Мы строим дом
Поиск по сайту

Игровые технологии как средство. Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

Речемыслительную деятельность обучаемых стимулируют, например, такие ситуации «Первая встреча с зарубежной семьёй, в которой я буду жить во время кратковременной учебы», «Знакомство с молодёжной средой Великобритании» и другие.

Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности, где деятельность обучающихся составляет важный компонент структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыследеятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.

Игровое обучение на иностранном языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева , строится на следующих методических принципах:

  • системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе
    • выделения коммуникативных сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций;
    • в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала;
    • в поэтапном обеспечении нарастающей коммуникативности с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации;
    • в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности;
  • оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам;
  • конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.

Познавательная парадигма состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности.

Представим структурную модель игровой познавательной деятельности как систему познавательных действий при субъектно-субъектных отношениях игровой методики обучения :

Таким образом, игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность, предопределенную содержательностью отобранного материала.

Литература

  1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - С.50 - ISBN 87953-127-9;
  2. Артемьева, О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности [Текст]: Монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 208 с. - с. 5-9 - ISBN 978-5-8265-0625-7.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будние дни в период изучения учебных предметов.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

  1. Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
  2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
  3. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
  4. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
  5. Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
  6. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
  7. Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
  8. В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (то есть не формально-неравнодушного) результата (по материалам Википедии).

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий , в значительной мере импровизационный , очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности , соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание , планирование , реализация цели , а также анализ результатов , в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разумной школы» детства. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике,в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
  • в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры,
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр .


В современной педагогике игровые педагогические технологии занимают одно из лидирующих мест. Появляются такие направления как эдьютейнмент и геймификация . Эдьютейнмент – это педагогическая инновация, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение. А существенным признаком геймификации является применение подходов, характерных для компьютерных игр, в образовании с целью повышения вовлечённости обучающихся в процесс обучения.

Статья написана по материалам: Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт.-М: НИИ Школьных технологий, 2006.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Синеглазка»

муниципального образования город Ноябрьск

Игровые технологии

как средство развития мышления дошкольников

Подготовила:

Манюк Л.А.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности В.А.Сухомлинский. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок впервые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное: становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать, равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое. Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей, важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. А в детском возрасте главным источником познания является игра. Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении. Игру можно понимать по-разному: - игра - особый вид человеческой деятельности; - игра - средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель); -игра - особый набор правил, требующих своего исполнения; -игра - особый способ условного присвоения мира; -игра - как форма педагогической деятельности. В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций: 1. эмоционально развивающая функция; 2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты; 3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение; 4. компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает; 5. коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;
6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и реализации возможностей; 7. социокультурная функция - в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения; 8. терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека. Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал) При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важны. Роль взрослого в игре: Побуждает к игре. Тактически руководит игрой. Развивает фантазию детей. Сохраняет самодеятельность детей. Начиная организацию игры, я опиралась уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивала существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Хочу остановиться на игровых технологиях. Что такое игровая технология? Технология - это способ преобразования чего-либо. Технология предусматривает последовательность в действиях. Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, целями и задачами образования создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития дошкольника. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображений. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться
успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Внедрение игровых технологий в образовательный процесс осуществляется в различные формы, как непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельную деятельность детей. В своей работе с детьми я использовала сборники игр таких авторов как: Технология развивающих игр Б.П.Никитина, логические блоки Дьенеша. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Играми по Никитину можно начинать заниматься с 2-х лет. Маленькие дети очень любят подражать взрослым. Можно предложить сложить из кубиков «желтую дорожку», словно посыпанную песком. По дорожке можно пройтись двумя пальчиками «топ-топ-топ», «раз, два, три, четыре». А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом. Какого цвета станут дорожки? (Белыми). Детям 4-6 лет предложить сложить самостоятельно по рисунку узоры серии «Зоопарк», а затем «Предметы», «Алфавит», «Цифры». Складывание узоров в виде букв и цифр, поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить. Как усложнение задания можно предложить сложить ребенку такой узор, как на картинке, но другого цвета. Зарисовать в тетради узор, сложенный из кубиков. Самый сложный вид задания-это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков. В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и проявляет свою фантазию. Главная особенностью развивающих игр является то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному. С очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами, в наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам. а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в) двух размеров (большие и маленькие фигуры); г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Начинать играть можно уже в раннем возрасте: в 1-2 года подойдут простые игры на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине. Предложите ребенку выбрать все красные элементы. Или все круглые. Можно попросить ребенка найти фигуры, такие же по цвету, но иной формы, или размера, или цвета. Возьмите мишку, куклу, зайца и попросите малыша распределить между ними "пирожные", чтобы у мишки были все красные, у зайца - все большие, а у куклы - все тонкие. Обращайте внимание ребенка, что некоторые фигуры подойдут сразу нескольким "гостям". С помощью блоков можно также развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек - зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и т.д. Постепенно задания можно усложнять. Основная цель использования предлагаемых логических блоков - научить дошкольников решать задачи на выявление свойств и группировку предметов. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша. «Найди все фигуры, как эта» по цвету (размеру, форме) «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету) «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины) б)чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету, и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера). В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера). Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме- картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Вариантом логических игр являются игры с обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать -внутри синего обруча, -внутри обоих обручей, -внутри синего, но вне красного, -внутри красного, но вне синего, Затем дети располагают блоки так,чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча- все красные Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

