Мы строим дом
Поиск по сайту

Создание рабочих мест. Механизмы управления процессом создания рабочих мест Кто создает рабочие места

Создание рабочих мест

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят , то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Но как быть с безработицей? Что если люди хотят работать, но работу получить не могут? Почти во всех случаях причиной отсутствия работы являются правительственные программы .

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.


Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.

В минувшем году Владимир Путин озвучил одно из главных своих предвыборных обещаний: «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест… Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара». Над тем, что понимать под модернизированными рабочими местами, и каково будет их соотношение с вновь созданными, экономисты ломают голову до сих пор. Равно как и над тем, чего удалось добиться за полтора года «большого скачка»?

— Начнем с того, что в России нет даже статистики по поводу того, где и сколько убавилось или прибавилось рабочих мест. Не говоря уже о делении этих мест по каким-то категориям, — рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев . — Даже формально мы не можем сказать, растёт ли число высокопроизводительных рабочих мест. Со стороны экспертного сообщества были обращения к Росстату, что надо ввести учёт, но пока они остаются безответными. Нет даже чётких критериев, что считать высокопроизводительным рабочим местом.

Что касается обещания Путина — это сверхамбициозная задача. Все последние годы у нас наблюдалась обратная тенденция — рабочие места уходили из так называемого формального сектора (крупные и средние предприятия) в сектор неформальный или полуформальный (малые предприятия, индивидуальное предпринимательство). Рабочие места в малом бизнесе в основном не очень высокопроизводительные. То есть тенденция обратная — качество рабочих мест в стране падает. И за последние полтора года никаких признаков «коренного перелома» не наметилось.

«СП»: — Даже не специалисту понятно, что в стране с сырьевой экономикой число высокопроизводительных рабочих мест крайне ограничено. Значит ли постановка столь амбициозной, как вы сказали, задачи, что государство всерьёз рассчитывает за 8 лет сделать свою экономику передовой и инновационной? Или декларируемая цель — чистой воды популизм?

— Число рабочих мест в сырьевом секторе экономике в подсаженной на нефтяную иглу России невелико. Что-то около 20 процентов. Со смежными отраслями — на несколько процентов больше. При этом добавочная стоимость (прибыль) создаётся именно в сырьевом секторе, а потом уже по цепочке распределяется по другим секторам. Создание новых рабочих мест, естественно, немыслимо без создания и укрепления не сырьевых отраслей — высокотехнологичных производств или создания современных видов услуг. Такие планы и задачи ставились государством ещё с 90-х годов. Но значимых результатов мы не видим. Даже наиболее яркие проекты остаются под вопросом. Например, в Сколково, которое должно было стать неким знаковым проектом, мы до сих пор не осязаем тех тысяч рабочих мест, которые были обещаны.

Или, к примеру, была заявлена задача создания Мирового финансового центра в Москве. Да, рабочие места в финансовом секторе характеризуются высокой производительностью. Но в этом направлении тоже нет серьёзных подвижек. Всё остаётся на словах.

Единственное, что можно вспомнить из последних достижений в этой сфере — развитие сборочных автомобильных производств. Было образовано некоторое количество рабочих мест. Но я бы назвал их в лучшем случае среднепроизводительными.

«СП»: — За оставшиеся 7,5 лет можно создать хотя бы половину того, что обещал Путин?

— Смотря как считать. У нас, например, в какой-то момент решили считать, что если в автомобиле есть лампочка, созданная с использованием нано-технологии, то и сами автомобили — инновационный продукт. Так и здесь. Обычные рабочие места можно под надуманным предлогом объявить высокопроизводительными. Если же обойтись без, скажем так, упражнений со статистикой, то реальное увеличение числа рабочих мест будет сродни экономическому чуду, наблюдавшемуся в отдельных странах Юго-Восточной Азии. Это возможно, но требует сочетания эффективной внутренней экономической политики с удачной мировой конъюнктурой.

Предыдущий опыт всяческих модернизаций говорит о том, что вряд ли такая задача по плечу нынешней российской власти. Правда, не всегда проекция прошлого на будущее даёт оправданный прогноз. Если будет вестись грамотная экономическая политика, то несколько миллионов высококвалифицированных рабочих мест создать будет возможно. А это уже немалый результат.

Между тем, экономист, пожелавший остаться неназванным, рассказал «СП» , как примерно будут осуществляться манипуляции с рабочими местами.

— Производительность в России считается так: количество произведённой продукции делится на число работающих в данной сфере. Например, крестьянин вырастил несколько свиней и продал их за 100 тысяч рублей. Во столько и оценивается производительность его труда.

