Мы строим дом
Поиск по сайту

Фреска картины известных художников. Что такое фреска, ее история и современность. Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело


КАКИЕ ФРЕСКИ САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ?
Фреской называют и технику монументальной живописи, и то произведение, которое выполнено в этой технике. Из предыдущей главы ты узнал историю одной из самых знаменитых фресок в мире. Но фресковой росписью занимались многие великие живописцы: Джотто, Микеланджело, Рафаэль – художники Возрождения; древнерусские мастера Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Наверное, самый известный фресковый ансамбль – это роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Ватикан – город-государство в центре Рима, в котором располагается резиденция римского папы, главы католической церкви. Огромный дворцовый комплекс в Ватикане состоит из множества залов и комнат, и почти все они украшены росписями, в основном на религиозные сюжеты. Потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело Буонарроти в 1508–1512 годах.

Сикстинкая капелла. Рим, Ватикан

Микеланджело, как Леонардо да Винчи, был одним из самых великих мастеров эпохи Возрождения – скульптором, архитектором, живописцем.
В Сикстинской капелле, в центральной части потолка изображены эпизоды самой первой книги Библии – книги Бытия. В ней рассказывается о сотворении мира и человека, и фрески Микеланджело показывают, как Бог отделил свет от тьмы, землю от воды, сотворил луну и солнце, а потом первых людей на земле. А по сторонам от этих композиций – изображения пророков и пророчиц (сивилл), возвестивших миру будущее появление Христа.

Микеланджело. Пророк Даниил (слева) и Кумская сивилла (справа). Фреска Сикстинской капеллы. 1508–1512. Рим, Ватикан

Почему же фрески Микеланджело так знамениты? На этот вопрос трудно ответить в двух словах – этим росписям посвящены десятки толстых книг. Наверное потому, что впервые библейская история была представлена безо всякой условности, и так убедительно, как будто художник увидел эти события собственными глазами. И в то же время здесь во всем ощущается фантастическая божественная энергия, которая воодушевляет мир. Фигуры Микеланджело величественны, наполнены силой. Кстати, слово «монументальный» часто используют как синоним слов «величественный», «грандиозный» и даже «огромный». Поэтому живопись Микеланджело поистине монументальна.
В Ватиканском дворце работал и еще один из великих художников Возрождения – Рафаэль Санти. По традиции трех прославленных итальянских мастеров – Леонардо, Микеланджело и Рафаэля (как и некоторых других художников) – обычно называют просто по именам, так как они настолько знамениты, что незачем указывать их фамилии, сразу ясно, о ком речь. Самая известная фреска Рафаэля – «Афинская школа», где изображены древнегреческие философы и ученые.

Рафаэль. Афинская школа. 1509–1511. Фреска Станцы делла Сеньятура. Рим, Ватикан

Так сложилось, что XV–XVI века, когда в Италии работали Леонардо, Рафаэль и Микеланджело, были временем расцвета и для русской монументальной живописи, хотя древнерусские художники вовсе не были знакомы с работами своих итальянских коллег. Они писали иконы и расписывали не дворцы, а храмы.
Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев. Ему принадлежит цикл фресок в Успенском соборе в старинном русском городе Владимире.

Андрей Рублев. Страшный суд. 1411. Фрески Успенского собора, Владимир

Сюжетом фресок стал Страшный суд, о нем рассказано в последней книге Библии, которая называется «Откровение» (по-гречески – «Апокалипсис»). Там рассказано о том, что ждет человечество в конце мира. Каждого человека Христос будет судить за все, совершенное на жизненном пути. Во фресках Рублева можно увидеть ангела, который трубит, возвещая начало Суда, «небесное воинство» – ангелов и апостолов, учеников Христа, встречающих человеческие души на небесах. Иоанн, Матфей, Лука и Марк, авторы четырех Евангелий, повествующих о земном пути Христа, держат на коленях свои книги. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов спокойные и кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству.

Андрей Рублев. Страшный суд. 1411. Фреска Успенского собора, Владимир

Правда, фрески Рублева сохранились очень плохо из-за большой влажности внутри Успенского собора, копоти от сотен свечей, безграмотных реставраций.
Через сто лет после фресок Рублева, в начале XVI века был создан еще один знаменитый фресковый цикл. Его автором стал художник Дионисий. Он расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, недалеко от Вологды. Фрески посвящены жизни или, правильнее, житию Богоматери. С первого взгляда живопись Дионисия восхищает своим радостным строем и нарядностью. Краски и поныне сохранили свою яркость, особенно сияющий голубой фон, так что при входе в храм кажется, что вместо стен взгляду открывается лазурное небо, которым освещены и освящены события, описанные в Евангелиях.

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. 1500-1501. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

ЧТО ТАКОЕ МОЗАИКА?
Мозаика – наверное, самый необычный вид живописи. Ее и живописью-то назвать трудно, потому что мозаичное изображение не пишут красками, а набирают из кусочков цветного камня или специального непрозрачного стекла – смальты. Слово «мозаика» произошло от латинского слова «музивум», что означает «посвященный музам». В греческом и латинском языках слова «мозаика» и «музей» – родственные. В Древней Греции музеем называлась священная роща или храм, посвященный музам, богиням-покровительницам искусства. А мозаикой – изображения, тоже посвященные музам. Прославление богинь искусства было делом серьезным, ведь музы понимают толк в живописи. И произведения, посвященные им, должны были отличаться особой красотой и долговечностью. Поэтому их выкладывали из камня, они не боялись ни грязи, ни воды. А словом «мозаика» впоследствии стали называть любое изображение из разноцветных кубиков, и сейчас уже многие не знают о том, что своим названием этот вид живописи обязан музам.
Мозаика делается так: на стену наносится вязкий слой грунта (смесь извести или цемента, воска и мастики) а затем камни или смальта, по предварительно нанесенному рисунку, кубик за кубиком вдавливаются в грунт и прочно закрепляются в стене. Это – очень долгая и кропотливая работа: для облицовки стены храма или дворца необходимы сотни тысяч цветных кубиков!
В эпоху античности для мозаик использовали различные породы камня и разноцветный мрамор. Самая знаменитая античная мозаика была найдена в одном из домов в Помпеях. Она изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием (эта битва произошла в 331 году до нашей эры, Александр в ней одержал победу). А мозаика выполнена около 100 года до нашей эры. Это – одно из первых в мире произведений, изображающих действительное историческое событие. Мозаика имеет площадь в 15 кв. м (это комната средних размеров в современном доме) и сложена из полутора миллионов кубиков.

Битва Алесандра Македонского с Дарием. Около 100 до н. э. Мозаика, Помпеи

Битва Алесандра Македонского с Дарием. Фрагмент мозаики

Наивысшего расцвета искусство мозаики достигло в Средние века в Византии. Когда варвары в V веке нашей эры разгромили Римскую империю, ее восточная часть, со столицей Константинополем, уцелела и стала самостоятельным и очень могущественным государством, центром православного христианства. Древнее название Константинополя – Византий, поэтому государство именовалось Византия. Именно из Византии христианство пришло на Русь. Древнерусская летопись рассказывает, что в конце Х века князь Владимир отправил послов в чужие земли, чтобы испытать, какая вера лучшая для Руси. Послы приехали в Константинополь, и константинопольский патриарх привел их в главный византийский храм Св. Софии, поставил на лучшем месте и показал им всю красоту и великолепие храма и церковного ритуала. Послы были восхищены этой красотой: им показалось, что они очутились на небесах, поэтому они решили, что лучше всего для Руси – православная вера.
Богатые византийские храмы всегда украшались мозаиками. Для изготовления мозаичных кубиков строились специальные мастерские, где варили цветное стекло-смальту. В стеклянную массу добавляли чистое золото и выкладывали золотой фон. Кубики смальты разной величины и формы укреплялись на стене под углом друг к другу, так что свет по-разному отражался от разных кубиков, и мозаики переливались всевозможными цветами, как будто светились. Возникало впечатление, что пространство не ограничено стенами, а разомкнуто в беспредельность золотого сияния, где парят фигуры святых и ангелов.