Эти игры развивают пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации. Воспитывают: аккуратность, внимание, точность, усидчивость, целеустремленность. И еще хотелось, чтобы дети многому научились, умели бы договариваться, доводить начатое дело до конца, творчески реализовать свои замыслы.

1.3 Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры .

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.

По мнению Д.Н. Узнадзе игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С Выготский .

Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением .

Наиболее глубоко технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса рассмотрена С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнниковым и С.М. Тюнниковой, которые полают, что « до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» .

Иначе игру представляет Б.П. Никитин, а именно как набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями .

Наиболее точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что ДИ позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н.Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры .

Чуть позже возникло такое понятие как игровая технология или что означает в нашем понимании процесс реализации игры.

В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

§ в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

§ как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

§ в качестве технологии занятия или его фрагмента(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

§ как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) .

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры .

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводами:

1. Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

2. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

3. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное исследование развития познавательных интересов младших школьников с использованием игровых технологий.

Анализ развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью

Воспитательные возможности спортивной школы при работе с младшими школьниками

Воспитательная система школы самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников...

Диагностика внимания у младших школьников с нарушениями речи

Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами...

Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка

Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства...

Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

дети звукопроизношение логопедический речь Педагогическая технология -- относительно новое понятие педагогической науки. В 60--70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО...

Использование интерактивного оборудования, как средство развития познавательных интересов младших школьников

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта

В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами...

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант...

2. Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста; 3...

Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

В последнее время к проблеме формирования учебной предметной среды обращаются многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль...

Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

3. Реализовать условия использования предметно-развивающей среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста и определить их эффективность...

Развитие креативности школьников в процессе обучения

Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее...

Теоретические основы формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа...

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на уроках информатики»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ-1: с 13.04.2015 по 17.04.2015 г

ИБ-2: с 20.04.2015 по 24.04.2015 г

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнил (а): Рыбалкина Оксана Семеновна

Учитель информатики

МБУ СОШ №74

(ФИО полностью, должность, ОО)

Тольятти, 2015г.

I. Вводная часть

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится - он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Проблема - Потребность в быстром и эффективном овладении информатикой и игровыми технологиями, способствующими развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета информатики.

Цель - совершенствование методики преподавания предмета «Информатика», повышение уровня познавательной деятельности учащихся школы, разработка методических рекомендаций по применению игровых технологий на уроках информатики.

Задачи :

    развивать интерес учащихся к урокам информатики;

    изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме;

    изучить существующие в практике обучения информатике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

    предложить ряд игр, которые учитель может использовать на различных этапах урока информатики.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

II. Основная часть

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.

Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

Заложить в мышление ребенка информационные структуры и научить ими пользоваться, помогают обучающие игры: деловые игры в профессии, проектные игры-конкурсы, информационные исследовательские обучающие игры и компьютерные предметные и профессиональные тренажеры. Активный ребенок сможет в дальнейшем наполнять свою информационную структуру и формировать в своем мышлении базу знаний. Только тогда учащийся будет готов к творческой профессиональной деятельности и дальнейшему образованию в условиях столетия «фантастических» технологий.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Используя классификацию игр в зависимости от дидактических целей игры, здесь будут подобраны упражнения для каждого этапа урока.

Мотивация знаний– это подготовительный этап, когда возникает момент создания положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. Учитель вместе с детьми ставит цели урока и обязательно их анализирует, чтобы определить конечный результат урока для каждого его участника. На данном этапе урока ученики становятся не объектами, а субъектами обучения, активными его участниками. Через создание проблемной ситуации педагог определяет цели урока.

