект – завершенная и завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы уч-ся.
Учитель: Политическая культура – это явление динамическое, развивающееся, её содержание и формы постоянно обогащается историей. Она чутко реагирует на изменение в реалиях окружающего мира. Участники группы №1 представят вам результаты домашней работы. Они расскажут, что такое политическая культура, каковы её типы, характерные признаки.
Выступление группы №1

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки политической культуры».

1 слайд - название.

Группа 1: Ученик: Все народы земли, которые создавали свою государственность, имеют собственные традиции организации власти и государственного управления. В этих традициях можно выделить нечто общее, но в то же время остаётся и то своеобразие которое отличает любой данный народ от другого. Особое сочетание таких традиций у данного народа принято называть политической культурой.

2 слайд. Политическая культура - совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий.

3 слайд

Политическая культура - одно из главных понятий современной политологии. Автором егосчитается немецкий философ XVIII в. И. Гердер, но формирование теории политической культуры и её

исследование начинается лишь во второй половине ХХ в. Классическоеопределение

политической культуры предложили американские политологи Г. Алмонд иС. Верба. Они определили «политическую культуру как систему ценностей, глубокоукоренившихся в сознании, ориентаций и установок, регулирующих поведение людейв ситуациях, имеющих отношение к политике». Это определение утвердилось в политической науке, однако сохраняются разногласия по многим другим вопросам.

Что включать в политическую культуру? Как соотносятся политическая культура и политическое поведение? Какие существуют типы политических культур?


4 слайд . Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей – нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы: Элементы политической культуры.

  1. Формы политической деятельности – способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги, участие в выборах, референдумах) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства).

  2. Стереотипы – образцы политического поведения в той или иной ситуации . Они могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьёзных злоупотреблений властей практически никогда не обращаются в суд, как на Западе, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

  3. Политические знания – теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений; доступ к информации о происходящих политических событиях.

  4. Идеалы – оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие либеральных, третьи – националистических.

  5. Ценности – внутренние привязанности, политические ориентиры . Представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать терпимость к различным мнениям, равенство граждан. Поиск компромиссов, патриотизм.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы.

5 слайд Типология политической культуры по Л.Т. Ионину презентация

6 слайд
Представление схемы «Структура политической культуры».

презентация

7 слайд


8 слайд

Представление таблицы «Признаки политической культуры». презентация

Учитель: Ещё до возникновения российской государственности, в раннем Средневековье на Руси начали формироваться основы демократической политической культуры.

Участники группы №2 дадут характеристику демократической политической культуре. Приведут примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории.


Выступление группы №2

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки демократической политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Работа сУЭИ.

Учитель: Собирание русских земель московскими государями привело к ужесточению политической власти. Это время рождения российского самодержавия, просуществовавшего вплоть до н20 века и породившего собственную авторитарную политическую культуру.

Участники группы №3 дадут характеристику авторитарной политической культуре

Выступление группы №3. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки авторитарной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Ученик: Может возникнуть закономерный вопрос: почему влияние авторитарной политической культуры в российской истории в целом гораздо выше, чем в большинстве стран Запада?

Установление самодержавия и крепостного права в России в значительной мере объяснялось потребностями страны от нападений с Запада, востока и юга. Выдающийся историк Вернадский писал, что «самодержавие и крепостное право были ценою, которую русский народ должен был заплатить за своё национальное самосохранение».

Перед Советским Союзом стояли во многом похожие проблемы: требовалось осуществить индустриализацию и тем самым защитить страну от военных угроз. Эта задача была в конечном счёте решена, более того, страна поднялась до уровня сверхдержавы. Перефразируя Вернадского, можно сказать, что авторитарное коммунистическое господство стало ценой, которую Россия, как часть СССР должна была заплатить за величие.

Учитель: 15-16вв это время рождения российского самодержавия и патриархальной политической культуры. Участники группы №4 выделят основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы.

Выступление группы №4. Ученик: патриархальный характер этой политической культуры выражался в том, что государь воспринимался, как отец, строгий, но заботящийся о своих чадах – детях. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки патриархальной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Ученик: «Царь-батюшка» оставался «батюшкой» до тех пор, пока за безграничную любовь своих подданных он платил народу любовью и заботой. Если этого не происходило или народ считал, что этого не происходит, неписаный моральный контракт считался разорванным и начинались крестьянские войны, восстания и бунты.

Учитель :20 век с его тремя русскими революциями: революцией 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциями 1917гг – полностью реализовал потенциал революционной политической культуры России.

Участники группы №5 дадут характеристику революционной политической культуре

Выступление группы №5. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки революционной политической культуры».

Ученик: Революционная политическая культура полностью сложилась в Россиик к 19 в. и сочетала в себе три главных направления:


  1. анархизм

  2. народничество

  3. революционный марксизм, основанный на учении Карла Маркса о социалистической революции и возглавляемый В.И. Лениным.
Диск.

Ученик: Роль революционной политической культуры всегда двусмысленна. С одной стороны революции несли огромные жертвы и страдания народы. Но с другой стороны –призыв к революции – это всегда призыв к борьбе против очередного зла во имя свободы и справедливости. Ясно одно: опыт революций всегда обогащает политическую культуру народа.
Учитель: Революция меняет страны и цивилизации. Открывает новые, неведомые доселе исторические горизонты. Так произошло с Советским государством, которое оказалось наследником Российской империи. Участники группы №6 выделят основные признаки мессианской политической культуры.

