Мы строим дом
Поиск по сайту

Учительские университеты. Неполные предложения – 10 неполных предложений

ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

А. День ясен.

Б. С утра морозит.

В. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения .

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой. 4

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

7. Укажите назывные предложения.

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ум - это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

Напишите два простых предложения из художественного произведения осоложнённые однородными членами. Напишите два простых предложения из художественного

произведения осоложнённые обращениями. Напишите два простых предложения из художественного произведения осоложнённые вводными словами.

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)
помогите

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Конспект урока-практикума в 10 классе

Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;

развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;

воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.

Ход урока:

1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.

Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.

Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.

Учитель: Какие предложения вы знаете? (Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?

В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.

(Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.

К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.

Материал по теории вопроса

1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:

Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.

2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.

Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.

Что вы заметили в неполных предложениях? (Наличие тире)

Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?

2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания

Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.

КАРТОЧКА

Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.

Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.

Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.

4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.

Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.

Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.

Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.

Запись ярких афоризмов с доски:

Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.

Золото добывают из земли, знания – из книги.

В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.

Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.

1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой — третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики — за топоры… (А. Т.); И это вы — при дочери? (Фед.); А в двери — бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном — туман (Бл.); Олимпийский огонь — на нашей земле! (Газ.); В роли обиженных — маленькие дети; И затем — минутная тишина; Арбузов и дынь — горы; Коров — две; В ответ -— полное молчание; Впереди — А. Карпов.

При отсутствии паузы тире в эллиптическом предложении не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М. Г.); Револьвер на стол! (К. Т.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.

2. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Тёркин — дальше. Автор — вслед (Тв.); Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Её [литературы] красота — в истине, её главное значение — в правде (Кор.); Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Т.); Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка (С.‑Щ.); Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (Фед.); И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля (Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (Бл.); Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.

3. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам — хорошую базу; Массам — культуру; Молодёжи — образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

4. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства (отвечают на вопросы: «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» ит. п.): Мастера искусств — молодёжи; Туризм — для всех; Отряды — в путь; Герои — рядом; Заботы и радости — пополам; Новые книги — нарасхват.

5. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку (А. Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек — знанием (Посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких — не имеет значения; У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто —виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват ); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против (ср.: Одни голосовали за, другие против ); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов — только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней; Одни работают, донимая своё дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто — чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора (Юг.); Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.

При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех., а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).

6. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (иногда и без пропуска): Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвёртый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи —- неохотно и безучастно (М. Г.).

Д.з.:к субботе и.т. 7-10 предложений, упр.34, 39(Богданова, 2 часть) , именные листы
В речи, особенно в разговорной и художественной, встречаются неполные предложения . Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.
- Где Димка?
- Гуляет.
Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.
Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность.

Сравним:
– Как вы себя чувствуете?
- Хорошо.
Хорошо. - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.
Хорошо!
Хорошо! - односоставное, безличное предложение.
Могут ли быть неполными односоставные предложения?
Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.
- Как тебя зовут?
- Анной.
Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.
Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:
В понедельник он пришёл рано, а во вторник – только к ужину.

Полные и неполные предложения
С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.
Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца.
Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.
1. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а 2. белые раскрываются часов в десять.
1. двусоставное, распространённое, полное;
2. двусоставное, распространённое, неполное.
Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.
Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.
Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою (А.С. Пушкин). (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)
Пропущены могут быть:
Подлежащее:
Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);
Дополнение : А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);
Сказуемое : Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);
Сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа:
Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?).
Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.
– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.
Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится.
Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Внимание! Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга – источник знания.
Заключение:
Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Эллиптические предложения
В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения:
Я – к Таврическому саду(К.И. Чуковский).
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.
Тире ставится:
1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого с паузой.
Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.).
2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.
Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).
3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.
А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)
4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – гдеи др. Книга – почтой. Поездам – «зеленый»!

Неполные предложения

Цель: дать представление о неполных предложениях, сфере их употребления;
Задачи: формирование умений:
1) синонимической замены неполных предложений полными;
2) различать назывные и неполные двусоставные предложения;
3) определить роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
4) правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные;
5) предупреждать речевые ошибки; воспитывать культуру речи; развивать умение использования неполных предложений при описании картин; навыки правильного интонирования неполных предложений

Ход урока:
1. Повторение.
Правила односоставных предложений
Определи тип простого предложения
1.Давайте поработаем.
2.В дверь постучали.
3.Парк давно закрыли.
4.Мне холодно.
5.Ведут ко мне коня.
6.Люблю тебя, Петра творенье.
7.Остров малый на взморье виден.
8.Густой туман.
9.Соловья баснями не кормят.
10.Что посеешь, то пожнешь.
Проверь себя:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
о/л н/л н/л б/л н/л о/л двусост назыв об/л об/л

2. Знакомство с новой темой
Мотивационный момент
Школа всегда прилагала усилия, чтобы научить учащихся пользоваться полными предложениями. «Отвечай полным ответом», - настойчиво требует учитель от учеников. Это объясняется тем, что школа учит интеллектуальной речи, в которой полные предложения часто обязательны, а овладение навыками их построения и использования представляет для учащихся нелегкую задачу, так как дети до школы и вне школы окружены стихией бытовой речи, для которой неполные предложения являются совершенно обычными и естественными. Во многих случаях употребление в бытовой речи полных предложений вызывает непосредственное ощущение неуместности, смешной тяжеловесности и неестественности.
В связи с этим и следует иметь в виду, что если в одних стилях (например, в научной речи) господствует полное предложение, то в других нередко уместны неполные предложения. В целом ряде случаев неполные предложения предпочтительнее полных.
Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень - еще позже. (в последнем предложении пропущено сказуемое. Сирень расцвела еще позже).

