Мы строим дом
Поиск по сайту

Методическая разработка на тему: Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом". Классный час "войди в природу другом" Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух»

Елена Синицина
«Войди в природу другом.» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.

Программное содержание :

Учить детей, вести себя так, чтобы не навредить природе ;

устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;

бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений.

Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями .

Расширять и уточнять представления о растениях; растения луга, сада.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Употреблять предложения разных видов.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности;

-Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Методы и приёмы :

Сюрпризный момент;

загадывание загадок;

чтение стихов;

отгадывание кроссворда;

детские игры.

Словарная работа :

Первоцветы,

настурция.

Предварительная работа :

Заучивание стихов;

рассматривание красной книги;

подготовка ящика к посадке семян цветов.

Материал и оборудование :

Дидактические игры : «Первоцветы» , «Рост цветов» ;

шкатулка с семенами;

кроссворд;

ящик с землёй;

фартуки; чашки с водой;

полотенца;

«Красная книга» .

Ход занятия :(Дети стоят возле воспитателя )

Воспитатель :

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой-улей –пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети : Весной.

Воспитатель : Какие признаки весны вы знаете?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Как называются цветы, которые появляются весной первыми?

Дети : Первоцветы.

Воспитатель : Какие первоцветы вы знаете?

Дети : Подснежники, пролески, мать-и-мачеха, ландыши, примула.

Воспитатель : На нашей планете тоже выросли первоцветы, но подул ветерок и все цветы разлетелись. Соберём их?

Дети : Да.

Дидактическая игра : «Первоцветы» .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка. Интересно, что в ней лежит.

(высказывания детей)

Воспитатель открывает шкатулку , достаёт письмо, читает :

«Ребята, мы не знаем кто мы и, что мы…

Мы не знаем, для чего мы нужны, что с нами можно сделать…

Помогите нам, пожалуйста, разобраться в этом.»

дети рассматривают семена)

Воспитатель : Ребята, что это?

Дети : Семена цветов настурции.

Воспитатель : А для чего они нужны?

Дети : Чтобы посадить их в землю, вырастить красивые цветы и затем любоваться ими.

Воспитатель : Что нужно для роста всех растений?

Дети : Вода, земля, свет, тепло.

Воспитатель : Давайте вспомним, как постепенно с семян вырастает цветок.

/Дидактическая игра : «Рост цветка» . Дети работают по карточкам. /

Ребёнок :

Глубоко в тайниках земли

Не видя дня, не видя света,

Не видя яркой жизни лета,

Растений семена легли.

Работой их корней не слышной

И рос, и крепнул стебелёк,

И, наконец, расцвёл цветок,

Блистая красотою пышной.

Физ. минутка :

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

/Воспитатель с детьми подходят к цветнику/

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько здесь цветов. Как они называются?

Дети : Розы, лилии, гвоздики, пионы, примулы, подснежники.

Воспитатель : А как называется место, где растут все эти цветы?

Дети : Цветник, клумба.

Воспитатель : Посмотрите, какой здесь «мостик-кроссворд» , но чтобы через него пройти, нужно заполнить клеточки.

Дети загадывают загадки про цветы и заполняют кроссворд.

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Из сырой конурочки

Вылезли снегурочки :

Сели на тычине,

На её вершине,

И не тают на заре,

А ведь лето на дворе!

(Лилия)

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза)

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался стебелек.

(Одуванчик)

Все знакомы с нами :

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

(Гвоздиками)

Мои цветы - оранжевое пламя,

А листья - как зеленые медали.

В названии - восточная страна.

Ну что, ребята, вы меня узнали?

(Настурция)

Заполнив кроссворд, дети с воспитателем переходят через мостик

и подходят к ящику, наполненному землёй, для семян цветов.

Воспитатель : Ребята, вот мы и нашли, куда посадить семена настурции. Что мы с вами положили на дно ящика?

Дети : Камушки.

Воспитатель : Для чего нужны камушки?

Дети : Чтобы земля при поливе не уплотнялась.

Воспитатель : Как мы подготовили землю?

Дети : Землю перемешали с песком, чтобы легче было рыхлить.

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам помогу надеть фартуки и мы с вами посадим семена настурции.

/Дети надевают фартуки и сажают семена/

Воспитатель : Ребята, мы посадили семена, теперь они вырастут, и в нашем детском саду будет ещё красивее. А можно рвать цветы?

Дети : Нет.