Мозаичное убранство алтаря церкви Санта-Прасседе. IX век. Рим

Триумф святого Креста. Фрагмент мозаичного убранства алтаря церкви Сан-Клементе. XII век. Рим

Знаменитый мозаичный ансамбль сохранился в городе Равенне (Италия), в церкви Сан-Витале. Он выполнен в VI веке и изображают византийского императора Юстиниана и его супругу императрицу Феодору в окружении придворных. Это Юстиниан построил константинопольский храм Св. Софии. На мозаике церкви Сан-Витале он изображен с тяжелой золотой чашей в руках – это дар для церкви.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале. VI век. Равенна

Искусство мозаики – очень сложное. Поэтому когда православные храмы стали строить на Руси, то для их украшения приглашали умелых мастеров из Византии. Византийские мастера создали мозаики в одном из самых знаменитых храмов Древней Руси – храме Св. Софии в Киеве. В алтаре храма – изображение Богоматери с поднятыми вверх руками. Это Оранта (по-гречески – «молящаяся»). Уже в древности ее прозвали «Нерушимая стена» – она как будто защищает храм.

Мозаичное убранство алтаря храма св. Софии. XI век. Киев

После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Не стало мастеров-мозаичистов, утрачены оказались секреты изготовления смальты. В XVIII веке в России мозаичную технику возродил великий ученый М.В. Ломоносов. Он построил большую мастерскую, где варили цветное стекло, а его ученики украшали мозаичными картинами дворцы русских императоров.

Пожалуй, никому не нужно объяснять, что такое фреска. Каждый школьник скажет, что это техника росписи по сырой штукатурке. Искусству фресковой живописи не одна тысяча лет. Мастера многих стран и эпох выбирали этот способ воплощения своих художественных идей. Благодаря уникальным свойствам фрески, сегодня мы имеем возможность созерцать изображения, созданные несколько веков назад. Приглашаем вас в увлекательное путешествие по странам и континентам для того, чтобы посмотреть на самые известные фрески мира.

1.Фрески Кносского дворца. Крит, Греция, конец XVII - начало XVI в. до н. э.

Кносский дворец - выдающийся и самый популярный памятник критской архитектуры, который в греческих мифах называли лабиринтом. Стены покоев дворца покрыты изысканными фресками. Преобладающие цвета изображений — красный и черный. Детальная прорисовка некоторых лиц на фресках натолкнуло ученых на мысль, что художники писали их с натуры. Среди фресок Кносского дворца, как и во всем искусстве Крита, важное место занимает изображение быка. Животное, вероятно, играло важную роль в хозяйственной жизни критян, в их религиозных и мифологических представлениях. Одно из самых известных изображений Кносского дворца — фреска с акробатами — юношами и девушками, прыгающими через стремительно бегущего быка. Они все одеты одинаково — с повязками на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Их движения свободны и ловки. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. По-видимому, эти особенности считались признаками красоты. Возможно, что такие опасные упражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл.

2. Фрески храма Брихадишвары. Штат Тамил-Наду , Южная Индия, начало II в. н.э.

Храм Брихадишвары - великолепный архитектурный ансамбль с изысканной резьбой - хранит самые древние фрески Южной Индии. Несколько лет назад Общество Археологических Изысканий Индии обнаружило, что в храме под настенными росписями святилища находятся первоначальные фрески, периода династии Чола. Тщательная реставрация открыла уникальную настенную живопись с изображениями Шивы во множестве его великолепных поз, со своими спутниками и танцорами. Одна из фресок изображает Шиву на гигантском белоснежном быке. Бык — популярное олицетворение мужской созидательной силы, благодаря которой непрерывно обновляется и продлевается существование Земли.

3. «Оплакивание Христа» Джотто, Капелла дель Арена, Падуя, Италия, 1302-1305 гг.

Джотто ди Бондоне был одним из тех талантливых и дерзких живописцев, которые разрушают сложившиеся стереотипы и творят уверенной рукой собственное художественное пространство. До появления его полотен итальянские художники придерживались средневековых канонов и византийской техники живописи. Плоские стилизованные фигуры таких фресок воспринимались скорее как символы, чем как реальные персонажи, способные чувствовать.

Расписывая Капеллу дель Арена в Падуе, Джотто полностью отказался от средневековых принципов изображения и создал объемные, почти осязаемые изображения, которые превращают бесстрастного созерцателя в активного участника библейских событий. Художник связал в единое целое 38 сцен из жизни Девы Марии и Христа, представив евангельские сюжеты как реально существующие события и создав тем самым величественный эпический цикл.

