Мы строим дом
Поиск по сайту

Путь к православию с чего начать. С чего мне начать свой путь в Церковь, к Вере, к Богу? Какие могут быть препятствия на пути воцерковления

"…В духовном, как в главном деле для каждого человека, нужно взять ответственность за свою духовную судьбу и сделать в своей жизни всё возможное и невозможное для слияния со своей Душой и обретения настоящей Свободы от материального мира. Не нужно ждать кого-то, нужно действовать самому и начинать в первую очередь с себя."

Человек рождается счастливым. Детки счастливы безусловно, но взрослея, и окунаясь в этот жестокий мир с головой, человек может разучиться быть счастливым. Не все могут потом вспомнить это состояние, даже, что такое истинное счастье, не все понимают. А счастье — это и есть та глубина, то состояние, в котором возможен диалог с Богом.

Пребывание в дне, в счастье (или на глубинных чувствах, что одно и то же), помогает идти к Богу коротким Путём, а для постижения этого есть множество инструментов, и наипервейший из них — духовные практики. Самая главная из них — "Цветок лотоса" . Будда стал Буддой благодаря этой практике. А нам даны ещё «Пирамида» , «Четверик» , медитация «Любовь и благодарность» , техника «Кто Я?» . Устремленность к Богу во время этих практик помогает достичь большей глубины и чувственности, и открывает прямой путь к Отцу.

Путь к Богу начинается с честности перед самим собой

С честного ответа на вопросы «Кто я?» и «Зачем я здесь?». А затем нужно просто успокоиться. Покой, имеется в виду внутреннее состояние покоя, — это есть самое начало глубинных чувств. Только из состояния покоя можно заметить сначала радость, затем любовь и счастье… и, вот, мы уже почти Дома.

Чувство душевной радости излучается как что-то прекрасное и хорошее, или как преддверие чего-то большого. Беспредельная радость — как благодать, переходящая в любовь.

У Матери Терезы есть такие слова:

"Любовь — это плод, который созревает в любое время и до которого может дотянуться любая рука."

Бывает, люди спрашивают: «А как это — любить?». А вот как. Любить нужно так, как Бог нас любит. Он нас любит такими, какие мы есть. И Он нас любит всегда, при любых обстоятельствах. Принять человека таким какой он есть — это уже любовь, но это только начало любви, самая её верхушечка. Любовь бесконечна и безгранична, как и весь Духовный мир. Её углубление и расширение не имеет границ. И начинается самый короткий Путь к Богу с Любви к Творцу, ко всему сущему, к ближнему.

"…Настоящая Любовь внутренне освобождает человека, даёт самый ценный небесный дар — настоящую Свободу от этого материального мира. Это очень мощная сила, которая пробуждает Душу. Это самый ближайший, короткий путь к Богу."

Здесь приведу притчу о Будде:

"Однажды к Будде пришёл человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог? Извечный вопрос!

Будда посмотрел на него пристально и сказал: — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько её не бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст и этого достаточно. Ещё существует четвертый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста.

Говоря всё это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой.

При этом присутствовал Ананда и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: "Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях". Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах.

Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии ещё час. Лицо его было умиротворенным и светлым.

Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл.

Когда он вышел, Ананда спросил Будду:

— Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях. Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя?

Будда ответил:

— Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном. Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя, о нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познаётся. Это трансцендентальный опыт и он находится за пределами ума."

Замечательная притча. Она многослойна и многогранна. В контексте данной статьи отмечу, что готовность идущего к внутренним изменениям играет важную роль для сокращения Пути к Богу, а соприкосновение с познавшим Бога может стать бесценным подарком идущему.

И тут же хочется привести слова одного замечательного человека:
— сколько будет 2+3?
— 5.
— А 2 умножить на 3?
— 6.
— Так что ж вы складываете, а не умножаете.

Так вот, Единение в духе и пребывание в общем потоке (это именно то, что произошло у нас на «интенсиве» — групповых занятиях в течение одной недели) и есть умножение. Это настолько чувствуется, что сомнений по этому поводу даже возникнуть не может. И это очень просто и эффективно. Общение с единомышленниками, Единение в духе — ускорение на Пути к Богу.