Выступление группы №6. Ученик: В первые годы советской власти для страны было характерно своеобразное сочетание революционного и мессианского типов политической культуры. Революционность заключалась в разрушении всего старого – старых социальных иерархий, старых классовых разделений, старой культуры, старого образа жизни, религиозных догм, старого искусства, старой школы, старого отношения к труду, старого понимания любви и брака и т.д. В то же время Российская революция претендовала на открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества, на создание всемирного царства свободы и справедливости. слайд

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки мессианской политической культуры».

Ученик: мессианская политическая культура несёт в себе сильный заряд авторитаризма и почти неизбежно ведёт к появлению авторитарных вождей. Это и произошло в Советском Союзе, когда в начале 30-х годов прошлого века под воздействием политики Сталина революционный запал и мессианские ожидания сошли на нет. Их место заняли представления и образцы действий, характерные для авторитарной политической культуры.

На основе всего вышеизложенного можно прийти к следующим важным выводам:


  • Существует преемственность в политической культуры России, т.е. эта политическая культура имеет в основном одни и те же характеристики на всём протяжении российской истории.

  • Постоянно наблюдаются, хотя в разных соотношениях пять основных типов политической культуры.

  • На разных этапах российской истории на передний план общественного сознания выдвигается один или несколько различных типов политической культуры.

  • Из совокупности всех разных типов политических культур ныне складывается национальная русская политическая культура, в становлении которой мы сами принимаем непосредственное участие.

Решение проблемы урока « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»
4.Доказательства результативности деятельности учащихся.

В качестве основного вывода по результатам работы группы проводится анализ высказывания, характеризующего особенность каждой политической культуры.

В заключительной части урока проводится рефлексия учащихся по вопросам:


  • что узнал ранее;

  • что узнал новое для себя;

  • что предстоит узнать.
Работа групп обязательно оценивается.

Критерии оценки: умения

Найти ответ на поставленный проблемный вопрос:

Правильно использовать термины:

Дать развёрнутый анализ проблемы, темы, философского взгляда:

Способность к творческой самореализации:

Развитие устной речи.

При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объёмом информации. Указанные темы даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину изучаемой темы.


Признаки политической культуры

Роль и функция государства

Понимание политической свободы

Права народа по отношению к власти

Характер и границы политического протеста

Исторические периоды.

Факты проявления политической культуры

1. Демократическая политическая культура.

Народное установление и инструмент реализации воли народа.

Свобода граждан выражать собственное мнение и влиять на решения принима-

емые государством


Влиять на решения, принима-

емые именем государства.


Законные и правомерные средства выражение недовольства властями и противодействие властям, использование которых не идёт в разрез с демократическим принципом.

11-14 вв. –период политической раздробленности.

16-17вв-Российское централизованное государство.

19в –эпоха «Великих реформ».

1905-1907гг-первая русская революция.

1917-1991гг –Советский период.

Россия на современном этапе.


Устройство новгородской и псковской республик.

Организация народного самоуправления на разных уровнях (посадские и волостные миры)

Организация земств - органов местного самоуправления.

Учреждение народного представительства -

Государственной думы.

Создание системы демократических политических институтов. Существование множества форм культурного протеста.

Современные организации гражданского общества.


2. Авторитарная политическая культура..

Господствующая сила, решения и указания которой всегда правильны и обязательны для исполнения.

Высказывание мнений, не противореча-

щих точке зрения властей.


Права народа по отношению к властям, даже если они записаны в основополагающих

государственных документах не могут быть реализованы. Подданные принимали идею безграничности верховной власти за счёт умаления собственных прав.


Установленные процедуры выражения протеста и недовольства носят формальный характер.

15-нач20 вв. –период российского самодержавия.

кое господство


Установление самодержавия и крепостного права.

Эпоха Н.С. Хрущева, Л.И.Брежнева.


3 Патриархальная политическая культура.

Государство – заботливый отец, поданные - дети.

Ограничение политической свободы, так же как ограничены права детей

в патриархальных традициях семьи.


Послушание и следование указаниям властей, обеспечиваются изначальным почтением и уважением к мнению отца.

Противодействие властям карается санкциями со стороны государства и моральным негодованием со стороны подданных.

16-нач20 вв. –период российского самодержавия.

20-50гг. 20века - режим личной власти Сталина.


Государь восприни-

мался как царь-батюшка, строгий, но заботящий-

ся о своих подданных.

Сталин – «Отец народов»


4. Революционная политическая культура.

Тотальный слом старого государства и построение нового.

Чужды стабильность и организация. Её идеал - анархия и разрушение.

Относительность любых правил и норм.


Пренебрежительное отношение к власти. Декларативный характер народовластия.

Анархия и разрушение всего старого, призыв к революции.

20 век

Революция 1905 года и последующее свержение самодержавия в 1917 году,

Октябрьская революция.

80-е годы 20века-горбачёвская перестройка.


5. Мессианская политическая культура.

Изначальная предназначенность государства к осуществлению некой миссии, его признанность встать во главе человечества

Создание всемирного царства свободы и справедливости

Человек целиком во власти государства.

Тотальный государственный контроль


Разрушение всего старого.

Открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества


Советское государство в 20-30 годы

Идея мировой революции.

учащиеся заполняют две последние графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории.