Мы строим дом
Поиск по сайту

Химическая организация неживой природы презентация. Презентация на тему "химическая организация клетки". Единство живой и неживой природы

  • Слайд 2

    Единство живой и неживой природы

    • Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок.
    • Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли.
    • Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.
  • Слайд 3

    Группы химических элементов

    • Макроэлементы
    • Микроэлементы
    • Ультрамикроэлементы
  • Слайд 4

    Макроэлементы

    а) H, O, C, N - 98%

    • + S, P - биоэлементы, образуют органические соединения.

    б) K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl - около 2%

    • K, Na, Cl – проницаемость клеточных мембран, проведение нервного импульса.
    • P, Ca – формирование костной ткани, прочность костей.
    • Ca - обеспечивает свертываемость крови.
    • Fe – входит в состав гемоглобина.
    • Mg - входит в состав хлорофилла у растений, в состав ферментов у животных.
  • Слайд 5

    Микроэлементы

    • Zn входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, усиливает активность половых желез.
    • Cu обеспечивает рост тканей, входит в состав ферментов.
    • I входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы.
    • Zn входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы.
    • F входит в состав эмали зубов.
    • Co входит в состав витамина В12
    • Mn обеспечивает обмен веществ.
    • B отвечает за процесс роста.
    • Mo отвечает за использование железа, за задержку фтора в организме.
  • Слайд 6

    Ультрамакроэлементы

    • Ультрамикроэлементы составляют менее 0,0000001 % в организмах живых существ, к ним относят золото, серебро оказывают бактерицидное воздействие, ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты.
    • Так же к ультрамикроэлементам относят платину и цезий.
    • Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Функции ультрамикроэлементов еще мало понятны.
  • Слайд 7

    Недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо употреблять определенные продукты питания.

    • При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета. Необходимо употреблять молочные продукты.
    • При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом. Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты.
    • При недостатке хлора- сухость кожи. Продукты: вода, поваренная соль.
    • При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль.
    • При недостатке калия –аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок. Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки.
    • Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны. Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке.
    • При недостатке железа развивается анемия. Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей.
    • При недостатке фтора – разрушение зубов. Продукты- рыба, вода.
    • При недостатке цинка – повреждения кожи. Продукты – мясо, морские продукты.
    • При недостатке йода развивается зоб. Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.
  • Слайд 8

    Вода

    • Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле.
    • Она выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов.
    • Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время - достаточную сложность образующихся комплексных соединений.
    • Благодаря водородной связи, вода остаётся жидкой в широком диапазоне температур, причём именно в том, который широко представлен на планете Земля в настоящее время.
  • Слайд 9

    Содержание воды в разных органах человека

  • Слайд 10

    Минеральные соли

    • Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. В водном растворе они диссоциируют с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка.
    • Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны
    • Катионы: K, Na, Ca, Mg .
    • Анионы: H2PO4, Cl, HCO3.
  • Слайд 11

    Значение солей

    • Концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности. На внешней поверхности клеточной мембраны очень высокая концентрация ионов натрия, а на внутренней поверхности высока концентрация ионов калия. Вследствие этого образуется разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностью клеточной мембраны, что обусловливает передачу возбуждения по нерву или мышце.
    • Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов.
  • Слайд 12

    • От концентрации солей внутри клетки зависят ее буферные свойства.

    Буферность – это способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию на постоянном уровне.

    • Буферность внутри клетки обеспечивается анионами H2PO4 и НРО4.
    • Во внеклеточной жидкости и в крови роль буфера играют Н2СО3 и НСО3.
    • Анионы слабых кислот и слабые щелочи связывают ионы водорода и гидроксид-ионы, благодаря чему реакция внутри клетки не изменяется.
  • Слайд 13

    • Соляная кислота создает кислую среду в желудке, ускоряя переваривание белков пищи.
    • Ионы кальция и фосфора содержатся в костной ткани.
    • Минеральные соли поступают в клетки организма из внешней среды. Избыток солей вместе с водой выводится из организма во внешнюю среду.
  • Слайд 14

    Ответьте на вопросы

    • Какие неорганические вещества входят в состав клетки?
    • Сколько процентов воды в среднем содержится в организме человека?
    • Перечислите свойства воды.
    • Назовите функции воды.
    • Что такое буферность?
    • Какими анионами она поддерживается?
    • Каковы функции катионов калия, натрия, кальция?
  • Посмотреть все слайды

    Урок химии на тему «Углерод – основа всей живой природы» в 9 классе.

    Составила: учитель химии и биологии МКОУ «Бирючекосинская ООШ»

    Козырева Елена Викторовна

    Цели урока : обобщить и систематизировать знания о характерных особенностях углерода и его соединений. Углубить знания учащихся, полученные из курса биологии, о физиологических процессах, лежащих в основе работы кровеносной и дыхательной системы человека. Развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, с научно-популярной литературой, художественными произведениями, материалами периодической печати. Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов своих собственных исследований, развивать познавательную активность учащихся в работе.

    Оборудование и реактивы : таблица «Круговорот углерода в природе». Химические реактивы: уголь, раствор сульфата меди (II), оксид азота (IV), карбонат кальция, известковая вода, соляная кислота, лучина, тесто, разрыхлитель теста, яйцо, зубная паста. Видеоролик «Круговорот углерода в природе».

    Форма урока : урок-конференция (с использованием художественной литературы). Учащиеся работают в группах: пять групп по четыре человека.

    Повторение вопросов темы по плану:

    1. Углерод - химический элемент.
    2. Физические свойства простых веществ – аллотропных модификаций углерода.
    3. Химические свойства углерода.
    4. Оксиды углерода, их действия на организм человека.
    5. Угольная кислота и ее соли.
    6. Значение соединений углерода. Круговорот углерода в природе.

    Вступительное слово учителя: Углерод считается царем живой природы, хотя в природе его находится только 0,35%. Охарактеризуйте углерод как элемент и как простое вещество.

    (Ученики характеризуют углерод как химический элемент. Отмечают, что углерод в природе существует в виде аллотропных видоизменений – алмаза и графита).