Ребёнок :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успевают защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель : Чтобы мы с вами не остались одни редкие виды животных и растений занесены в Красную книгу. /показывает книгу/ Какие цветы, которые произрастают в Северной Осетии занесены в Красную книгу.

Дети : Плющ, ландыш, тюльпан, мак, камнеломка, шафран.

Ребёнок :

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, красная!

Значит природа в опасности !

Значит природа в опасности !

Воспитатель : Молодцы ребята! Теперь я знаю, что наш маленький кусочек большой природы защищён вами , и вы никогда не будете рвать цветы, уничтожать насекомых.

Публикации по теме:

Занятия по экологическому воспитанию (старшая и подготовительная гр) Программные задачи: -Формировать знания детей о способах охраны окружающей.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Царица вода» Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о воде, свойствах воды. 2. Закрепить представление о формах и видах воды. 3. Уточнить знания.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Красная книга» Цели: Формировать у детей основы экологической культуры. Задачи: 1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Живые существа у нас на окнах» Программное содержание: Закреплять знания детей о названиях растений, отличительных особенностях внешнего вида. Закреплять знания о строении.

МКОУ «Новоусманский лицей»

Данилова Валентина Ивановна-учитель начальных классов

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

В.Гете

«Во й ди в природу другом!» !(1 слайд)

(внеклассное мероприятие для учащихся 4 –Г класса )

(2 слайд)Цели мероприятия: (сл. 2)

  • 1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу.
  • 2. Ответить на вопрос: с какой целью создана Красная книга?
  • 3. Воспитывать любовь к природе.
  • 4. Учить правильному поведению в природе.

--- (3 слайд) Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В. Гете

---(4-5 слайд )Сегодня мы вспомним с вами, как прекрасна наша планета Земля! Ведь другой такой нет во Вселенной. Нас окружает удивительная природа. Леса и степи, горы и луга, реки и моря. Все это замечательно, но уже звучит тревожный звонок. Нашей планете грозит беда! В сказке «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери принц спросил у географа: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». Поэтому речь сегодня и пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к матушке Природе и почему же у нас плохая репутация во Вселенной. Мы говорим: «Природу надо беречь».

Для кого мы бережем природу? === Для человека.

А от кого мы охраняем природу? === От человека.

---(6 слайд) С тех пор, как человек появился на Земле, он старается покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

===(7-8 слайд) 1. Человек! Выбрасывает в окружающую природу отходы своей жизнедеятельности и страшные яды, которые убивают и калечат все живое.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы так редки.

===(9 слайд) 2. Человек! Вырубает и сжигает леса, а вместе с деревьями погибает и все живое.

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы…

===(10 слайд) 3. Человек! Создал автомобили и построил заводы, которые отравляют воздух вредными газами.

Заводы наши дышат смертью,

Давно завис над городами смог!

Он покрывает Землю словно сетью.

Ты, человек порвать пока ее не смог!

===(11-12 слайд) 4. Человек! Он покрывает землю огромным слоем мусора.

Химические отходы, ядовитые шлаки, пластик – миллионы тонн их попадает в океаны и моря, «мозолит глаза» на поверхности земли. А ведь сроки разложения мусора велики: пластиковые бутылки и фольга – 100 лет, аллюминевые бутылки – 500 лет, стеклянная тара – 1000 лет. Стоит задуматься!

---(13 слайд) Каждый из нас должен все время помнить, что общаясь с природой, мы оказываем на нее положительное и отрицательное влияние.

(14-15 слайд) (сценка «Отдых в лесу)

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем в игру-

« Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы, все ответили правильно. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым составить списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняютсязмеи
Охраняются даже цветы.

Но кроме Красной книги уже существует на Земле Черная книга природы (ее называют Книгой Памяти).В ней виды навсегда исчезнувшие с лица Земли. В их исчезновении прямо или косвенно виноваты люди! Перелистаем ее страницы. Природа трудилась над ними миллионы лет, а исчезли они в какие-то десятки лет!

Сверхзадача нашего века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке. Если каждый человек будет бережно относиться к природе своей Малой Родины, то и природа всей Земли будет сохранена. Давайте совершим небольшую фотоэкскурсию по Новоусманскому краю.

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, и солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

А сейчас ребята покажут нам экологическую сказку. Смотрите внимательно.

Давайте будем к тому стремиться. Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам. Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она?....

На перемене познакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.

Психологический тренинг. Воспитательный момент.

Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё.. Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: " Это я! Я - часть природы. Я - люблю природу. У меня есть такая чашка!"

Творческое домашнее задание по выбору:

а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».

б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зарубина Л.Я. Экскурсия в Арбеновский лес. Журнал «Биология в

Школе», № 3, 1996.

2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,

1986.

3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологи-

Ческой культуры. – Педагогическая инициатива, 2005.

4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе –

«девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.

5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.


МБОУ Жаворонковская средняя общеобразовательная школа



Прогулка. (С. Михалков )

1 .Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! 2 .Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. 3 .Мы по бережку прошли И поляночку нашли. 4 .Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. 5 .Мы по бережку прошли, Место новое нашли

6.Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! 7 .Мы прошли, конечно, мимо


8.– Эй, ребята!

7.– крикнул Дима,

8 –Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! 9 .Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли Веселились, как могли: 10 .Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! 11 .И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. 12 .Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!


игра «Если вдруг…».

  • Если люди уничтожат все цветы на Земле, то...
  • На городских пляжах перестанут убирать территорию …
  • Вырубят все леса на земле …
  • Если закроются все заводы по переработке мусора…
  • Разрушат горы…

«Экологическая разминка»

  • Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет?
  • Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти?
  • Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы?
  • Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет?
  • Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем?
  • Птенцы какой птицы не знают своей матери?
  • Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего?
  • Назовите причины осеннего листопада?

Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух».

  • В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой?
  • Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение?
  • Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка?
  • Почему ВОЗ не рекомендует использовать плееры с наушниками?
  • Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие?
  • Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют?






-«Экоэрудит».


«Экоэрудит».

Кит - большая рыба?

Белые медведи нападают на пингвинов?

Пауки - насекомые?

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии?

Сосна – светолюбивое растение?

Можно ли назвать ласточку хищной птицей?

Одуванчик – лекарственное растение?

Самый ядовитый гриб в России - мухомор?

Предок домашней собаки – дикая собака Динго?

Слон – самое крупное млекопитающее?

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»?

«Эконевидаль».

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

Б-Воробей

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

Б-Броненосец

Г-Дикобраз

7-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

Б-Грецкий орех

Г-Миндаль






Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая игра "Войди в природу другом"

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Используемое оборудование:

  • иллюстрации стихийных бедствий;
  • выставка литературы по экологии;
  • паспорт планеты Земля для заполнения дома (домашнее задание).

Мотивация. Информация для учителя.

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа "В мире животных”. Презентация . Слайды № 2-8 . Читает учитель на фоне приглушенной музыки.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (Природа)

Сообщение целей занятия. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) "Планета Земля”. Дети играют в игру "выбери предмет” - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16).

Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на слайд № 9 (перекресток).

Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17 . На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть мышкой по сказке № 1, или № 2.

Пояснение для учителя. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы.

В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступков в отношении природы.

Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Для начальной школы более традиционным является такой подход как борьба добра и зла, отношения между людьми. Мы будем анализировать сказки с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. Мы рассчитываем на то, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Народные сказки во многом "экологичны”: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

Учитель. Сказка № 1. "Теремок” (переходим по гиперссылке на слайд № 18 ). Задание "Угадай сказку”. Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка - квакушка, заюнок – кривоног, по горке скок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетыш. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки "Теремок”). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20 . На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми можно применить экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели – природу. В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении какого-либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать "Теремок” как Природу, а человечество выступает в роли "Медведя” вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

Учитель. Далее переходим на слайд "Народные сказки” (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). Здесь используется такой прием, как сказочные вопросы. В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной? Беседа о воде. Что такое чистая вода? Какие опасности таит незнание вопроса о чистоте воды. Дети рассуждают вместе с учителем. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22 .

Учитель. Экологическая игра "Паутина жизни”.

Место проведения: класс.

Участники: не менее 5 человек.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Возможен другой вариант (он используется в нашем занятии и слайд № 23 поможет в этом) включены звуки природы и звуки антропогенного влияния на природу): дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Перекресток. Гиперссылка на слайд № 24 . Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Учитель начальных классов. Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 31 . Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?
  2. Красный цвет – сигнал тревоги?
  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду № 32 . Учитель делает небольшое сообщение "Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов - список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины.

Дети читают стихи.

Охраняются Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц. А. Пахмутова

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. Д.Родович

Возвращение на перекресток. Слайд № 9

Учитель. Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 33 . Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Ответную реакцию природы мы можем наблюдать. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

Подводим итоги. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина "Берегите Землю!”.

