Мы строим дом
Поиск по сайту

Речевая карта логопедического обследования ребенка 7 лет. Логопедическое обследование детей с онр. Обследование сонорных звуков

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ

1. Исследование неречевых психических функций

а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов

Цель. Выявить состояние слухового восприятия.

Оборудование: дудочка.

Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:

- - . . -, - . . - -, - - . . ., . . . - - / - длительный звук, . -короткий звук/

б/восприятие и называние основных цветов:

Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.

Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных

цветов и оттенков.

Белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;

Оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.

Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?

в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:

Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.

Оборудование: разрезные картинки /из 5 – 8частей/

Логопед предлагает показать:

Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.

Складывание разрезных картинок из 5-8 частей.

Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.

Г/ состояние ручной моторики:

Цель. Выявить состояние мелкой моторики.

Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.

- «пальчики правой и левой руки здороваются»,

- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,

- «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,

- «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,

- «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».

Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений

правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.

2. Состояние звукопроизношения

Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.

Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:

Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.

С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.

Шесть сушек у шести старушек.

СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.

З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.

К-Х: Хомяк ходит по кухне.

Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.

ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.

Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.

Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.

3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.

Оборудование: зеркало.

Губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/

Зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд

зубов/,

Челюсти,

Прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,

перекрестный прикус/,

Твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,

субмукозная щель/,

Мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,

Язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/

4. Речевая моторика

Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.

Оборудование: зеркало.

А/ состояние мимической мускулатуры

Поднять брови вверх / «удивиться»/;

Нахмурить брови / «рассердиться»/;

Прищурить глаза;

Надуть щеки / «толстячок»/;

Стянуть щеки / «худышка»/.

Б/ состояние артикуляторной моторики

-- «Улыбка» - «Трубочка» под счет до 5;

-- «Часики»;

-- «Качели»;

-- «Цоканье».

Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,

неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,

заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,

пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного

движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном

положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с

задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.

А/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого

выдоха;

физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),

дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый, - глухой, монотонный).

6. Особенности динамической стороны речи

Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.

Темп, ритм, употребление основных видов интонации.

При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются

характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.

Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.

Логопед предлагает повторить фразы:

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Фотограф фотографирует детей.

На стройку приехал самосвал.

8. Состояние фонематического восприятия

Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.

Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.

А/ Повтори: ба-ба-па са-ша-са

Та-да-та жа-за-жа

Га-ка-га ча-ща-ча

Ба-бя-ба за-са-за.

Б/ Покажи, где и назови:

Зуб – суп

Крыса – крыша

Мел – мель

Бочки – почки

Миска – мишка

Круг – крюк

9. Состояние фонематического анализа и синтеза

Цель. Выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.

а/ Определение первого согласного звука в словах

/Скажи какой 1-й звук в слове?/

Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

б/ Определение последнего звука в словах

/Назови последний звук в слове/

Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

в/ Определение последовательности звуков в слове

/Какие звуки в словах?/

Мак, суп, лук, каша, рама.

г/ Определение количества звуков в словах:

Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

10. Исследование лексики

Цель: Выявить состояние активного словаря

а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/

Цель. Выявить умение ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.

«Назови одним словом, что это?»

Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,

«дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».

б/ Исследование глагольного словаря

Цель. Выявить состояние глагольного словаря.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Кто, какие звуки издает?

Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,

врач, повар, строитель.

В/ Номинативный словарь: называние частей тела, частей предметов

Цель. Выявить состояние словаря существительных.

Оборудование: предметные картинки

Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках

Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;

Части предметов одежды: воротник, манжета, петля;

Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;

Части окна: рама подоконник, стекло.

г/ Подбор антонимов:

Цель. Выявить умение пользоваться в речи словами – наоборот.

Логопед предлагает ребенку подобрать слово- наоборот

Добро-зло высокий – низкий

Горе -- … легкий -- ….

Друг -- … поднимать -- …

Хороший -- … давать -- …

Большой -- … покупать ---…

Широкий -- …

11. Состояние словообразования и словоизменения.

Цель: Выявить состояние грамматического строя речи

а/ Образование детенышей животных

Цель. Выявить умение образовывать детенышей животных.

Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.