    Ученик 1

    В произведении И. А. Ефремова «Алмазная труба» описаны свойства алмаза: «В Сибири геологи обнаружили месторождение алмазов. На белом листе рассыпались мелкие кристаллы – столбчатые, призматические, многоугольные красного, бурого, черного, голубого, зеленого цвета. Это были сопутствующие алильменит, пироксен, оливин и другие стойкие минералы. А среди них, подобно кусочкам стекла, но все же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись мелкие кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розовый или зеленый оттенок. Чурилин отделил спичкой зеленый двенадцатигранник. Этот вид алмаза отличается необыкновенной даже для этого камня твердостью…»

    Вопрос : Что же обусловливает такие свойства алмаза? Почему алмаз и графит отличаются по свойствам?

    Учащиеся отмечают причину – различие во внутреннем строении веществ, в строении их кристаллических решеток, вызванное, в частности, условиями их образования в земной коре.

    Ученик 2

    У писателя И.А.Ефремова в книге «Лезвие бритвы» есть следующие строки:

    «Южная Африка. Здесь находятся крупнейшие залежи алмазов. Здесь вспучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжелые, рассланцованные давлением породы из особой разновидности гранита – эклогиты. Оттуда сквозь трещины пробиваются под гигантским давлением струи раскаленного и сжатого до предела газа, несущие драгоценные алмазы…»

    Учащиеся показывают на карте месторождение алмазов.

    Для технических целей сейчас получают искусственные алмазы, но и в этих процессах воспроизводятся естественные условия – высокие температуры и давление. Сырье для этого производства – графит.

    Вопрос: Почему именно графит? В чем заключается сущность процесса?

    Учащиеся объясняют, что при указанных условиях происходит перестройка кристаллической решетки графита.

    Учитель: В произведениях Ж. Верна «Таинственный остров» говорится: «…Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, - ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это. Создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Вы помните, что древесный уголь после нагревания без доступа воздуха сохраняет тонкопористое строение древесины и имеет большую поверхность, благодаря этому уголь обладает особыми свойствами. Какими?

    Ученик 3

    Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы знакомимся в сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович»: «…между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай. Проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…»

    Вопрос : Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

    Учащиеся объясняют описанное явление, отмечают методы очистки веществ – фильтрование, адсорбция (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества).

    Ученик 4

    Демонстрирует серию опытов, проделанных во внеурочное время: адсорбция углем раствора медного купороса, раствора марганцовки, раствора йода, вишневого компота, оксида азота (IV).

    Ученик делает соответствующие выводы об адсорбционной способности древесного и активированного угля, упомянув о его получении, о скорости адсорбции веществ, о применении явления адсорбции в промышленности и медицине.

    Учитель : Одно из наиболее очевидных свойств угля – горение. При полном сгорании углерода любой аллотропной модификации он проявляет восстановительные свойства.

    Учащимся предлагается написать уравнение этой реакции и привести другие примеры проявления восстановительных свойств; назвать продукты реакции (оксиды углерода), сравнить их свойства:

    • Способность к восстановлению металлов из оксидов;
    • Способность к горению угарного газа;
    • Солеобразующий характер углекислого газа.

    Учащиеся записывают уравнения соответствующих реакций.

    Учитель: Вспомните, в каких художественных произведениях описаны свойства оксидов углерода.

    Ученик 5

    В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…»

    Вопросы : О каком соединении говорится в тексте? Назовите физические свойства СО 2 , перечисленные в тексте.

    Учащиеся отмечают свойства углекислого газа6 не поддерживает дыхания, тяжелее воздуха.

    Учитель: исходя из кислотной природы углекислого газа, предложите возможный поглотитель газа.

    Учащиеся предлагают гашеную известь и записывают уравнение реакции:

    Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

    Учитель : Верно. Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в гималайском высокогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют аналогичный поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

    Ученик 6

    В произведении В.Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха» мы читаем: «… - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?.. Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

    Почему?

    Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он…»

    Задание: Закончите фразу. Объясните «загадочную гибель животных».

    Учащиеся заканчивают фразу: «А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет…»

    Ученик 7

    Обратимся к произведению «Случайный переводчик» Артура Конан Дойла: «…три двери встретили нас на площадке второго этажа. И эти страшные стоны раздавались за средней, они то затихали до глубокого бормотания, то опять переходили в пронзительный вопль. Дверь была заперта, но снаружи торчал ключ. Холмс распахнул створки, кинулся вперед и мгновенно выбежал вон, схватившись рукой за горло.

    Угарный газ! – воскликнул он. – подождите немного. Сейчас он уйдет.

    Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посередине.

    Оно отбрасывало на пол круг неестественного, мертвенного света, а в темной глубине мы различили две смутные тени, скорчившиеся у стены. В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли. Холмс взбежал по лестнице на самый верх, чтобы вдохнуть свежего воздуха, а затем, ринувшись в комнату, распахнул окно и вышвырнул горящую жаровню в сад.

    Через минуту нам можно будет войти, - прохрипел он, выскочив опять на площадку. – Где свеча? Вряд ли мы сможем зажечь спичку в таком угаре.

    …Мы бросились к отравленным и выволокли их на площадку. Оба были без чувств, с посиневшими губами, с распухшими, налитыми кровью лицами, с глазами навыкате. Лица их были до того искажены, что только черная бородка и плотная короткая фигура позволили нам опознать в одном из них грека-переводчика…Второй перестал стонать, и я с одного взгляда понял, что здесь помощь наша опоздала. Но мистер Мэлас был еще жив, и, прибегнув к нашатырю и бренди, я менее чем через час с удовлетворением убедился, увидев, как он открывает глаза, что моя рука исторгла его из темной долины, где сходятся все стези».

    А вот произведение В. Д. Одоевского «Мороз Иванович»: «…а я затем в окошки постучусь. – отвечал Мороз Иванович, - чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно».

    Вопросы: Оксид углерода (II) – сильный яд! Чем это объясняется?

    Какова первая помощь при отравлении угарным газом?

    В бытовых условиях отравление угарным газом происходит, если преждевременно закрыть дымоход, какие химические реакции при этом происходят? Дайте характеристику одной из них.

    Учащиеся отмечают, что при сгорании угля и углеродсодержащих горючих веществ образуются оксиды. Неверно думать, что при недостатке кислорода уголь сгорает до угарного газа, а при избытке – до углекислого. Если бы это было верно, комнатную печь нельзя было бы закрывать до полного исчезновения в ней раскаленных углей. Будет ли уголь сгорать до СО или до СО 2 , зависит не только от концентрации кислорода, но и от температуры угля. Если температура угля недостаточно высока, он окисляется в СО 2 , а не до угарного газа, независимо от наличия кислорода. Мы не закрываем печь тотчас же после того, как дрова обратились в груду раскаленных углей. Потому что благодаря сильному накалу углей еще существуют условия для реакции образования угарного газа:

    C + CO 2 ⇄ 2CO – 175 кДж

    Реакция эндотермическая и обратимая. По принципу Ле Шателье, при повышении температуры равновесие должно смещаться слева направо, т.е. в сторону образования угарного газа. А при понижении температуры – в сторону распада.

    О том, что пора закрывать печь, мы узнаем по исчезновению голубых огоньков, вспыхивающих над раскаленными углями в результате встречи струй горячего угарного газа с притекающим через дверку печи воздухом. Сажа, осаждающаяся в печных трубах, получается не только из частиц свободного углерода, увлеченных тягой печки, частично она образуется в самой трубе вследствие того, что увлеченный из печи СО, соприкасаясь с относительно холодными стенками трубы, успевает частично разложиться:

    2СО = СО 2 + С

    Угарный газ менее ядовит, чем другие ядовитые газы, но спустя 2 часа после вдыхания воздуха, содержащего 0,1% СО, человек теряет сознание и вскоре умирает. Потеря сознания происходит постепенно и сопровождается упадком физических сил. Токсическое действие угарного газа объясняется тем, что он прочнее, чем кислород, соединяется с гемоглобином, превращая его в ярко-алый карбоксигемоглобин. Гемоглобин утрачивает способность связывать кислород. Возникает кислородное голодание, сопровождающееся головной болью, потерей сознания. Однако, угарный газ постепенно выходит из крови обратно, если вдыхать чистый воздух 9а еще лучше кислород), и отравление происходит бесследно. Поэтому в целях оказания первой помощи необходимо:

    • Как можно быстрее вынести пострадавшего на свежий воздух;
    • Сделать пострадавшему искусственное дыхание;
    • Доставить в медицинское учреждение.

    Учащиеся демонстрируют оказание первой помощи на муляже человека.

    Учитель: А теперь сравним химические свойства оксидов углерода: оксид углерода (II) – безразличный оксид, оксид углерода (IV) – кислотный, он не просто растворяется в воде, а частично соединяется с нею, образуя кислоту.

    Ученики записывают уравнение: характеризуют реакцию, указывают условия смещения химического равновесия:

    H 2 O + CO 2 ⇄ H 2 CO 3

    Кратко характеризуют свойства угольной кислоты: слабая, неустойчивая, образует два типа солей – гидрокарбонаты и карбонаты.

    Затем каждая группа готовит по пять вопросов для других команд, охватывая материал по угольной кислоте и ее солям.

    Например:

    1. Почему раствор углекислого газа окрашивает лакмус в красный цвет, а при стоянии этого раствора лакмус снова приобретает фиолетовую окраску?
    2. Какая соль образуется при пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция? (Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций).
    3. Почему в огнетушителях используется гидрокарбонат, а не карбонат натрия?
    4. Какова массовая доля углерода в гидрокарбонате аммония?
    5. Какая соль угольной кислоты используется в качестве удобрения: NaHCO 3 , Na 2 CO 3 , K 2 CO 3 , CaCO 3 ?

    (Внимание! Вопрос зачитывается для всех команд, а отвечает та команда, которая изъявила желание сделать это первой. Другие команды при необходимости дополняют).

    Учитель: в произведениях отечественных и зарубежных авторов можно прочесть немало интересного о солях угольной кислоты. С какими произведениями познакомились вы?

    Ученик 8

    В романе Г.Р.Хаггарда «Клеопатра» читаем: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли».

    Вопрос : Объясните растворение жемчужины, запишите необходимое уравнение реакции.

    Учащиеся объясняют растворение жемчужины, принимая во внимание, что ее основу составляет карбонат кальция, записывает соответствующее уравнение реакции (учитель указывает им формулу уксусной кислоты) и подчеркивает, что данная реакция – качественная на соли угольной кислоты:

    CaCO 3 + 2CH 3 COOH = (CH 3 COO) 2 Ca + CO 2 + H 2 O

    Ученик 9

    Продолжая рассмотрение указанного свойства, демонстрирует серию опытов:

    • взаимодействие яичной скорлупы с соляной кислотой, доказательства наличия СО 2 :
    • действие соляной кислоты на скорлупу яйца, обработанную зубной пастой и без нее;
    • доказательство наличия карбонат-иона в разрыхлителе теста;
    • демонстрация готовой продукции, полученной с использованием соды и без нее.

    Распознавание:

    1. Различная растворимость и термоустойчивость:

    2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O

    1. Гидратация кальцинированной соды – экзотермический процесс:

    Na 2 CO 3 + 12H 2 O = Na 2 CO 3 ∙ 12H 2 O + 𝐐

    1. Раствор – мылкий на ощупь. Изменяет окраску фенолфталеина на розовый цвет.

    Учитель6 в романе И.Ефремова «Звездные корабли» читаем: «…доказана общность химических и физических законов во всех глубинах мирового пространства…живое вещество, состоящее из наиболее сложных молекул, в основе своей должно иметь углерод – элемент, способный образовывать сложные соединения». Кроме уже рассмотренных соединений элемент углерод входит в состав органических веществ, с которыми мы будем знакомиться через несколько уроков. Углерод, по сути, основа всей живой природы.