Над входом в здание помещена фреска «Страшный суд» - центральное изображение капеллы и одно из самых ярких творений мастера. Все персонажи картины вовлечены в действие, местонахождение и жесты каждого можно понять и логически объяснить. Герои выписаны с необычайной точностью, а детали образов создают яркую и целостную картину. Душевное состояние героев - отчаяние, глубокая скорбь и печаль - легко читаются в выражении их лиц и позах. Эта фреска принесла Джотто заслуженную славу. Благодаря этой работе его имя вошло в число великих мастеров живописи.

4. «Страшный суд» Микеланджело, Сикстинская капелла. Рим, Ватикан, 1508-1512 гг.

Сикстинская капелла в Ватикане - настоящая сокровищница мирового искусства. Потолок и алтарную часть здания покрывают удивительные по красоте фрески Микеланджело. Роспись свода представляет собой сложную систему сменяющих друг друга композиций и образов. Но особое внимание привлекает алтарная стена, на которой изображена легендарная фреска Микеланджело - «Страшный суд», которую специалисты называют самым зрелым произведением мастера. Сюжет фрески вполне традиционен для храма. Однако живописец здесь отступает от канона и изображает не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало. Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников и грешников. Отстраненность героев традиционных религиозных фресок здесь уступает место настоящим человеческим эмоциям. Вот Мадонна, сидящая по правую руку от сына, отвернулась, не в силах выносить происходящее. Ей по-матерински близки людские страдания. Лица и жесты грешников выражают страх, отчаяние, мольбы о прощении. Все герои полотна детально прописаны и индивидуализированы. Однако частности здесь полностью подчинены целому, а каждая личность - общему людскому потоку. Так создается художественное и смысловое единство фрески, одного из самых ярких образцов монументальной живописи.

5. «Афинская школа» Рафаэля, Станца делла Сеньятура. Рим, Ватикан, 1509—1511 гг.

Микеланджело - не единственный великий художник, приложивший руку к росписи стен Ватиканского дворца. Чести украсить фресками его парадные залы (станцы) удостоился знаменитый Рафаэль. В Станца делла Сеньятура Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила») и философию («Афинская школа»). «Афинская школа» получила особую популярность из-за своего необычного сюжета. На фреске изображены знаменитые мыслители. Рафаэль поместил на одно полотно не только философов-современников, но и тех, кто жил в другие эпохи и в других странах. Так на фреске мастера гармонично соседствуют Платон, Аристотель, Парменид, Зенон, персидский философ-мистик Зороастр и многие другие философы. Всего на фреске представлено более 50 фигур. Таким образом «Афинская школа» изображает идеальное сообщество мыслителей классической эпохи и прославляет мощь разума, объединяющего пространство и время. Примечательно, что изображая мыслителей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Так в образе Платона, фигура которого помещена в композиционный центр фрески, живописец изобразил Леонардо Да Винчи.

А какие фрески вы считаете самыми известными? Возможно, этот перечень необходимо дополнить?

Фреска – техника живописи по сырой или сухой штукатурке с помощью красок и кистей. В Средние века и эпоху Возрождения использовался метод рисования только по сырой штукатурке, которая после высыхания образовывала пленку, что делало фреску долговечной. Сегодня фреской в интерьере называют любую настенную живопись красками, с помощью кистей и аэрографа, что облегчает работу по монтажу.

В современном интерьере можно встретить фреску в разной технике и разным рисунком, которая может быть нанесена не только на штукатурку, но и другую основу. Данный вариант оформления подойдет для классического интерьера, где соблюдены все каноны отделки и меблировки, а также для современного дизайна.

Разновидности фресок

Сегодня не обязательно приглашать художника для росписи стен, достаточно заказать современную фреску, которая в составе имеет только природные компоненты, такие как песочная смесь, известь, краски, клеевая смесь. Рисунок может быть выполнен по фото или эскизу. Существует большой выбор фресок для интерьера, таких как: на штукатурке, на флизелине, на холсте, на самоклеящейся и на жесткой основе.

На фото интерьер с тематической фреской из быта эпохи Средневековья, которая занимает две стены просторной столовой в классическом стиле.

На основе штукатурки

Настенная фреска на основе штукатурки подойдет для классического интерьера. Техника приближена к созданию античных фресок. Изготавливается из штукатурки на основе монтажной сетки. Рисунок наносится красками. Крепится на стену или потолок клеем, края декорируются штукатуркой, таким образом рисунок выглядит влитым в стену.