Здесь можно использовать следующие игры:

Подвижная игра «Кто быстрее»

Класс делится на 2 команды. Во время повторения темы «Кодирование информации» к доске вызываются по одному участнику из ряда, им предлагается задание, заполнить таблицу:

Актуализация знаний - это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти. Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта. Чтобы получить обратную связь, учитель формулирует задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу, запишите в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапе можно предложить такие игры:

Игра «Кто больше?»

При изучении темы «Информация и информационные процессы» учащимся предлагается заполнить таблицу:

Профессии

Информационные процессы

Игра «Найди ошибку»

Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает.

Вопросы по теме «Программное обеспечение».

    Текстовой процессор производит вычисление.

    В графическом редакторе можно построить окружность.

    Операционная система - специальная программа для вставки символов.

    Архиватор может найти зараженную вирусом программу.

    Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе.

    В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу.

    Электронные таблицы выполняют построение диаграмм.

Формирования новых знаний. Цель - формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий.

Игра «Своя игра». Данная игра проводится по типу телевизионной игры. Класс делиться на две команды. Посредством жеребьёвки команда выбирает тему и вопрос.

Закрепление знаний. На данном этапе закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы, добиться понимания правильного использования полученных алгоритмов для решения частных задач, контроль и корректировка различными способами выполнения заданий. Условиями достижения положительных результатов являются использование нескольких однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно по времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся, рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников, сидящих за компьютерами, умение учителя оказать экстренную помощь учащимся, не снижая темпа работы всего класса.

Игра «Цепочка»

Класс делится на команды. Для каждой команды учитель записывает число в 2-ой, 8-ой или 16-ой системе счисления. Учащиеся должны по одному выходить к доске и записывать числа столбиком по порядку или по возрастанию или убыванию.

Игра «Исполнители»

    Определите типы исполнителей в предложенных ситуациях.

    Симфонический оркестр исполняет музыкальное произведение.

    Ученик 6 класса выполняет домашнее задание.

    Фармацевт готовит лекарство по рецепту.

    Врач устанавливает причину плохого самочувствия пациента.

Игра «Разгадай слово»

На доске заготовлены примеры закодированных слов. Необходимо расшифровать без помощи алфавита.

12 16 17 29 20 16

Итог урока. Процесс обобщения и оценивания ответов учащихся.

Это создание ситуации общения, позволяющее каждому ученику

проявить свою самостоятельность, инициативу к способам работы по изучению темы, т.е. это момент урока, где каждый может выразить свое отношение к нему.

Это определение проблем по усвоению изучаемого материала (выявление трудностей).

Это сравнение достижений учеников с целями урока.

Это самооценка заинтересованности ученика по усвоению материала.

Во время оценивания идет процесс материализации ответов учащихся. За что ставим оценку «3»? «Я знаю…». За что – «4»? «Я знаю и понимаю, что говорю, привожу примеры…». За что - «5»? «Я знаю, понимаю, привожу примеры, могу применить в другой ситуации…». Иногда на данном этапе целесообразно акцентировать внимание на основных понятиях или основной мысли пройденного материала.

Игра «Поле чудес»

Разгадайте основные понятия, которые изучались сегодня на уроке по теме «Глобальная сеть». На доске отображены только гласные буквы данных слов.

III. Заключение

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно - воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Поэтому использование игровых технологий в школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по информатике;

Использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации общения;

Выбор игры зависит от того, каких результатов хочет добиться педагог;

Проведение игр на занятиях по информатике позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Одна из задач учителя - научить культуре игры и культуре поведения вообще;

Разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения на разных этапах обучения информатике;

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута.

IV. Информационные ресурсы

Основные источники

    Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 2013. - 208 с.

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 2012. - 190 с.

    Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение, 2013.-381 с.

    Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., Педагогика, 2012. – 176 с.

    Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. "Технология игры в обучении и развитии". - М., Российское педагогическое агентство, 2013. - 270с.

    Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 2012. - N3. - С. С.121-126

    Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 2011. - 320 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 2013. - 256 с.

Нормативные документы

      Закон РФ об образовании

      Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

      Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

      Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

      План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

      План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

      СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

      ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

Дополнительные источники

        Усманова С.Х. Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики [Электронный ресурс]/ - С.Х. Усманова//Интернет и образование.-2008.-Т.2008,№2.-Режим доступа:openclass/io/2/igrovye, свободный. - Загл. с экрана.

    Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа:festival.1september/articles/522077, свободный.

    Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М., ЮНИТИ, 1994. - 194 с.

    Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.

Интернет ресурсы:

    http://www.mon.gov.ru cайт Министерства образования и науки РФ

    http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области