Единственное препятствие на этом пути - наше сознание

Оно наш враг, но оно же и наш учитель. Сознание — посредник между нами и трёхмерностью, «системой». В первом случае мы кормим сознание и решаем, сколько «корма» дать, используя его для коммуникации в этой трёхмерности и расширения кругозора знаний, во втором — сознание и «система» едят сколько хотят, а хотят они сразу всё.

Здесь нужно пояснить, что сознание и «система» являются субъектами материального мира. Они не имеют своей жизненной энергии, поэтому для существования нуждаются в «чужой» энергии, как мы — в еде. Сознание — цепной пёс и сегмент «системы». Оно, условно, питается нашим вниманием, «система» питается тем же, но через сознание, как через посредника. Сознанию, по большому счету, безразлично, будет ли сыт хозяин, ему лишь бы себя «прокормить». Вот мы и можем использовать сознание, как инструмент. Но если сознание не приструнить, то короткого Пути к Богу не получится.

Поэтому, сознание нужно грузить работой постоянно, иначе оно будет грузить нас. Загружать сознание нужно «полезной» информацией: научными статьями и работами, духовной литературой. Сюда можно отнести молитву, медитации, чтение книг, просмотр передач и фильмов, прослушивание аудио файлов, в общем, всего, что содержит Истину и способствует духовному развитию.

Ещё нужно заставить сознание изучать сознание, чтоб контролировать его. Изучение «системы» через сознание также возможно — оно «сдаст» хозяина «с потрохами», лишь бы не остаться «голодным».

"Вот если взять любую, скажем, духовную литературу, я имею в виду «любую» в смысле - разных религий, и почитать, с чем сталкивались святые отцы, во всех конфессиях, во всех религиях, ведь они проходили то же самое, что и, вот, сегодняшние люди, становясь на духовный путь. Они сталкиваются с теми же проблемами сознания, с теми же демонами борются. И вот здесь, вот, ты задевала, что люди борются в борьбе, но борьба - это неизбежный момент. Это первичный Армагеддон, пока человек не дойдёт до примирения. Что такое борьба? Борьба - это противостояние своим «артистам». Когда «артисты» навязывают: «вот смотри на меня»; «нет, - тот кричит, - смотри на меня» на сцене. А человек не хочет на них смотреть. Он уже устал от ихнего кино. Он хочет просто жить. Ведь за вот этим театром абсурда огромный мир. Представь, ты сидишь в одной комнате и у тебя тут пару десятков артистов, которые тебе постоянно крутят этот хаос, а там - прекрасный мир. Ну, интересно, посидела часик-другой. Ну, устанешь, да? Даже сознание устанет. Всё равно ты захочешь. Вот захочешь увидеть мир, захочешь увидеть травку, солнышко, птичку, ещё что-то. Захочешь. Тоскуешь по этому.

А здесь одни и те же артисты, которые: толстый здоровый дядька изображает тонкую, какую-нибудь, извини меня, травиночку. Но он её изображает и навязывает тебе. Ну ты же видишь, что это несоответствие. Вот так и Личность чувствует несоответствия и подмены эти. И она хочет и стремиться также само, вот как ты бы стремилась во двор увидеть ту же травинку, а не толстого дядьку, изображающего её. Правильно?"

Служение и мотивация — прямой путь к Богу

И есть ещё такое понятие, как служение. Оно незаметно проявляется в жизни каждого из нас, затем его становится больше. И, когда служение становится потребностью, то и Путь становится прямее, и Бог — ближе.

Длина Пути к Богу напрямую зависит от мотивации: когда мотивация максимальная, то Путь значительно сокращается. После любых групповых мероприятий (например, “Интенсив”) мотивация повышается. Появляется понимание, как Жить в Духе, как Его стяжать и удерживать, и, главное, как не отвлекаться на внешние провокации, всегда сохранять связь с Душой (по крайней мере, так было у меня).