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю! Берегите!

Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
  5. Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997. – 120 с.
  6. Экологическая игра: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/038.htm

Людмила Кудрявцева
Сценарий мероприятия «Войди в природу другом»

Цель :

Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Задачи :

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы .

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы .

Форма проведения : КВН для семейных команд.

Место проведения : музыкальный зал или групповое помещение.

Подготовка : анкеты для родителей, тематические поделки из природного материала , выпуск семейных экологических газет.

Оборудование : плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу » , плакат с ребусами, набор карточек животных, глобус, цветы для танца девочек, магнитола, медали, призы-альбомы для рисования и краски,сова игрушка

План проведения :1. Вступительное слово.

2. Приветствие команд и конкурс эмблемы.

3. Разминка «Вопрос-ответ» .

4. Танец девочек «Волшебный цветок»

5. «Живая пантомима» .

6. Конкурс капитанов и их помощников.

7. Музпауза «Береза» - танец.

8. Вопросы для болельщиков.

9. Конкурс «Музыкальная разминка» для команд.

10. «Логические задачи» .

11. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

12. Конкурс плакатов и газет «Домашнее задание»

13. Подведение итогов конкурсной программы.

14. Решения собрания.

Ведущий : Дорогие друзья! К. Паустовский, наш замечательный писатель, сказал : «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» .

Звучит мелодия песни «Широка страна моя родная» .

Дети читают стихотворения.

Ребенок 1. Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Один из детей выносит глобус, другой держит плакат с надписью : «Берегите Землю эту!» . Они торжественно проходят по залу, останавливаются в середине зала, глобус ставят впереди себя.

Ребенок 1. Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!

Ребенок 1. Берегите Землю эту!

Ребенок 2. Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу-

Вместе. Любуюсь я на красоту!

Природа наше богатство , сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Человек-это часть этой природы . Вдумайтесь призыва М. Пришвина : «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Девиз нашего собрания : «Прикоснись к природе сердцем » . Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала , сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.

Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране . Соревноваться предстоит 3 командам, в состав которых входят дети и их родители.

Поприветствуем наших отважных участников! Команду-победительницу ждет награда.

Команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас! 1-й конкурс. Представление и конкурс эмблем. Каждая команда с выбранным названием должна себя представить. 2-й конкурс «Вопрос-ответ»

Почему лес называют зеленой аптекой?

Какие цветы растут ранней весной?

При каких заболеваниях используется липа?

Где уши у кузнечика?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц ?

Какую траву любят кошки?

Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

Из какого дерева делают спички?

Какие грибы появляются первыми?

Музыкальная пауза : музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» исполняют девочки.

3-й конкурс «Живая пантомима» . Каждая команда показывает живую пантомиму(3 объекта природы , другие команды должны отгадать.

4-й конкурс «Капитаны» . Капитаны рассказывают стихи о природе .

Задание помощникам капитанов (детям) - ребусы

Музыкальная пауза : танец «Береза»

Вопросы для болельщиков :

Какие птицы едят грибы? (Глухари)

Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко)

У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха)

Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза - в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

5-й конкурс «Музыкальная разминка» . Кто кого перепоет- песни о природе (по одному куплету)

6-й конкурс «Логические задачи» .

Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на 3 группы : медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

Задание 2. Распределите животных по способу их передвижения : бегают, прыгают, летают, ползают, плавают.

7-й конкурс. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

8-й конкурс. Домашнее задание. Защита красочного плаката или экологической газеты.

Ведущий : Берегите и охраняйте природу . Помните : Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло - 1000 лет.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!

Подведение итогов. Вручение знатокам сову-символ мудрости.

КВН закончен, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание :

И о природе – одной - позаботиться можем вполне!

Дети и взрослые исполняют песню «мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского) .

Решение родительского собрания :

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом : школа, станции юннатов, музеи, экологические организации другие субъекты .

Литература :

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс». 2004.

2. Неволина, Е. Большая книга животных. – М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» , 2003.

3. Смирнова, В. А. Тропинка в природу . – СПб.: Союз, 2003.

4. Энциклопедии серии «Обо всем на свете» : растения; комнатные растения; птицы; насекомые; человек; Земля. – Лондон : Дорлинг Киндерсли, 1998.

Приложение :

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

1. Есть ли у вас дома животные? Какие?

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок?

5. Бываете ли вы с ребенком на природе ? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду ?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.