Роспись на флизелине производят с помощью принтера для фото обоев. После нанесения рисунка или фото, изображение состаривают. Наносить можно на слегка неровные стены по технологии флизелиновых фото обоев. Такая фреска может быть выполнена на всю стену с пейзажем далекой Венеции или Парижа.

Данный вид пользуется большой популярностью. На холст наносится штукатурка, затем рисунок. После этого применяется метод искусственного состаривания и покрытие воском. Может быть выполнена по эксклюзивному фото, или быть стандартной, быть в раме или без. Фреску без рамы можно приклеить к стене с помощью обойного клея. Пыль убирать нужно только сухим способом.

На фото фреска, которая в композиции с арками создает имитацию открытого балкона. Для такого интерьера стены должны быть нейтрального цвета.

На самоклеящейся основе

Фреска на самоклеящейся основе производится с помощью цифровых технологий. На готовое фото нужного размера наносится с лицевой стороны песок и самоклеящаяся пленка – с другой. Такую фреску можно клеить на затертую и обезжиренную поверхность потолка или стены. Похожа на фото обои и из-за тонкой толщины не скрывает дефекта стен.

На жесткой основе

На жесткой основе делают роспись, которая ограничена в размере (максимальный параметр 3х1,5 метра). Печатается на жесткой подготовленной дощечке, в интерьере может быть оформлена в рамку, или просто приклеена на стену.

Нанесение готовой фрески и место расположения

Эластичную фреску, которая похожа на фото обои, крепится на клей и выглядит органично со стеной, вариант на жесткой основе будет иметь выступы как у картины.

Алгоритм нанесения полотна:

  1. Провести подготовительные работы по выравниванию поверхности стены, она должна быть гладкой, провести замеры фрески и поверхности.
  2. Нанести клей для флизелиновых фото обоев на стену и обратную сторону росписи, которая затем станет мягкой, поэтому важно ее не сломать.
  3. Приклеить и убрать пузырьки из-под полотна. Неровности уйдут после высыхания.

Расположение на стене

Как и фото обои фреску в интерьере чаще всего используют для декора стены. Ее размер может быть любого формата и формы, от квадрата до эллипса. В большом помещении она может занимать всю стену.

Расположение на потолке

Для того чтобы украсить потолок можно использовать роспись вместе с лепниной из гипса, или полиуретана. Потолок должен быть высоким чтобы он не «давил» рисунком на стены.

В качестве декора

В качестве декора можно украсить выступы, ниши, колонны. Можно оформить фрески в интерьере с помощью рамок и молдингов.

На фото фреска с репродукцией картины Микеланджело «Сотворение Адама», которая украшает нишу над лестницей. Такой вариант подходит для классического интерьера.

Особенности применения в стилях

При выборе размера фрески и ее тематики нужно отталкиваться от размера помещения, расстановки мебели и стилевого решения.

Современный

Для современного интерьера подойдет фреска с абстракцией, геометрией, простыми разводами с переходом цветов. Также подойдут сюжетные изображения, особенно для детской.

Классический

Для классики подойдут репродукции мировых шедевров живописи, изображения цветов, натюрморта. Цветовая гамма остается нейтральной. Из всех видов росписи подойдут на холсте, на штукатурке, на жесткой основе. В классическом интерьере важную роль играют белые или золотые рамки, поэтому можно их использовать.

На фото фреска на основе штукатурки в пастельных оттенках с изображением природного ансамбля замка выглядит ненавязчиво и нежно в светлом классическом интерьере.

Прованс

Стиль прованс можно подчеркнуть с помощью цветной фрески с цветами пастельных тонов или лавандовым полем. Для большого изображения требуется отдельная стена, которая не будет заставлена мебелью. Фреска станет акцентом всего помещения, поэтому важно не перегружать интерьер дополнительными элементами декора.

Сочетание с другими материалами

В качестве отделочных материалов, с которыми хорошо смотрится роспись, выступает штукатурка, матовая краска, обои, камень. Венецианская штукатурка вместе с изображением смотрится в интерьере гармонично и естественно. Также подойдет декоративная штукатурка (жидкие обои). При поклейке на флизелиновые обои нужно использовать качественный клей. Лучше, чтобы обои были без орнамента и крупного рисунка.