    Ученик 10

    В природе происходит непрерывный процесс разрушения одних углеродсодержащих веществ и образование других. Органические вещества разрушаются при сгорании топлива, при дыхании и гниении. Из них образуются более простые вещества…(Далее следует сообщение

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Единство живой и неживой природы Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли. Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Макроэлементы а) H, O, C, N - 98% + S, P - биоэлементы, образуют органические соединения. б) K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl - около 2% K, Na, Cl – проницаемость клеточных мембран, проведение нервного импульса. P, Ca – формирование костной ткани, прочность костей. Ca - обеспечивает свертываемость крови. Fe – входит в состав гемоглобина. Mg - входит в состав хлорофилла у растений, в состав ферментов у животных.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Микроэлементы Содержание около 0,02% Zn входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, усиливает активность половых желез. Cu обеспечивает рост тканей, входит в состав ферментов. I входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы. Zn входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы. F входит в состав эмали зубов. Co входит в состав витамина В12 Mn обеспечивает обмен веществ. B отвечает за процесс роста. Mo отвечает за использование железа, за задержку фтора в организме.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Ультрамакроэлементы Ультрамикроэлементы составляют менее 0,0000001 % в организмах живых существ, к ним относят золото, серебро оказывают бактерицидное воздействие, ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты. Так же к ультрамикроэлементам относят платину и цезий. Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Функции ультрамикроэлементов еще мало понятны.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо употреблять определенные продукты питания. При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета. Необходимо употреблять молочные продукты. При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом. Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты. При недостатке хлора- сухость кожи. Продукты: вода, поваренная соль. При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль. При недостатке калия –аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок. Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки. Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны. Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке. При недостатке железа развивается анемия. Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей. При недостатке фтора – разрушение зубов. Продукты- рыба, вода. При недостатке цинка – повреждения кожи. Продукты – мясо, морские продукты. При недостатке йода развивается зоб. Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Вода Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле. Она выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время - достаточную сложность образующихся комплексных соединений. Благодаря водородной связи, вода остаётся жидкой в широком диапазоне температур, причём именно в том, который широко представлен на планете Земля в настоящее время.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Минеральные соли Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. В водном растворе они диссоциируют с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка. Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны Катионы: K, Na, Ca, Mg . Анионы: H2PO4, Cl, HCO3.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Значение солей Концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности. На внешней поверхности клеточной мембраны очень высокая концентрация ионов натрия, а на внутренней поверхности высока концентрация ионов калия. Вследствие этого образуется разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностью клеточной мембраны, что обусловливает передачу возбуждения по нерву или мышце. Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов.






    Химический взгляд на природу, истоки и современное состояние Химический взгляд на природу, истоки и современное состояние Химия очень древняя наука. Существует несколько объясне­ний слова «химия». Согласно одной из имеющихся теорий, оно происходит от древнего названия Египта Kham и, следовательно, должно означать «египетское искусство». Химия очень древняя наука. Существует несколько объясне­ний слова «химия». Согласно одной из имеющихся теорий, оно происходит от древнего названия Египта Kham и, следовательно, должно означать «египетское искусство».


    Согласно другой тео­рии, слово «химия» произошло от греческого слова cumoz (сок растения) и означает «искусство выделения соков». Этот сок может быть расплавленным металлом, так что при подобном расширенном толковании данного термина в него приходится включать и искусство металлургии. Согласно другой тео­рии, слово «химия» произошло от греческого слова cumoz (сок растения) и означает «искусство выделения соков». Этот сок может быть расплавленным металлом, так что при подобном расширенном толковании данного термина в него приходится включать и искусство металлургии.


    С химией тесно связаны элементы стихий древнегреческой на­турфилософии, атомистика Левкиппа и Демокрита. Но, конечно, наибольший вклад в становление этой науки внесли египтяне. Имя первого из дошедших до нас химиков Болос из Менда, жившего в дельте Нила на рубеже III и II вв. до н.э. К 300 г. н.э. египтянин Зосима написал энциклопедию, которая охватывала все собранные к тому времени знания по химии.


    Но химия, представленная в этом труде, еще не была наукой в полном смысле слова, а оставалась тесно связанной с древнеегипетской религией и не выходила в своем развитии за пределы формирования феноменологического уров­ня. В химии выявлялись свойства, устанавливались закономерности между ними, сущность же явлений подменялась их мистической интерпретацией.


    Химию (химиков) искореняли и преследовали древ­неримские императоры, фанатики христианства: ученые изгонялись, книги их сжигались, сама наука запрещалась. Одни опасались, например, того, что химики занимались получением золота; вторые преследовали ученых за тесную связь химии с древнеегипетской религией, которая, с точки зрения христианства, была язычеством.


    Начиная с последних веков I тыс. до н.э. химия бурно развивалась в арабском мире, а в первой половине нынешнего тысячеле­тия она получила широкое распространение в Западной Европе. С одной стороны, развитие химии в этот период шло вслед за раз­витием техники, однако, с другой стороны, она оставалась тесно связанной с религиозно- философской мыслью. В тот период химия существовала главным образом как алхимия.


    В химии необходимо отметить, прежде всего, существование особого «химического взгляда» на природу, который не может быть сведен к физическому, несмотря на все успехи физической химии в нынешнем столетии. То есть у химии давно были обнаружены качества некоторого особого типа.


    В химии, прежде всего в физической химии, появляются многочисленные самостоятельные научные дисциплины (химическая термодинамика, химическая кинетика, электрохимия, термохимия, радиационная химия, фотохимия, плазмохимия, лазерная химия). В химии, прежде всего в физической химии, появляются многочисленные самостоятельные научные дисциплины (химическая термодинамика, химическая кинетика, электрохимия, термохимия, радиационная химия, фотохимия, плазмохимия, лазерная химия).


    В. И. Вернадский Химия активно интегрируется с остальными науками, результатом чего было появление биохимии, молекулярной био­логии, космохимии, геохимии, биогеохимии. Химия активно интегрируется с остальными науками, результатом чего было появление биохимии, молекулярной био­логии, космохимии, геохимии, биогеохимии. Первые изучают химические процессы в живых организмах, геохимия закономерности поведения химических элементов в земной коре. Биогеохимия это наука о процессах перемещения, распределения, рассеяния и концентрации химических элементов в биосфере при участии организмов. Биогеохимия это наука о процессах перемещения, распределения, рассеяния и концентрации химических элементов в биосфере при участии организмов. Основоположником биогео­ химии является В. И. Вернадский. Космохимия изучает химический состав вещества во Вселенной, его распространенность и распределение по отдельным космическим телам.


