Мы строим дом
Поиск по сайту

Информационные учебно-познавательные материалы. Законодательная и исполнительная власть франции Согласно конституции 1848 года францию возглавлял

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа.

Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства. Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией). Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции. Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы. 8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами. Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать. Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет. Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса. Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

О введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

О закреплении права на труд;

О гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой

правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.

Республиканская форма правления;

Разделение властей;

Представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение ^ Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.


Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Гос переворот Луи Бонапарта. Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.

Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта - Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формирова­нии в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Луи Наполеона обозначились расхождения между его по­литическими стремлениями и политикой Законода­тельного собрания. Под предлогом борьбы с революци­ей оно принимает ряд реакционных законов, ограни­чивших свободу печати, собраний и других демокра­тических прав. 31 мая 1850 г. собрание принимает новый избирательный закон, который вводил имуще­ственный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге, количество избирателей со­кратилось на 30%. Летом того же года принимаются законы, ограничившие свободу печати, слова, митин­гов и собраний. Специальный закон поставил образо­вание под контроль католической церкви. Таким об­разом, Франция постепенно превращалась в полицей­ское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути пере­ворот, совершенный с опорой на армию.

Слабость республиканских устоев, продемонстриро­ванная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному перевороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 января 1852 г. Луи Бона­парт промульгировал новую конституцию, напоминав­шую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концен­трировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он контролировал законодательный процесс, кото­рый осуществлялся Государственным советом, Законо­дательным корпусом и Сенатом. В отличие от консти­туции Первой империи здесь сохранялось всеобщее из­бирательное право при тайном голосовании. Избиратель­ный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за рес­публиканской формой правления скрывалось монархи­ческое содержание. Режим Второй империи окончатель­но оформился после плебисцита, восстановившего им­ператорскую власть в лице Наполеона III. Созданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный ха­рактер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и полу­чил название Второй империи во Франции.

Авантюристическая внутренняя и внешняя поли­тика Второй империи способствовала краху этого ре­жима. После неудач в войне с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению фран­цузского императора, в Париже вспыхнули револю­ционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была

Вторая республика и конституция 1848 г. Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии ос­талась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не до­пустить нового революционного обвала государственной вла­сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать консти­туцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было ус­тановлено всеобщее избирательное право и исключался вся­кий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное соб­рание отражало широкий спектр политических сил: от мо­нархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голо­сами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических по­трясений, с недоверием относились к мятежному населе­нию Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

Консервативное большинство собрания предваритель­но намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сде­ланные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко по­давлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредитель­ного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии уме­ренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большин­ство Учредительного собрания было вынуждено использо­вать новые конституционные подходы и установки, учи­тывающие широко распространившиеся среди низших сло­ев населения эгалитаристские настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм. Но в ней была предпринята попытка дать но­вую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, за­крепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики. Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным дейст­вием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского пра­вопорядка. Пользование свободами не должно было выхо­дить за пределы "общественной безопасности" или за рам­ки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим услови­ем свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие, прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового по­слереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

Смотрите также:

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя «легитимной» (законной) династии — Людовика XVIII . Новые правители Франции должны были признать «перераспределение» земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и уничтожение феодальных отношений, а также новую администрацию Франции. Они согласились одарить Францию писаной конституцией, известной под названием Xaртии 1834 года, которая д.б. примирить верхи буржуазии с дворянством:

  • признавалось, что граждане «в равной степени допускаются к гражданским и военным должностям»;
  • верховная власть короля ограничивалась законодательными полномочиями палат и несменяемостью судей. Создавалось две палаты: верхняя, назначаемая королем, и нижняя, избираемая узкой коллегией, состоящей из лиц, уплачивающих не менее 300 франков прямых налогов;

Хартия хотела, чтобы «все французы жили братьями».

Людовик XVIII царствовал до 1824 года. Его место занял Карл Х (Артуа) — признанный глава французской реакции. Новый король вознаградил дворян, потерявших земли во время революции; затем восстановил смертную казнь за «оскорбление» католической религии. В 1830 году Карл Х издал 6 указов (ордонансов ): сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года . Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского . Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно — до 200 франков; для депутатов — до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.

Вторая республика : в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия : усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией — с другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год — неурожай, мировой торговый и промышленный кризис — революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля — в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы . Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику , и только ее.

Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских , дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. «Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа» . Убитых было 50 000 человек.

Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:

  • объявляла Францию республикой , ее принципы — свобода, равенство, братство , а ее основы — семья, труд, собственность и общественный порядок ;
  • оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;
  • всякая власть в государстве исходит от народа , не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;
  • отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;
  • узаконение всеобщего мужского избирательного права . Но зато был введен ограничительный пункт — шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.
  • каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: «Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства» ; «Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности» .
  • издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть — президенту республики (4 года, всеобщим голосованием — плебисцит ). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет «народного избранника», что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;

Вторая империя : В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон . Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что «именем французского народа» президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и «уравновешивающий» сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица . Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.

В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.

В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года . Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны» . Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

Вторая республика и конституция 1848 года. Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г., провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалительным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных.

Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не допустить нового революционного обвала государственной власти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать конституцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было установлено всеобщее избирательное право и исключался всякий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное собрание отражало широкий спектр политических сил: от монархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голосами провинциальных избирателей, т. е., главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических потрясений, с недоверием относились к мятежному населению Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня". Консервативное большинство собрания предварительно намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сделанные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко подавлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредительного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г., Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству". Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обязанность "путем братской помощи" обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г., сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия". Отдав дань настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, закрепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в., капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 г., прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г., строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим условием свободного правления"). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е., без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы. Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е., функции административной юстиции. Слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие, прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.

Июльская монархия стала периодом экономического подъема, индустриализации и образования новых колоний. Вместе с тем это был период сильных социальных возмущений - восстаний в Лионе и Париже в 1834 г., голодных бунтов 1846-1847 гг.

В республиканизме этих лет возникает наряду с реформистским также социалистическое учение, которое разрабатывали и проповедовали Сен Симон и Фурье. В эти же годы появились коммунисты, последователи философа уравнительного коммунизма Гр. Бабефа, казненного за свои взгляды и заговорщическую деятельность еще во времена термидорианской реакции. Радикальные требования типа "Гизо в отставку или смерть" сопровождались устройством баррикад и республиканскими лозунгами "Свобода, равенство и братство". Все это началось после запрета правительства на проведение банкета в пользу реформы избирательного права 22 февраля в Париже и затем переросло в кровопролитные столкновения манифестантов с войсками. Король отрекся от престола, а временное правительство под руководством А. Ламартина провозгласило республику. Среди политических требований этого периода выделяются требования "права на труд" и вспомоществования беднякам, включая освобождение их от судебных расходов, что привело к созданию специальной правительственной комиссии под руководством социалиста Луи Блана и с участием члена правительства от рабочих Альбера. Число таких требований постоянно росло, а возможности были более чем скромные. Частичный выход нашли в создании "национальных мастерских", где не имеющие средств к жизни граждане могли найти себе работу.

2 марта был принят Декрет о 10-часовом рабочем дне. Декретом 9 марта были отменены аресты за долги и долговые тюрьмы, которые воспринимались к этому времени не столько гарантией возврата долга, сколько удовлетворением чувства мести кредитора. Затем аресты за долги были восстановлены. Национальная гвардия сохранила право выбирать себе офицеров. Выдвигалось множество проектов по реформированию армии, включая превращение ее в национальную милицию (предложение Прудона). Предложение Пьера Леру (предшественника позиции Льва Толстого о непротивлении злу насилием и борьбе за дело не иначе как путем мученичества) об освобождении от военной службы лиц, отвергающих войны как варварство, противоречащее божеским и человеческим законам, а также требованиям исповедуемой ими религии, было встречено долгим хохотом. Выработкой новой конституции занималось Учредительное собрание, большинство в котором получили республиканцы. Затем шли монархисты (легитимисты, орлеанисты, бонапартисты), мелкобуржуазные демократы и совсем немного мест получили социалисты. В числе делегатов были представители политической и литературной элиты французского общества, такие, как политический философ и аристократ А. де Токвиль, философ современного анархизма П.Ж. Прудон, писатель Виктор Гюго. Временное правительство ушло в отставку, а на его место избрали исполнительную комиссию из пяти членов, куда вошли выдающийся парламентский оратор, поэт и историк А. Ламартин, редактор газеты А. Ледрю-Роллен, ученый Д Араго и др.