Выбор дизайна и изображения

Рисунком можно разделить помещение на зоны или создать акцент. Выбирать тематику изображения нужно исходя из стиля помещения. Для классического интерьера можно использовать известные картины, стилизованные портреты по фото, исторические панорамы, цветы, лик святого. Также из фресок можно сделать иконостас. Для потолка подойдет рисунок неба с облаками, летящими птицами или ангелами.

На фото изображение неба и окантовка лепниной на потолке создают имитацию окна, делают интерьер воздушным. Такой дизайн подойдет для низких или темных комнат.

В современном интерьере подойдут абстрактные картины, где акцент сделан на форме и цвете. Также популярны изображения с имитацией вида из окна или балкона на панораму города или пляж. Рисунок ветвей и цветов может быть, как в пастельных, так и в ярких оттенках.

Декор помещений в квартире

Кухня

Для интерьера кухни и столовой подойдет натюрморт, имитация вида из окна, фрукты, цветочные композиции. Для создания акцента на обеденной зоне можно применить вид на лес, горы, водопад.

На фото фреска на каменной акцентной стене кухни выглядит органично за счет удачного подбора рисунка и хорошего искусственного освещения.

Гостиная

В интерьере гостиной можно использовать картину с сюжетом, фото старого города, своего портрета. В классической гостиной будут уместны рамки, а в стиле кантри – окантовка из камня. Цветовое решение должно совпадать с общей концепцией комнаты.

Спальня

Для интерьера спальни подойдет картина облаков на потолке, ангелов, цветов в пастельных оттенках, морские пейзажи, которые помогут расслабиться. Здесь неуместно изображать людей или сюжеты из-за громоздкости.

На фото стена у изголовья кровати в спальне классического стиля задекорирована росписью на флизелине и белыми фальш-колоннами из полиуретана. Контраст с цветом стен гармонично сочетается в интерьере.

Прихожая

Для узкой прихожей нужно использовать светлую фреску вдоль стены. Для декора коридора без окна подойдет изображение открытого окна с видом на природу.

Детская

В интерьере детской роспись должна быть понятной для ребенка. Это может быть сюжет сказки, герой мультфильма. Лучше всего, чтобы фреска была напротив кровати, чтобы малыш рассматривал ее перед сном.

Фото галерея

Видоизмененная фреска сохранилась как декор и пользуется популярностью в интерьере. С современными фресками легко работать без привлечения художника. Авторский декор или фреска по фото создаст неповторимый интерьер. Ниже представлены примеры использования фресок в комнатах различного функционального назначения.

Самые таинственные фрески мира faro_blog wrote in June 28th, 2012

Current Mood: artistic

Я уже делала пост о знаменитых фресках . Сегодня пришла очередь поговорить о тех фресках, которые стали знамениты не только благодаря своим художественным достоинствам, но и ореолу тайны, которым они овеяны...

Казалось бы, все известные мировые фрески давно изучены, сфотографированы, и информация о них занесена в цветные каталоги об искусстве. Но некоторые изображения, вышедшие из-под руки вдохновленных гениев, не перестают удивлять искусствоведов и сегодня. Фрески будто открываются созерцателям с новых сторон, постепенно рассказывая таинственные истории о первоначальных задумках их авторов. Давайте повнимательней рассмотрим самые таинственные фрески мира.

1. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в Санта Мария делла Грацие

Об этой загадочной фреске, кажется, не писал только ленивый. Но ее никак нельзя обойти стороной: слишком много тайн она хранит в себе. Говорят, что в изображении зашифрованы символические послания великого Леонардо. О каких символах идет речь?

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи целиком

Во-первых, фигура по правую руку от Иисуса — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы "V", а сами фигуры образуют букву "М". Есть версия, что эта фигура изображает Марию Магдалену, которая была супругой Христа и самым верным его последователем.

Фигуры Иоана и Христа образуют букву "М" и выполнены в одной цветовой гамме

Во-вторых, на картине рядом с Петром отчетливо видна рука, сжимающая нож. Причем кажется, эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

Рука на фреске слишком вывернута, чтобы принадлежать Петру

В-третьих, левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Петр как будто угрожает юному Иоану (Марии Магдалине?)