    В химии появляются принципиально новые методы исследования (структурный рентгеновский анализ, масс-спектроскопия, радиоспектроскопия и др.). В химии появляются принципиально новые методы исследования (структурный рентгеновский анализ, масс-спектроскопия, радиоспектроскопия и др.).


    Место химии среди наук о природе. Значение химии для понимания научной картины мира Место химии среди наук о природе. Значение химии для понимания научной картины мира Основными науками о природе является физика, химия, биология. Предметом изучения этих наук есть материя, то есть весь материальный мир со всем разнообразием его существования и преобразований. Основными науками о природе является физика, химия, биология. Предметом изучения этих наук есть материя, то есть весь материальный мир со всем разнообразием его существования и преобразований.


    Материя существует в пространстве и времени и находится в непрерывном движении. Формы движения материи чрезвычайно разнообразны. Они взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Материя существует в пространстве и времени и находится в непрерывном движении. Формы движения материи чрезвычайно разнообразны. Они взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.


    Наук изучает конкретную форму движения материи. Физика изучает механическое движение и физические процессы. Химия изучает химическую форму движения материи - химические реакции, которые включают в себя и физическую форму движения (например, переход электронов от атомов одних элементов к атомам других элементов). Каждая из естественных наук изучает конкретную форму движения материи. Физика изучает механическое движение и физические процессы. Химия изучает химическую форму движения материи - химические реакции, которые включают в себя и физическую форму движения (например, переход электронов от атомов одних элементов к атомам других элементов).


    К тому же химические реакции сопровождаются физическими процессами: нагрев, поглощение тепла, света, электроэнергии и т.п. Биология изучает органическую форму движения материи - жизнь, которое невозможно без механической и химической форм движения, но не исчерпывается ими. К тому же химические реакции сопровождаются физическими процессами: нагрев, поглощение тепла, света, электроэнергии и т.п. Биология изучает органическую форму движения материи - жизнь, которое невозможно без механической и химической форм движения, но не исчерпывается ими.


    Итак, химия среди наук о природе занимает место между физикой и биологией. Химические знания в значительной мере формируются на основе физических знаний и, в свою очередь, составляют основу для формирования биологических знаний. В своей совокупности эти взаимосвязанные виды знаний дают возможность понимать научную картину мира. Итак, химия среди наук о природе занимает место между физикой и биологией. Химические знания в значительной мере формируются на основе физических знаний и, в свою очередь, составляют основу для формирования биологических знаний. В своей совокупности эти взаимосвязанные виды знаний дают возможность понимать научную картину мира.






    Однако у некоторых растений химическая защита имеет не прямое, а косвенное воздействие по принципу «враг моего врага мой друг». Однако у некоторых растений химическая защита имеет не прямое, а косвенное воздействие по принципу «враг моего врага мой друг». В этом случае выделяемые летучие вещества привлекают хищников, которые регулируют численность травоядных и тем самым способствуют выживанию растения.


    Какой репеллент от комаров используют южноамериканские обезьяны- капуцины? Южноамериканские обезьяны вида траурных капуцинов умеют использовать натуральные репелленты от комаров. Они находят в коре деревьев многоножек, которые выделяют защитные химические вещества класса бензохинонов, и натирают ими кожу. Они находят в коре деревьев многоножек, которые выделяют защитные химические вещества класса бензохинонов, и натирают ими кожу.


    Почему мимозу стыдливую так назвали? Растение мимоза стыдливая известно тем, что его листья складываются после чьего-нибудь прикосновения, а через некоторое время опять распрямляются. Этот механизм обусловлен тем, что специфические области на стебле растения при внешнем раздражении выделяют химические вещества, в том числе ионы калия. Они воздействуют на клетки листьев, из которых начинается отток воды. Из-за этого падает внутреннее давление в клетках, и, как следствие, черешок и лепестки на листьях сворачиваются, причём данное воздействие может передаваться по цепочке и другим листьям. Они воздействуют на клетки листьев, из которых начинается отток воды. Из-за этого падает внутреннее давление в клетках, и, как следствие, черешок и лепестки на листьях сворачиваются, причём данное воздействие может передаваться по цепочке и другим листьям.




    Если сравнить степень познания в отдельных научных отраслях, можно констатировать, что с точки зрения современных взглядов наибольшие результаты достигнуты в области ядерной физики, молекулярных науках о структуре материи (химия) и астрономии. По сравнению с этими науками знания о молекулярных изменениях в живом веществе, т. е. в области, принадлежащей современной биологии, практически незначительны. Дело в том, что процессы, происходящие в живом организме, несравненно сложнее, чем реакции и процессы in vitro, т. е. в пробирке. Если сравнить степень познания в отдельных научных отраслях, можно констатировать, что с точки зрения современных взглядов наибольшие результаты достигнуты в области ядерной физики, молекулярных науках о структуре материи (химия) и астрономии. По сравнению с этими науками знания о молекулярных изменениях в живом веществе, т. е. в области, принадлежащей современной биологии, практически незначительны. Дело в том, что процессы, происходящие в живом организме, несравненно сложнее, чем реакции и процессы in vitro, т. е. в пробирке.


    Вот почему исследования в данной научной отрасли считаются чрезвычайно сложной проблемой, решение которой возможно лишь с помощью других отраслей естественных наук. Такая задача междисциплинарного подхода чрезвычайно важна при биологических исследованиях, ибо природные действия также имеют междисциплинарный характер и часто трудно установить, в какой форме мы должны их рассматривать - как действия физические, химические, или биологические. Вот почему исследования в данной научной отрасли считаются чрезвычайно сложной проблемой, решение которой возможно лишь с помощью других отраслей естественных наук. Такая задача междисциплинарного подхода чрезвычайно важна при биологических исследованиях, ибо природные действия также имеют междисциплинарный характер и часто трудно установить, в какой форме мы должны их рассматривать - как действия физические, химические, или биологические.