У нас есть много секторов, где посчитать производительность труда таким образом нельзя. Для врачей, учителей, полицейских обычно критерием производительности труда являются расходы государства. Скажем, чем больше, израсходовано на структуру МВД денег, тем эффективнее она работала. Такая вот прямая зависимость. И увеличение зарплат полицейским делает их рабочие места высокопроизводительными.

— Создание такого огромного числа рабочих мест — это было предвыборное обещание, которое ОНФ позаимствовал у «Деловой России», — говорит директор по связям с общественностью финансовой группы «Калита-Финанс» Алексей Вязовский . — Вместе с тем, в программе «Деловой России» резкий рост количества рабочих мест увязывался с новой индустриализацией, независимой денежно-кредитной политикой и тому подобными вещами. Ничего этого не наблюдается. Мы не видим, чтобы Центробанк создавал национальный капитал в России или появлялись передовые промышленные производства. Например, на днях РЖД был обещан триллион рублей на постройку высокоскоростных путей от Москвы до Казани. Но и там, при наличии столь серьёзных денег, российских производителей поддерживать не хотят. Решено, что по этим путям будут ездить поезда немецкой компании «Сименс». У нас есть Тверской вагоностроительный завод, но ему почему-то не заказывают ни скоростных поездов, ни двухэтажных вагонов. Даже олимпийские объекты в Сочи почему-то строили в основном турки. Если начинаешь анализировать, приходишь к выводу, что национальная экономика таковой по сути уже не является.

— Предложение Путина - только слова. Выполнить эту инициативу сейчас невозможно, — считает профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — У нас всего в крупном и среднем бизнесе работает 37 миллионов человек. 10−11 миллионов задействованы в малом предпринимательстве. Ещё 5−6 миллионов — предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). А про остальные 15−19 миллионов россиян трудоспособного возраста мы просто не знаем, чем они занимаются. Видимо, живут на какие-то подработки, заняты в серой экономике

Не понимаю, как мы почти на 70 процентов увеличим число работников на крупных и средних предприятиях, если у нас просто не создаются новые рабочие места. При этом в стране инвестиционный голод — мы вышли на докризисный объём инвестиций в экономику только в конце прошлого года. Я не знаю ни одного региона, где инициатива Путина привела хоть к какому-то увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. А приписки сделать для наших чиновников — милое дело. Поставили рядом с охранником новый компьютер — получили новое качественное рабочее место. Так вот все «достижения» и будут нарисованы.

Реально удастся создать не больше 2 миллионов рабочих мест, связанных с высокими профессиональными навыками.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Замир Усманов

Рабочее место - это первичное звено производственно-технической структуры любого предприятия, необходимое для осуществления процесса управления, обслуживания и производства. Именно в этой зоне соединяются все эти элементы и достигается конечная цель труда - выпускается готовая продукция, оказываются услуги и т. д. На любом предприятии должна быть осуществлена правильная организация рабочего места. Это позволит максимально эффективно использовать труд, а также орудия и средства производства. Все это в конечном итоге скажется на себестоимости готовой продукции, ее качестве, а также многих других экономических показателях.

Определение

Рабочее место - это зона, которая закреплена за каждой отдельной штатной единицей предприятия. Это может быть и определенная территория производственного помещения, на которой установлено подъемно-транспортное, технологическое или вспомогательное оборудование. Чаще всего такие зоны закрепляют за группой рабочих.

Здесь осуществляется какая-либо часть производственного процесса. Определенными особенностями обладает каждое рабочее место. Это связано со спецификой производственного процесса, а также с многообразием форм, которыми обладает конкретный труд. А вот то, в каком состоянии находятся рабочие места на предприятии, говорит об уровне

Основные требования

Рабочее место - это та зона предприятия, на которой один или несколько исполнителей осуществляют трудовую деятельность при помощи установленных тут же технических средств. На таких участках достигается основная цель всего производства. Она состоит в выполнении установленных технологических норм, а также в своевременном, качественном и экономичном изготовлении конечного продукта. Для достижения поставленной цели определенные требования должны быть выполнены уже тогда, когда организуется рабочее место работника. Это позволит наиболее рационально использовать человеческие и материальные ресурсы. Среди существующих требований находятся:

  • организационные;
  • технические;
  • эргономические;
  • экономические.

Что касается организационных требований, то для их выполнения каждое рабочее место необходимо рационально располагать в зоне осуществления технологического процесса. Данный фактор влияет на исполнителя. Кроме того, наниматель должен найти наиболее приемлемый вариант, при котором будет осуществляться рациональное Это позволит бесперебойно снабжать исполнителя материалами и сырьем, деталями и заготовками, а также инструментом. Выполнение организационных требований позволит в максимально сжатые сроки производить ремонт оснастки и оборудования, уборку отходов, а также обеспечит безвредные и безопасные условия для человека.