3. Сфера употребления неполных предложений.
Живая разговорная речь и художественная литература при передаче диалога.
Неполные предложения употребляются в диалоге, так как есть собеседник и возникают взаимные вопросы, складывается обстановка, облегчающая понимание, общность житейского опыта.
Диалог из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет.
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне!
- Ты ей знаком?
- Я им сосед.
Находим в каждой реплике пропущенный член предложения, дополняя его.
Проверим:
- Так ты женат! Не знал я ране (что ты женат)! Давно ли (ты женат)?
- (Я женат) Около двух лет.
- На ком (ты женат около двух лет)?
- (Я женат)На Лариной.
- (Ты женат на)Татьяне!
- Ты ей знаком?
- Я им сосед.
Пропущенный член легко восстанавливается благодаря предыдущим предложениям и обстановкой при разговоре.
Отсюда – широкое распространение неполных предложений в драматических произведениях.
Важность для драматических произведений естественной разговорной речи с большим числом неполных предложений видна из работы над «Ревизором». Вот пример того, как развернутые сложные предложения первой редакции заменяются в окончательном тексте лаконичными репликами разговорного характера. Первоначально ответ городничего на заявление судьи о возможности войны представлял целую речь.
Городничий. Из ваших слов видеть можно, что и умный человек может ошибиться. Куда нашему уездному городишке! Другое дело, если бы он был пограничным, тогда бы еще было так и сяк; но будучи в такой глуши, черт знает где: двадцать тысяч верст, я думаю, будет он в Турции или Австрии.
Во второй редакции эта реплика переработана так:
Городничий. Эк, куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Большая живость, естественность и экспрессия (выразительность, сила выражения чувств, взглядов) речи в последней редакции по сравнению с первой непосредственно бросается в глаза.
В монологической речи неполные предложения широко распространены, например в дружеской переписке. Они придают ей живость и непринужденность речи. Вот отрывок из письма Чехова брату Александру Павловичу о постановке «Иванова»:
Ну, пьеса проехала. Описываю все по порядку. Прежде всего: Корш обещал мне десять репетиций, а дал только четыре, из коих репетициями можно назвать только две, ибо остальные две изображали из себя турниры, на коих гг. артисты упражнялись в словопрениях и брани.
Попробуем восстановить полный текст (дал только четыре репетиции, остальные две репетиции…)
Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль и избежать повторов.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Что пропущено? (дополнение - зайца)
Пунктуационным сигналом неполноты предложения часто служит одиночное тире. Именно тире ставится на месте отсутствия членов предложения или их частей. Употребление тире в этих предложениях связано с интонационной расчлененностью высказывания, с наличием сильной паузы.
1.Прочитать пословицы с особой интонацией (паузой) на месте тире.
2.Записать пословицы и восстановить пропущенные слова.
-Сам кашу заварил – сам (её) и расхлебывай
-Береги платье снову, а честь – (береги) смолоду
-Красна птица перьем, а человек – (красен) ученьем
-Кто говорит, тот сеет, кто слушает – (тот) собирает
Неполные предложения можно встретить в художественных описаниях. Вот пример описания картины Левитана «Март».
На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца – (стоит) лошадь, еще по-зимнему запряженная в сани. Слева – (лежат) подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем – (видна) освобождающая от снега дорога.
Вставьте недостающие члены предложения в описание картины Левитана «Над вечным покоем».
Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (то есть контексту) или общей ситуации речи.
В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – (изобразил) низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – (расположилось) бедное деревенское кладбище. А над всем этим – (нависли) тяжелые свинцовые тучи.

4. Различие между назывными и неполными двусоставными предложениями.
В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего, то есть определение разных типов (согласованные и несогласованные). Если второстепенный член относится к группе сказуемого, это неполное двусоставное предложение.
Сравните:
Ночь. Полное безмолвие. – назывные предложения
За полярным кругом сейчас ночь. (наступила)
Во льдах полное безмолвие. (господствует) – двусоставные неполные, так как в них есть второстепенные члены с обстоятельственным значением: где? – за полярным кругом; где? – во льдах; когда? – сейчас. Сказуемого в них нет, но четко «видится» значение глагола бытия, существования. (наступила, торжествует).

5. Обобщение изученного.
Предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главный или второстепенные, называются неполными.
Сфера употребления неполных предложений:
Диалог. Живая разговорная речь и художественная литература
Драматургия
Эпистолярные жанры
Пословицы, поговорки
Художественные описания

6. Первичный контроль
Найдите и выпишите неполные предложения.

Проверка: 1,2,5,6,8,10; доказательство – восстановление пропущенного члена предложения.

7. Итог урока
Наличие случаев, когда неполные предложения являются уместными и выразительными, не следует рассматривать как указание на то, что школа должна ослабить борьбу за выработку умения пользоваться полными предложениями в огромном большинстве случаев школьной речи, особенно письменной. Ошибки учащихся, состоящие в пропуске отдельных членов предложения, очень часты и требуют настойчивого исправления. Они или затемняют смысл излагаемого, или создают не соответствующий целям работы неряшливый стиль.
Найдите ошибку и исправьте:
1.Пропуск подлежащего. Нас распустили на летние каникулы и задумала поехать к тете в Крым. (я)
2. Пропуск сказуемого. Частые ссоры дома не позволяли дальше учиться, а думать о заработке. (заставляли)
3.Не выучив уроки, я не могла идти в школу, поэтому часто пропускала. (занятия)
8. Оценки.
9. Домашнее задание
Сочинение. Описание комнаты с использованием неполных предложений.