    При стремлении к познанию природных процессов следует руководствоваться принципом комплексности и искать зависимости между ними. При стремлении к познанию природных процессов следует руководствоваться принципом комплексности и искать зависимости между ними. Природа - комплексное в своей сущности явление, а человек в качестве индивида и биологического вида - часть этого сложного комплекса.


    Современная техника находится на таком уровне развития, что можно получать фантастические соединения и изготовлять из них удивительные материалы, но как решить проблемы, возникающие впоследствии в связи с их производством? Современная техника находится на таком уровне развития, что можно получать фантастические соединения и изготовлять из них удивительные материалы, но как решить проблемы, возникающие впоследствии в связи с их производством? Как видим, на научный и технический прогресс, и в первую очередь это касается химии, имеются две различные точки зрения.


    В широких кругах общественности справедливо отмечают опасность загрязнения воздушного бассейна химическими выбросами, загрязнения рек, почвы, продуктов питания, злоупотребления лекарствами химического происхождения, токсикомании, т. е. внимание, заостряется на вопросах, которые возникли перед человечеством в процессе его деятельности по сохранению жизненной среды.




    Самое простое из химических соединений, содержащихся в организме в большом количестве, это вода. Общее содержание воды различается у разных групп организмов. Так, у обитателей водной среды вода состав­ ляет до 98 % массы тела, у наземных животных до 70 %. В растениях содержание воды колеблется от 80 до 95 %. Водородные связи между соседними молекулами воды Молекулы воды - диполь


    Включение кристаллов солей Минеральные соли. Большая часть неорганических веществ находится в клетках организмов в виде солей. Соли серной, фосфорной, соляной и других кислот могут содержаться в клетках как в твердом состоянии, так и в растворенном виде. В твердом состоянии минеральные соли можно наблюдать под микроско­пом в клетках некоторых растений. Так, включения карбонатов кальция встречаются у инжира. В клетках листа инжира В клетках чешуи лука



    Крахмал и гликоген достаточно легко расщепляются на моносахариды. Например, в организме человека крахмал подвергается действию пищева­ рительных ферментов уже в ротовой полости. Целлюлоза же, напротив, очень трудно поддается расщеплению. Фермент, активирующий эту ре­акцию, чаще встречается у бактерий. Бактерии толстого кишечника, так называемая бактериальная флора, животных и человека в процессе своей жизнедеятельности расщепляют грубую растительную клетчатку, которая почти не поддается действию пищеварительных соков.






    Денатурации, к примеру, подвергается белок, составляющий секрет паутинной железы паука. Паук выделяет капельку секрета, в результате механического натяжения структура белка нарушается: из растворимой формы он переходит в нерастворимую образуется нить паутины.


    Во всех перечисленных примерах нарушение структуры и свойств бел­ковой молекулы необратимо. Но иногда белок в определенных условиях может восстановить прежнюю пространственную структуру. Этот процесс называют ренатурацией. Одна из функций белков, ферментативная осуществляемая ферментами. Ферменты (от лат. fermentum брожение, закваска) это белки- катализаторы, ускоряющие химические реакции. Действие любого фермента строго направленно и согласовано с работой других ферментов: у каждого свой «объект внимания» молекулы веществ, превращения которых он активирует. Так, фермент уреаза регулирует рас­щепление мочевины, фермент амилаза крахмала, а ферменты протеазы белков.




    Интересно! Известно, что содержащие белок пятна от пота, крови, яичного желтка или других пищевых остатков удаляются с большим трудом. В начале XX в. к обычному моющему средству попробовали добавлять порошок, полученный из поджелудочной железы домашних животных. Этот порошок оказался эф­фективной биодобавкой, так как содержал протеазы поджелудочной железы, которые расщепляли белки на аминокислоты. В результате был получен замечательный эффект пятна с белья легко отмывались.


    У многих растений под действием низких температур синтезируются особые белки холодового шока, защищающие клетку от разрушения кри­сталлами льда. Располагаясь на поверхности ледяных кристаллов, белки холодового шока тормозят их образование в клетках и межклетниках и тем самым предотвращают гибель растения в холодное время года.




    Таким образом, функции, выполняемые белками, довольно многочисленны и лежат в основе многообразия проявлений жизни. Интересно, например, что у жуков- светляков имеются специальные клетки, напол­ненные особым белком люциферином. Благодаря «своему» ферменту он окисляется кислородом воздуха, происходит световая вспышка. Таким мерцающим светом насекомое привлекает самку.


    Липиды (от греч. lipos жир) органические соединения, основным компонентом которых являются жирные кислоты. JB отличие от белков, полисахаридов, ДНК и РНК липиды не относят к макромолекулам. Они малорастворимы в воде, но хорошо растворяются в эфире, бензине, хло­роформе и некоторых других растворителях. Это в значительной степени объясняет то, что у токсикоманов, нюхающих растворители, в скором времени развивается деструкция (разрушение) мозговой ткани, в составе клеток которой много липидов.


    Французский химик А. Лавуазье еще в XVIII в. осуществил серию экспе­риментов, на основе которых сделал вывод, что процесс горения осущест­вляется в присутствии кислорода воздуха. При горении кислород соединяется с углеродом топлива и образуется углекислый газ. Лавуазье предположил, что в организме животных и человека съеденная пища окисляется, в результате чего происходит выделение тепла и энергии вообще. В экспериментах Лавуазье установил, что после еды или во время физической работы человек потребляет кислорода больше, чем в голодном состоянии. Ученый сделал блестящий вывод: кислород необходим для окисления пищи и восстановления затраченной энергии. Однако механизм образования энергии в клетке смогли раскрыть лишь много позднее, в середине XX в., усилиями исследователей разных стран, в том числе русского биохимика В. А. Энгельгардта. Интересно



    1. Презентация по химии для 9 класса "Металлы в природе"

    2. Презентация по химии для 9 класса "Кальций и его соединения"

    3. Презентация по химии для 9 класса "Предмет органической химии. Органические вещества"