С технической точки зрения на рабочем месте необходима установка прогрессивного оборудования. Здесь должны находиться все контрольно-измерительные приборы, инструменты и подъемно-транспортные средства, в которых нуждается технологический процесс.

Должны быть выполнены на стадии проектирования оборудования, а также при осуществлении планировки рабочего места. Это позволит снизить утомляемость исполнителя при длительном и монотонном повторении определенного вида движений.

Помимо всего вышеперечисленного, существует необходимость в оптимальной занятости исполнителя. А для этого при организации рабочего места должны учитываться и все экономические требования. Это скажется на уровне производительности труда, а также качестве конечного продукта.

Классификация

Рабочее место человека - это зона разнообразная, нередко специфичная и уникальная. Именно поэтому единых требований по его планировке, оснащению, а также обслуживанию не существует. Все зависит от конкретного производства, а также от отрасли, к которой оно принадлежит. Рабочие места можно лишь примерно классифицировать по основным отличительным признакам. Это позволит применить общие требования и правила, существующие внутри каждой из групп.

Один из самых основных классификационных признаков - уровень автоматизации и механизации выполняемых работ. По нему зоны, где исполнители выполняют возложенные на них обязанности, подразделяются на пять групп. Рассмотрим их подробнее.

Рабочие места с использованием ручного труда

В этих производственных зонах конечный продукт является результатом энергетических затрат работника. Исполнитель выполняет трудовые операции с помощью ручного инструмента. Примером может служить сборка механизмов и узлов без использования приборов, разработка грунта лопатой или кайлом и т. д. Все, что выполняется на таких рабочих местах, имеет высокую трудоемкость и низкую производительность. Разумеется, предприятию это невыгодно. Однако невозможно полностью исключить из технологического процесса ручной труд и, соответственно, такие рабочие места. В них, к примеру, возникает необходимость при ремонте оборудования, установленного на данном участке.

Рабочие места для машинно-ручного труда

На этих производственных участках конечный продукт получается с использованием различных механизмов. Однако здесь, помимо машин, невозможно обойтись без участия человека, отдающего часть своих энергозатрат. Примером такого производства является строгание доски электрическим рубанком или распиловка древесины с использованием циркуляционной пилы.

Рабочие места для механизированного труда

Они создаются в том случае, когда все этапы технологического процесса осуществляются с помощью механизмов и машин. Роль человека при этом заключается в управлении данными средствами труда, контроле над качеством выпускаемой продукции.

Эта группа рабочих мест отличается от двух предыдущих тем, что исполнитель в ходе выполнения трудовых обязанностей затрачивает собственную энергию только на вспомогательные движения. Примером тому может служить управление транспортным средством, швейной машинкой и т. д.

Автоматизированное производство

Если все технологические операции выполняются автоматическими станками или механизмами, то роль человека сводится лишь к их пуску, а также к остановке и контролю над выпуском продукции. В таком случае создается автоматизированное рабочее место. Это может быть довольно обширная зона для обслуживания одним исполнителем нескольких автоматических механизмов.

Аппаратурное рабочее место

Данная зона отличается от тех, которые существуют при механизированных и автоматизированных производствах. Здесь находится особое оборудование (аппараты), которое для получения конечного продукта преобразует тепловую, электрическую или химическую энергию. Человеку при этом, как и при автоматизированном производстве, остается наблюдать за работой техники, контролируя показания приборов.

Прочая классификация

Выделение рабочих мест по группам может осуществляться в зависимости от:

  1. и повторяемости операций технологического процесса. Данные рабочие места создаются в единичном и серийном, массовом и крупносерийном производстве.
  2. Степени специализации.
  3. Постоянства местонахождения. При этом выделяют передвижное и стабильное (стационарное) рабочее место. Это также будет оказывать влияние на их организацию труда. Стабильная зона нужна, например, в машиностроении при обслуживании станков. При использовании какого оборудования создается стационарное рабочее место? Это тяжеловесные, крупногабаритные и сложные агрегаты. При создании передвижных рабочих мест предусматривается использование портативного легкого инструмента, а также средств, предназначенных для его перемещения. При этом можно выделить постоянное рабочее место. Это та зона, где исполнитель находится непрерывно более двух часов своего трудового дня или более 50% этого времени. Рабочее место может быть и непостоянным. Здесь исполнитель находится, соответственно, менее двух часов подряд или менее 50% своего трудового времени.
  4. Числа исполнителей. При этом выделяются коллективные (бригадные) и индивидуальные рабочие места.
  5. Количества обслуживаемых единиц технологического оборудования. К примеру, существуют многостаночные и одностаночные рабочие места.
  6. Функций исполнителя. Так, существуют рабочие места специалистов и служащих, руководителей, охраны и т. д.
  7. Профессии исполнителя. Например, рабочее место врача или бухгалтера, машиниста или столяра.
  8. Места нахождения (в помещении или на открытом воздухе).
  9. Сменности (1-, 2-, 3- и 4-сменные).
  10. Времени использования (временные или постоянные).