У лошади – жеребенок

У коровы – теленок

У свиньи – поросенок

У собаки – щенок

б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа

существительных:

Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во

множественном числе.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Назови чего здесь много?

Много чего? – Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.

в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,

за, перед, около, из-за, из-под/.

Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными

Конструкциями.

Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на

Них видит. Логопед отмечает правильность употребления в речи предложно-падежных

конструкций.

г/ Согласование существительных и числительных:

Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.

Оборудование: предметные картинки.

Одна ложка – две ложки

Один гриб – три гриба

Три кошки – пять кошек.

д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Цель. Выявить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным

Значением.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед предлагает ребенку называть ласково:

Лиса – лисичка

Лист – листочек

Одеяло – одеяльце

Одеяло – одеяльце

е/ Образование относительных прилагательных:

Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки.

Сок из апельсинов – апельсиновый сок

Варенье из клубники – клубничное варенье

Кораблик из бумаги – бумажный кораблик

Человечек из пластилина – пластилиновый человечек

Человечек из дерева – деревянный человечек

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

ж/ Образование притяжательных прилагательных:

Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед предлагает ребенку назвать по другому:

Книга бабушки – бабушкина книга

Сумка мамы – мамина сумка

Хвост вороны – вороний хвост

Уши медведя – медвежьи уши.

з/ Образование приставочных глаголов:

Цель. Выявить умение использовать в активной речи приставочные глаголы.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед вместе с ребенком рассматривают сюжетные картинки. Логопед предлагает

рассказать, что на них изображено.

Отмечается правильность использования приставочных глаголов.

Что делает мальчик? /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/

12. Состояние связной речи.

Цель. Выяснить состояние связной речи.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».

Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.

нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,

«ринолалия» и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.:

Коррекционная педагогика, 2004. –104 с.

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций,СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.,2003.

  1. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения». –

М.: просвещение, 1988.

  1. Забрамная С. Д, Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-

педагогического обследования детей, М.: Коррекционная педагогика.: Владос. 2008

  1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в

развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.

  1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.

М.: Педагогика, 1989.

8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1989.

  1. Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного

возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. –2-е изд., -- М.: Просвещение,

2004. –164 с.

10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих

материалов. /Под. Ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.

11. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6лет. Рабочая тетрадь.: М. –

ЮВЕНТА, 2007. – 48 с.

  1. Стадненко Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных

медико-педагогических комиссий. // Дефектология, 1999. № 2.

  1. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

Речевая карта

1. Фамилия, имя 2. Дата рождения

3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил

5. Домашний адрес

6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:

Анамнез

1. Как протекала беременность, роды

2. Речевая среда

3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект

6. Внимание, память, работоспособность__________________

Состояние речевой моторики

2. Зубы, прикус

3. Подвижность языка

4. Состояние нёба и уздечки

Состояние мимической мускулатуры

1. Может ли изолированно закрыть один глаз

2. Равномерно ли поднимает брови

3. Может ли надуть щёки

4. Наличие синкинезий

Состояние общей моторики

1. Координированность движений

2. Какой рукой работает

Общее развитие ребенка

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Есть ли у тебя друзья?

Счёт прямой ______________________________________ обратный

Основные цвета ___________________________________ оттеночные

Ориентация во времени (вр. года, части суток)

Ориентация в пространстве

Обследование понимания речи

1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа

Обследование связной речи

1. Составление рассказа по картинке

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3. Пересказ

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


Обследование грамматического строя речи

1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:

кукла

стул

гриб

яблоко

карандаш

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:

ёлка

Женя

стул

гриб

Костя

3. Согласование прилагательных с существительными:

синий шар

красный флажок

синяя машина

красное яблоко

синее ведро

красная звезда

4. Согласование существительных с числительными:

стул

5. Употребление предлогов:

Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник

пылесос

б) показ и называние частей предметов:

донышко

носик

крышка

сиденье

спинка

ножки

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка

Помидор, морковь, репа, капуста

Яблоко, груша, персик, лимон

Кошка, собака, волк, ёж

Голубь, утка, воробей, ласточка

Шкаф, стол, кресло, диван

Автобус, электричка, машина, самолёт

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?

платье какое?

лиса какая?