    4. Презентация по химии для 9 класса "Сера"

    5. Презентация по химии для 9 класса "Аммиак"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Урок химии в 9 классе Цели урока: Знакомство с природными соединениями металлов и с самородными металлами Дать понятие о рудах и металлургии Рассмотреть способы получения металлов в металлургии

    Распространенность металлов в природе Многие металлы широко распространены в природе. Содержание некоторых элементов металлов в земной коре: Алюминий-8,2% Железо-5,0% Кальций-4,1% Натрий-2,3% Магний-2,3% Калий-2,1%

    Минералы и горные породы, содержащие металлы или их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами

    Металлургия Отрасль промышленности, которая занимается получением металлов из руд. Металлурги́я (от греч. metallurgéo - добываю руду, обрабатываю металлы, от métallon - рудник, металл и érgon - работа) Наука о промышленных способах получения металлов из руд. Искусство извлечения металлов из руд Рис. 1. Плавка металла в Древнем Египте (дутьё подаётся мехами, сшитыми из шкур животных).

    Самородные металлы золото серебро медь платина

    MgCO 3 Карбонаты Малахит Cu 2 (OH) 2 CO 3 Магнезит Карбонат магния Мрамор CaCO 3

    KCL Хлориды Каменная соль NaCl Карналлит KCl * MgCl 2 * 6H 2 O Сильвин Хлорид калия

    Галенит PbS Пирит FeS 2 Медный блеск Сульфид меди (II) CuS Сульфиды

    Fe 2 O 3 Оксиды Магнетит Fe 3 O 4 Лимонит 2 Fe 2 O 3 * 3H 2 O Гематит Оксид железа (III) Каолин Al 2 O 3 * 2SiO 2 * 2H 2 O

    Способы получения металлов Пиро металлургия Гидро металлургия Электро металлургия (электролиз)

    Пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью восстановителей (C, CO, H 2 , металлы) CuO + H 2 AL + Fe 2 O 3 FeO + C 4. ZnO + CO Задание. Составьте уравнения реакций получения металлов. Укажите условия их протекания. Составьте электронный баланс. БЕКЕТОВ Николай Николаевич (1827-1911) t 0 t 0 t 0 t 0

    Гидрометаллургия – получение металлов в 2 этапа: 1) получение раствора соли металла, 2) восстановление данного металла более активным из раствора. Задание. Осуществите цепочки превращений. 1. CuO CuSO 4 Cu 2 . ZnO ZnCL 2 Zn 3. PbO Pb(NO 3) 2 Pb 4. Ag 2 O Ag 2 SO 4 Ag

    Электрометаллургия – способ получения металлов с помощью электрического тока (электролиз) Натрий Калий Магний Кальций Барий (Хемфри Дэйви) Гемфри Дэви (1778-1829) эл. ток CuCL 2 = Cu+CL 2

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Цель урока: Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg , нахождением их в природе и их применением.

    Где встречаются соединения кальция и магния в природе и в быту? Ca МЕЛ ИЗВЕСТНЯК

    Mg Ионы Mg 2+ участвует в процессах образования хлорофилла Березовый сок содержит набор минеральных элементов

    Mg В состав лекарств для слизистой пищевода и желудка входит обязательно элемент Mg (вяжущее действие)

    Mg Турмалин Гранат В состав внутренней мантии Земли в основном входят элементы: МАГНИЙ, КРЕМНИЙ и КИСЛОРОД в виде соединений

    Mg Морская соль содержит соединения магния

    Ca В состав зубной пасты и косметической продукции входит элемент Са.

    Ca Накипь содержит карбонат кальция Штукатурщик работает с известью

    Ca Карстовые пещеры и долины

    Ca Долины с залежами известняка

    Ca В составе овощей, плодов входит кальций Продукты питания обогащают элементом кальцием, которой способствует росту организма

    Соединения Ca и Mg , представителей элементов II группы главной подгруппы

    CaS 0 4 ∙2 H 2 0 - гипс; MgC 0 3 ∙ CaC 0 3 - доломит; MgC 0 3 -магнезит, MgS 0 4 - горькая или английская соль, содержится в морской воде;

    Ca → CaO → Ca (OH)2 → CaCl 2 → CaCO 3 CaO Ca (OH)2 CaCl 2 CaCO 3

    Образование сталактитов и сталагмитов

    Где находят применение соединения кальция и магния?

    Подведение итогов урока С егодня на уроке вы узнали состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. В ы совершенствовали свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предмет органической химии. Органические вещества.

    Возникновение и развитие органической химии Первые классификации (по происхождению) IX – X в. арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази (865-925): Вещества (изучались раздельно) Минеральные Растительные Животные

    Возникновение органической химии как науки Йенс Якобс Берцелиус – 1807г. «Вещества, получаемые из организмов (растительного и животного происхождения) – ОРГАНИЧЕСКИЕ, наука, их изучающая – ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.» По Берцелиусу органические вещества нельзя получить в лаборатории, как неорганические. Они создаются организмами под влиянием «жизненной силы» Учение о «жизненной силе» - виталистическое учение (от лат. vita – жизнь)

    Развитие органической химии 1824г. – синтезирована щавелевая кислота (Ф.Вёлер); 1828г. – мочевина (Ф.Вёлер); 1842г. – анилин (Н.Н.Зинин); 1845г. – уксусная кислота (А.Кольбе); 1847г. – карбоновые кислоты (А.Кольбе); 1854г. – жиры (М.Бертло); 1861г. – сахаристые вещества (А. Бутлеров)

    «Органическая химия есть химия углеводородов и их производных, т.е. продуктов, образующихся при замене водорода другими атомами или группами атомов» К. Шорлеммер Это классическое определение, которое было дано более 130 лет назад.

    ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ИЗУЧАЕТ: СТРОЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ, ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

    Классификация веществ Вещества ОРГАНИЧЕСКИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ Наряду с другими элементами всегда содержат углерод Нет такого хим.элемента, который присутствовал бы во всех веществах Исключения: CO , CO 2 , CaC 2 , H 2 CO 3

    Особенности органических веществ: Органических веществ насчитывается 20 000 000 (неорганических – 100 000); В состав всех органических веществ входят углерод и водород, поэтому большинство из них горят образуя углекислый газ и воду; Имеют более сложное строение молекулы и огромную молекулярную массу

    Органические вещества можно расположить в ряды сходных по составу, строению и свойствам – гомологов; Нерастворимы в воде Горючи и при нагревании раглагаются Для органических веществ характерной является изомерия

    Строение Немолекулярное Молекулярное Молекулярная масса Небольшая Обычно очень большая Температура кипения Высокая Невысокая Горючесть В основном низкая Высокая Известное количество Немногим более 100 тыс. Около 20 млн. Сравнение свойств органических и неорганических веществ Критерий сравнения Неорганические вещества Органические вещества?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение простых веществ. Аллотропия.

    «В древней магии присутствую при рождении огня, называют серой издавна меня»

    Положение серы и кислорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

    ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ КИСЛОРОД Вариант 1 СЕРА Вариант 2 ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ 2 период VI группа главная (А) подгруппа 3 период VI группа главная (А) подгруппа СТРОЕНИЕ АТОМА О + 8) 2) 6 S + 16) 2) 8)6 СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ -2, 0 , -1, +1, +2 - 2 , 0, +2, +4, +6

    Валентные состояния атома серы S   ↓             Валентность II, ст. окисления - 2 3 s 3p 3 d Валентность IV, Ст. окисления + 4 Валентность VI , Ст. окисления + 6 Н 2 S S О 2 Н 2 S О 4

    Нахождение серы в природе Самородная сера Сульфатная сера Сульфидная сера Ромбическая сера S 8 Сероводород H2S , киноварь HgS , свинцовый блеск PbS , пирит FeS2 , медный блеск Cu2S , цинковая обманка ZnS Гипс CaSO4 · 2H2O , глауберовая соль Na2SO4 · 10H2O , горькая соль MgSO4 7H2O Белки

    Физические свойства серы Твердое кристаллическое вещество желтого цвета, нерастворима в воде, водой не смачивается (порошок серы в воде не тонет и плавает на поверхности воды)

    Аллотропные модификации серы Ромбическая Моноклинная Пластическая

    Ромбическая сера Ромбическая (α -с ера) - S 8, желтого цвета, t° пл. = 113 °C ; Наиболее устойчивая модификация.

    Моноклинная сера Моноклинная (β –сера) - S 8, темно-желтые иглы, t° пл. = 119 °C ; устойчивая при температуре более 96 ° С; при обычных условиях превращается в ромбическую

    Пластическая сера Пластическая сера- коричневая резиноподобная (аморфная) масса. Она неустойчива и через некоторое время становится хрупкой, приобретёт желтый цвет, т.е превращается в ромбическую серу.

    Химические свойства серы Взаимодействие серы с простыми веществами Сера реагирует: А) с металлами, образуя сульфиды Hg + S → HgS Б) с неметаллами (водородом, кислородом, фтором…) 1) H 2 + S → H 2 S 2) S + O 2 → SO 2

    Применение серы Медицина Производство серной кислоты Сельское хозяйство Производство спичек Производство резины Производство взрывчатых веществ Красители

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Охарактеризуйте положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

    Выберите правильный ответ: В каком соединении сера проявляет степень окисления +4? А) H 2 S Б) H 2 SO 3 В) H 2 SO 4

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: В каком виде сера находится в природе?

    ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Охарактеризуйте физические свойства серы.

    Выберите правильный ответ: С каким веществом реагирует сера образуя сульфид: А) водой Б) водородом В) натрием

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Аммиак

    Состав вещества Строение Свойства Применение Получение аммиак

    H Строение N H H Есть возможность образовать донорно – акцепторную связь Молекула образована ковалентной полярной связью N H H H + H + N H H H H + АКЦЕПТОР ДОНОР Состав NH 3

    Свойства физические Строение Газ, с характерным запахом. Легче воздуха Хорошо растворим в воде H 2 O NH 3 NH 3 Молекулярная кристаллическая решетка

    Получение Применение В лаборатории 2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2NH 3 + 2H 2 O +t NH 4 Cl Ca(OH) 2 NH 3 NH 3

    В промышленности N 2 + 3H 2 ↔ 2NH 3 Fe, t, p Получение Применение NH 3 Смесь азота и водорода турбокомпрессор катализатор теплообменник холодильник сепаратор NH 3

    Свойства химические Строение NH 3 Восстановитель Основание (т.к. ст.ок. -3) (т.к. имеется неподеленная пара е) + О 2 N 2 + Н 2 О + О 2 N О + Н 2 О катализатор + Cu О N 2 + Cu + Н 2 О Допишите уравнения реакции, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. + HCl NH 4 Cl + H 2 O NH 4 OH гидроксид аммония хлорид аммония

    Применение Свойства NH 3 Рассчитайте массовую долю азота в аммиачной селитре Запишите уравнение реакции разложения гидрокарбоната аммония Рассчитайте объем аммиака для приготовления 50г 5% - ного нашатырного спирта (при н.у.) Как осуществить превращения? NH 3 → NO → NO 2 HNO 3 Составьте окислительно-восстановительную реакцию взаимодействия хлорида аммония с оксидом меди. Какой объем при нормальных условиях будет занимать 1 кг жидкого аммиака. Аммиак содержит ценный для растений элемент - азот. Аммиак - газ. Аммиак имеет резкий запах. Взаимодействует с Кислородом. Аммиак- хороший восстановитель При испарении жидкого аммиака поглощается большое количество теплоты.

    NH 3 Проверка знаний Для аммиака характерны свойства: Аммиак взаимодействует с Цвет лакмуса в растворе аммиака: Аммиак – восстановитель в реакции Правильно! Ошибка Ошибка Ошибка 1 кислот солей оксидов оснований 2 Ошибка Правильно! Ошибка Ошибка щелочами кислотами металлами неметаллами 3 Ошибка Правильно! Ошибка Ошибка Ошибка Ошибка Ошибка Правильно! фиолетовый бесцветный красный синий С кислотами С оксидами металлов с неметаллами С металлами 4