Организация рабочих мест

До начала осуществления любого производственного процесса необходимо выполнить систему мероприятий, направленных на оснащение той зоны, где исполнитель выполняет свои трудовые обязанности, предметами и средствами труда. Другими словами, должна быть выполнена подготовка рабочего места. Это обеспечит оптимальное функционирование довольно сложной системы, в которую входят человек, машина и среда. Только в том случае, если будут выполнены условия согласованности данных параметров, трудовой процесс будет иметь надежность и высокую эффективность.

Для создания удобной рабочей позы, а также оптимальных нагрузок на все мышцы человека, потребуется применить знания антропологических характеристик. При этом производится эргономическое обследование рабочих мест, где учитываются физиологические особенности исполнителей и оцениваются их движения.

Кроме того, все объекты, располагаемые в этой зоне, должны иметь такие формы, цвета, размеры, которые отвечали бы слуховым, осязательным, зрительным и иным психическим и физиологическим особенностям человека. Освещенность и влажность, шум и температура, пылевыделение и вибрация - все это также должно быть учтено в то время, когда еще только проектируется передвижное или постоянное рабочее место. Это позволит соблюсти все санитарно-гигиенические требования, которые разработаны действующим законодательством с целью обеспечения безопасных и здоровых условий труда.

Организация квотируемых рабочих мест

Трудоустройство и занятость - это ключевые элементы социальной интеграции и экономической независимости тех людей, возможности которых ограничены. Для тех, кто особо нуждается в социальной защите и испытывает трудности при занятии имеющихся вакансий на предприятиях, законодательством устанавливается определенная квота. Она обозначает то минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен выделить для такой группы граждан. Причем трудоустройство таких людей является обязанностью любого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы.

Квотируемое рабочее место - это дополнительная гарантия занятости граждан. Его создание защищает от безработицы тех, кто имеет низкую конкурентоспособность на трудовом рынке.

В организации, насчитывающей более сотни сотрудников, обязательно должно быть не одно квотируемое рабочее место. Это обязанность нанимателя. Она закреплена в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Каким должно быть квотируемое количество рабочих мест? Это устанавливается после проведенного расчета (от 2 до 4 процентов от среднесписочного состава работников).

Планировка рабочего места

Та зона, в которой находится исполнитель, должна быть целесообразно размещена в пространстве. При этом важно, чтобы она была функционально взаимоувязана с оборудованием, средствами производства, предметами труда и всем необходимым для проведения трудового процесса. При планировке рабочего места необходимо располагать предметы и орудия труда таким образом, чтобы исполнителю не пришлось делать лишних движений. Это позволит снизить его утомляемость и повысить эффективность труда.

Планировка рабочего места должна производиться с учетом эргономических требований. Они предусматривают рациональное формирование зон труда, а также выбор такого варианта размещения орудий труда и материалов, который бы обеспечивал рабочему нужное оперативное пространство и при этом экономил производственные площади.

Проведение анализа рабочих мест

В управлении персоналом на любом предприятии можно выделить определенные этапы. Самый первый из них включает в себя анализ рабочих мест. Это необходимо сделать для проектирования этих зон и улучшения качества трудовой жизни.

Анализ является дифференцированием рабочего места. В процессе его проведения изучаются те задачи, которые решаются исполнителем, а также основные требования, предъявляемые к образованию, ответственности и опыту, необходимые для осуществления в этом месте трудовой деятельности.

Для сбора нужной информации может быть применен один из четырех методов:

  • интервью (собеседование);
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • составление списка обязанностей работника.

Применяя один из этих методов, прежде всего, следует собрать данные о той зоне, где выполняет свои обязанности исполнитель, а затем уже изучать сам процесс производства.

Проведение аттестации рабочих мест

РФ предусматривает обязанность нанимателя проводить периодическую оценку условий труда в тех зонах, где исполнители выполняют возложенные на них обязанности. мест - это мероприятия, в ходе которых выявляются вредные, а также опасные факторы, несущие угрозу здоровью человека.