По новой Конституции законодательная власть вручалась Законодательному собранию, исполнительная - президенту. И депутаты и президент избирались на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права с 21 года и с цензом оседлости не менее шести месяцев. Право собственности включало право собственности на купленные общественные должности. Богатые сограждане могли откупить своих сыновей от службы в армии, поставляя в армию наемников. Конституция Второй республики от 4 ноября 1848 г., ничего не говорила о естественных правах и содержала множество декларативных положений, например о "более свободном шествии по пути прогресса и цивилизации", "введении более справедливого распределения общественных повинностей и выгод" и т. п.

Провозглашалось также, что свобода, равенство и братство - это принципы республики, а основа республики - это семья, труд, собственность и общественный порядок Республика будет строиться без новых потрясений, а лишь "последовательным действием законов и учреждений", с тем чтобы "поднять граждан на новую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Республиканские правительственные учреждения состояли из президента, избираемого на четыре года, Национального собрания с трехлетними полномочиями и Государственного совета, избираемого на шесть лет и наделяемого совещательными полномочиями при подготовке законопроектов и незначительными контрольными функциями. Социальные мотивы конституционного закона венчало положение по которому Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека.

Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Избранный 10 декабря 1848 г., президентом Луи Бонапарт осуществил через три года военный переворот и 2 декабря провозгласил восстановление империи и ряд других новаций, которые за тем были одобрены плебисцитом.

В Конституции от 14 января 1852 г., президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышался над всей пирамидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, оставив избирателям только участие в формировании третьего учреждения высшей власти - Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председательствует в сенате и Государственном совете.

Режим Второй империи. Луи Бонапарт, коронованный под именем Наполеона III (1808-1873), был третьим сыном голландского короля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по натуре, он рано и фанатично поверил в свое особое призвание и всюду демонстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою преданность наполеоновским идеям. В молодости он увлекался социалистическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сделать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены неимущие (пролетарии). Затем его идеалом стало полицейское государство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех - в Австрии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1866 г., Наполеон III недооценил значение войны Пруссии с Австрией, закончившейся блестящей победой его будущей губительницы. Развязав авантюрную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное поражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен возмущенными соотечественниками. Один из ощутимых итогов второго бонапартизма - создание централизованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение "вечных прав человека" в единственное право правителя - повелевать, а всех остальных - повиноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно "бонапартистским режимом". Для режима Второй империи стало характерным подчинение основных рычагов власти - армии, полиции, администрации - императору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Энгельса, "шайкой политических и финансовых авантюристов", способствовал спекуляции, промышленному развитию и вообще невиданному до тех пор экономическому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищничеством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извлекавших "крупный процент из этого обогащения".

Блестящий анализ уроков революции 1848 г., во Франции дан в работе К. Маркса "18 брюмера Луи Бонапарта". В ней тщательно охарактеризован момент социально-политической преемственности и новизны в работе "государственной машины" Франции и в правительственной деятельности как таковой с ее соответствующим социальным составом (сословия, профессии, группы с их правами, привилегиями и политическими устремленностями и домогательствами) и внешней социальной средой (общество, громадная бюрократическая и военная организация, централизованная правительственная власть и местные сепаратные власти). Революция до 2 декабря 1851 г., закончила половину своей подготовительной работы, пишет Маркс, она "довела до совершенства парламентскую власть", а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.

Первая Французская революция должна была развить далее то, что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину. Легитимная (1814 г.) и Июльская (1830 г.) монархии ничего не прибавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интересов, следовательно новые объекты государственного управления.

"Всякий общий интерес немедленно отрывался от общества, вырывался из сферы самодеятельности общества, противопоставлялся ему как высший, всеобщий интерес, вырывался из сферы самодеятельности членов общества и делался предметом правительственной деятельности, - начиная с моста, школьного здания и коммунального имущества сельской общины и кончая железными дорогами, национальным имуществом и государственными университетами Франции. Наконец, парламентская республика оказалась в своей борьбе против революции вынужденной усилить вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной власти. Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе" (Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта).

Анализ Маркса выдержан в духе теории непременной смены капитализма социализмом, которая будет сопровождаться непременным разрушением (сломом) аппарата управления государством, сложившегося как орудие своекорыстного управления господствующего класса при феодализме и затем при капитализме. республика революция конституция

Для нас в данном случае важен не вывод, а сам процесс конкретно-исторического, и в особенности сравнительно-исторического, анализа феномена исполнительной власти, а вместе с ним и феномена политической власти, известной как режим бонапартизма (т. е., режима правления Наполеона I и Наполеона III).