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса персонаж, определенный исследователями как Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. Это типичный жест Иоанна Крестителя, который по канону не мог присутствовать на Тайной вечере. С таким жестом да Винчи изображает Крестителя почти на всех своих полотнах.

Предполагаемый Иоан Креститель поднял палец вверх

2. "Битва при Ангьяри" Леонардо да Винчи

В нашем рейтинге самых таинственных фресок да Винчи мог бы отличиться не раз. Но остановимся на двух его полотнах. Первое мы уже рассмотрели в деталях. Теперь очередь второго. Фреска Леонардо "Битва при Ангьяри" известна тем, что ее... потеряли. Много лет этот шедевр считался утраченным, пока итальянцы не решили провести экспертизу в зале Большого совета в Палаццо Веккио во Флоренции. Выяснилось, что фреска да Винчи около 500 лет была закрыта другой фреской работы итальянского живописца Джорджо Вазари "Битва при Маарчиано". Под творением Вазари было обнаружено вещество черного цвета, по составу похожее на черную краску, которую Леонардо да Винчи использовал при написании своих знаменитых полотен. Известно, что Вазари был большим поклонником шедевра Леонардо и не раз публично восхищался им. Будучи не в силах испортить шедевр, он соорудил “фальшивую” поверхность, которая накрыла оригинал, и на ней написал свою баталию. Не так давно версия с двойной поверхностью подтвердилась: под работой Вазари были обнаружена “воздушная подушка”.

Одна из копий "Битвы при Ангьяри" работы Рубенса

А это "Битва при Маарчиано" Джорджо Вазари, написанная поверх шедевра Леонардо

3. "Смерть и вознесение св. Франциска" Джотто в Ассизи

Доподлинно неизвестно, насколько развитым чувством юмора обладал великий мастер Джотто при жизни. Но результаты его творческих "шуточек" повергли некоторых ученых и верующих в шок. Не так давно при реставрации знаменитой фрески базилики св. Франциска был сделан крупный снимок ее фрагмента. Каково же было удивление реставраторов, когда на фото они увидели смутный профиль с крючковатым носом, лукавой ухмылкой и темными рожками. Именно так обычно изображается сатана. По мнению ученых, Джотто не хотел делать дьявола одной из центральных фигур своей фрески. А изобразил сатану "из озорства", возможно, придав ему черты кого-то из своих друзей и знакомых.

Фреска "Смерть и вознесение св. Франциска" целиком

Фрагмент с профилем сатаны

4. «Распятие» и «Воскресение» Христа, монастырь Высокие Дечаны, Косово

О чуде дечанских фресок широкая общественность узнала в 1964 г., когда студент югославской Академии живописи Александр Паунович с помощью телеобъектива сделал фотоснимки изображений монастыря, в том числе и фресок «Распятие» и «Воскресение» Христа. То, что раньше не удавалось рассмотреть в подробностях, так как фрески находятся на высоте пятнадцати метров, стало доступным невооружённому глазу. Открылись детали, которых прежде никто не замечал. И эти детали многих поразили. На снимках легко различить ангелов, летящих в... космических кораблях, похожих на современные спутники. "Кораблей" на фресках два, оба летят друг за другом с запада на восток! В первом сидит человек без ангельского ореола. Одной рукой он держится за невидимый "рычаг управления" и оглядывается назад. Создается впечатление, что "космонавт" следит за полетом следующего за ним товарища.


На дечанской фреске "Распятие" легко различимы ангелы, летящие в космических кораблях

Еще один космический "аппарат" бросается в глаза на фреске "Воскресение". Спаситель изображен здесь отнюдь не в канонической традиции. В момент Воскресения Христос как будто находится в ракете, которая готова двинуться с места, но еще не тронулась. Сходство с ракетой полное, учитывая тот факт, что в верхней части корабля изображены два крыла стабилизатора. Есть мнение, что наряду с традиционными деталями, некоторые фрески Дечан отображают эпизоды, отличающиеся от официальных церковных описаний.

Спаситель-"космонавт" готов покинуть Землю на ракете

А какие загадочные фрески вспомните вы?

Октябрь 31, 2018

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в .

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио


Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе реконструкции предыдущего здания, проводившейся им с 1475 по 1483 годы, толщина стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над , которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Это интересно!

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.


В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Свод Сикстинской капеллы

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

Спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, в 1532г. папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541г. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.


И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!