Порядок проведения такой оценки и оформления ее результатов закреплен в приказе Минздравсоцразвития России, изданном 26.04.2011 г. Согласно этому документу, аттестации подлежит рабочее место, где:

  • эксплуатируются машины, оборудование, установки, механизмы, аппараты и транспортные средства, а также производится их наладка, ремонт и испытание;
  • существуют источники опасностей, оказывающих вредное воздействие на человека;
  • хранятся, перемещаются и применяются материалы и сырье;
  • используется ручной, механизированный или

Аттестация рабочих мест - это мероприятия, которые могут быть:

  • первичными;
  • повторными;
  • внеплановыми.

5S-система

Существует определенная методика, позволяющая правильно и рационально организовать пространство трудовой зоны. Называется она «5S-система рабочих мест». Этоа методика ставит своей целью создание оптимальных условий, позволяющих поддерживать порядок и чистоту, соблюдать аккуратность, а также экономить энергию и время. 5S - это инструмент бережливого производства, разработанный компанией Toyota в послевоенные годы. Внедрение данной методики на предприятии является важным шагом на пути повышения конкурентоспособности выпускаемых им товаров. Ведь только в упорядоченной и чистой среде возможен выпуск качественных предметов, которые соответствовали бы всем требованиям клиентов. Методика 5S создает для этого реальные предпосылки. Состоит она из пяти последовательных шагов.

На первом из них производится сортировка с последующим удалением всего ненужного, находящегося на рабочем месте. Это, несомненно, скажется на улучшении безопасности и культуры труда. К сортировке и определению ненужных для осуществления технологического процесса предметов должны быть привлечены все сотрудники. Далее лишние вещи утилизируют или переносят в места хранения.

Вторым шагом методики является соблюдение порядка и самоорганизация. При этом каждой вещи должно быть найдено свое место. Все предметы располагают в доступной для каждого пользователя зоне. Для быстрого поиска нужного инструмента или иной вещи следует произвести их маркировку.

Третий шаг методики подразумевает систематическую уборку рабочего места и соблюдение чистоты. Создается определенная система, где больше ничего не загрязняется. В каждой из рабочих зон проводятся частые и регулярные уборки. При этом все инструменты находятся в исправном состоянии и в тех местах, где их можно легко найти. Периодическая уборка оборудования, предусмотренная этой методикой, позволяет предотвратить возможные сбои в работе механизмов.

Четвертым шагом является стандартизация процесса. Она представляет собой письменное закрепление самых эффективных решений, которые найдены в процессе реализации первых трех этапов. В таком случае методика станет наглядной и легко запоминающейся. Также на четвертом этапе разрабатываются стандарты приемов работы по технике безопасности и обслуживанию оборудования. Все они фиксируются в издаваемых на предприятии документах.

Пятым шагом является совершенствование дисциплины. Только тот работник, который выполняет все правила внутреннего распорядка, способен трудиться качественно и производительно.

Методику 5S применяют для стандартизации рабочих зон и конструирования организации. Выполнение всех шагов является важной предпосылкой для улучшения безопасности труда, повышения эффективности работы. Основная мысль методики заключается в том, что предусмотренные ею правила выполняются всеми сотрудниками. Касается это и уборщицы, и директора. Основной плюс данной концепции состоит в том, что все вышеперечисленные действия не нуждаются в разработке каких-либо особых управленческих теорий и технологий.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

    финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиямииз бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

    социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

    обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

    регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

    формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

    предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Ахмедова М.А. - специально для Демоскопа

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.

Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.

Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012 гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на 8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.

В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя 2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел. в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости населения с сохранением тенденции составил 70%.

Существенно изменилась структура занятости, что во многом обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе. Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%. Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2% в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).

Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения, %

Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему году

Численность занятого в экономике населения, млн. чел.

Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему году

Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста

Источник : Расчеты по данным Госкомстата и Министерства труда и социальной защиты населения

С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В результате реализации ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках реализации различных отраслевых программ , Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.

Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.

Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества, а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству 183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8 тыс. рабочих мест.

Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест.

Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.

Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8 тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий - банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих мест.

Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч

Источник : Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан

Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская, Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.

Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.

На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228 тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4% выпускников ССПО (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей занятости, в % от общего числа выпускников

Источник : расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:

  1. Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
  2. Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодалелям.
  3. 3. Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т.д.
  4. 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах, в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству и реализации продукции животноводства.
  5. 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники и пр.
  6. 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.

Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности подготовки кадров системой профессионального образования с точки зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение учебных заведений нового типа.

Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Рассчитывается как отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011-2013 годы.