б) подбор антонимов:

широкий

длинный

высокий

весёлый

толстый

больной

твёрдый

сухой

холодный

в) образование прилагательных от имён существительных:

ручка из пластмассы

сумка из кожи

матрёшка из дерева

стакан из стекла

сок из клюквы

шуба из меха

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост?

Чья морда?

3. Глагольный словарь:

а) что делают?

повар

учитель

врач

шофёр

кошка

собака

гусь

утка

петух

мышь

корова

лягушка

свинья

Звукопроизношение

Фонематический слух

1. Повторение слогов и слов:

ба-па-ба

са-ша-са

па-ба-па

ша-са-ша

да-та-да

ча-тя-ча

та-да-та

тя-ча-тя

ка-га-ка

ща-ся-ща

га-ка-га

ся-ща-ся

том-дом-ком

почка-бочка-точка

кот-год-ход

пашня-башня

почка-бочка

катушка-кадушка

2. Называние картинок (6 лет):

удочка-уточка мышка-мишка

цапля-сабля коза-коса

Анализ звукового состава слова

1. Выделение первого звука в слове:

Алик_________

утка ________

Оля ___________

эхо __________

Ира ___________

волк _________

мак _________

топор _________

каток ________

носки _________

2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):

пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары

Произношение слов сложной слоговой структуры

аквариум

экскаватор

памятник

библиотека

земляника

велосипед

сковорода

милиционер

сквозняк

простокваша

Логопедическое заключение

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет

Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.

1. Придумай окончание предложений

В воздухе зимой закружились первые … (снежинки) .

Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь) .

Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки) .

Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи) .

2. Скажи наоборот

(см. стимульный материал для ,

слайды 1-5)

Слон большой, а комар (маленький) .

Дерево высокое, а куст (низкий) .

Лев смелый, а заяц … (трусливый) .

Зимой холодно, а летом … (тепло) .

Дедушка старый, а внук … (молодой) .

Отмечается : понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,

на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку состояния фонематического слуха.

1. Запомни, повтори

па –ба___ та – да___ ка – га___

кот – год___ удочка – уточка___

2. Будь внимательным : «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш» ,

хлопни в ладоши»

Слова : домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.

Отмечается : фонематический слух – сохранный, развит

недостаточно, нарушен.

Задания на выявление уровня овладения словарём

1. Обобщение предметов по темам

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 6-9)

Транспорт___

2. Угадай предмет по описанию

«Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….

(яблоко) ;

оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….

(морковь) ;

зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….

(огурец) ;

красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….

(помидор) ».

3. Назови детёнышей животных

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 10-13)

У кошки ___ У лисы ___

У зайца ___ У волка ___

Отмечается : словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на выявление сформированности слоговой структуры.

Лестница ___ Аквариум ___

Фотограф ___ Лекарство ___

Велосипед ___ Температура ___

Отмечается :

Слоговая структура не нарушена

Негрубые дефекты слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры слов :

* парафазии (замены звуков, слогов)

* элизии (пропуски звуков, слогов)

* итерации (добавление)

* контаминации (часть одного слова соединяется с частью

* персеверации (циклическое повторение)

* перестановки звуков, слогов

* антиципации (замена предшествующих звуков

последующими)

Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка .

Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ

Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития , не сформирована.

Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.

1. Скажи со словом много

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 14-17)

Одно ведро, а много … (вёдер) .

Одно дерево, а много … (деревьев) .

Одно яблоко, а много … (яблок) .

Одно кресло, а много … (кресел) .

2. Назови предметы ласково

(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет ,

слайды 18-22)

Лопата - ….

Колокол - ….

Платье - ….

Откуда осенью падают листья?___

Кому нужна удочка?___

Чем ты смотришь?___

Чем ты слушаешь?___

На чём катаются дети зимой?___

Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован

недостаточно; не сформирован.

Логопедическое заключение.

Логопедическое обследование детей с ОНР

Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
Описание работы : данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
- где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
- проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
- проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
- проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
- проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
- подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
- также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
- картинка для называния частей тела(слайд 32)
- подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
- слов - синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
- состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
- «Назови первый звук в слове сок …»
- «Назови последний звук в слове мак…»
- «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
- «Определи последовательность звуков в слове сом»
- «Определи количество звуков в слове рак»
- «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Презентация на тему: Обследование речи детей