Борьба на поле разума — камень преткновения на пути к Богу

Затрону такой этап на пути к Богу, как борьба: борьба двух начал на поле разума. И здесь можно серьёзно застрять, а это уже не короткий Путь. Например, застрять в борьбе с шаблонами, а ведь можно просто осознать, что шаблоны — ничто и просто их отпустить на все 4 стороны. Если кому-то кажется, что шаблоны их держат (как было со мной), то есть очень простая и очень наглядная практика: крепко-крепко обнять столб и начать кричать «столб, отпусти меня». Можно бить столб ногами, кусать его, кричать громче и громче, пока не придет понимание главного. Не шаблоны держат нас, это мы за них цепляемся.

"Даже упомянутый нами Силуан Афонский, да, прошлый раз, мы много про него проговорили, но еще раз вспомним. Он в старости уже в своей, он говорил о том, что несколько раз в жизни он соприкасался с Тем миром, и потом всю жизнь он стремился это восстановить. А спрашивается, а кто ему мешал жить тем миром? Опять-таки демоны. Где он застрял? Он застрял в борьбе! В банальной борьбе. И вот ему нужна была целая жизнь, чтобы понять, что не надо бороться, надо жить! Но для того, чтобы понять, что надо жить - вначале надо бороться. Вот так парадоксально оно всё построено.

Татьяна: А какие, вот, инструменты в этой борьбе, побеждать любовью?...

Игорь Михайлович: На самом деле, инструмент… Их много инструментов, скажем так, предлагается для Личности, но большая часть их от ума. Ну, если твоё сознание дало тебе инструмент против него же, поверь, этот инструмент работать будет против тебя. Это всё равно, как «артисты» твои будут рассказывать тебе, как «зрителю», как от них избавится. Скажут: «Заплати побольше, привяжись покрепче к столу скотчем - и ты от нас избавишься». Ну, конечно ж не избавишься. Правильно?

Татьяна: То есть, инструменты вообще не в плоскости сознания?!

Игорь Михайлович: Нет, конечно ж. Здесь, первое, что делают, почему возникает борьба, - это изучение самого себя. И все проходят этот путь. Вот по-другому не получится. Пока не поймешь, что твоё сознание играет с тобой злые шутки на самом деле, и многое показывает тебе то, что ты считала реальным, таковым не является. Ну, всего лишь борьба за твое внимание. Пока это не осознаешь, ты не поймешь большего, правильно? То есть, хочешь не хочешь приходится бороться. Приходится наблюдать за собой, осознавать, изучать его, то есть - познание самого себя. И вот, если мы возьмём, опять-таки, описание пути любых святых, вот опять повторюсь, они все проходят через это. Вначале осознают своих демонов, или назовем их мыслями, сознанием, или бесами, ну, кто как их называл."

“Иллюзия и путь. Истина на всех одна”

"Изучение шаблонов, оно необходимо. Еще раз говорю - необходимо наблюдение за собой. Для чего оно необходимо? Для того, чтобы сознание само зашло в тупик. И тогда Личность становится более свободной. То есть человеку очень тяжело понять, кто он, и отличить в этом хаосе, в голове, кто «наблюдатель»? Кто «зритель»? Вот реально тяжело. Вот для этого и нужно изучать себя. Кто думает? С откуда мысль? Как я могу остановить её? Потом в один прекрасный момент человек понимает, что он Личность. Что как раз он и может останавливать, принимать эти мысли, формы и всё остальное. Но потом он может уже и управлять."

"Иллюзия и Путь. Истина на всех одна"

И что же так мешает сделать Путь коротким? А это «впускание» в себя мира материального, всех его привязанностей и условностей. Когда мы оставляем материальное, то есть временное и смертное — мы приобретаем духовное, то есть вечное. И прийти в мир Бога можно отказавшись от всего земного, которое и так нам не принадлежит. Ну, подумайте сами, разве деньги, власть, слава и другие «хочушки» имеют какую-то цену по сравнению с Вечностью, со счастливой Вечностью в доме Отца? Вот слова Иоанна Богослова:

"Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей, ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек!"

Вера — есть Знание

Вот так вот плавно и перешли к вопросу веры, а настоящей веры без знаний быть не может. Есть множество высказываний по этому поводу, и все они сводятся к одному — только знание Истины есть основа настоящей веры.

Приведу несколько цитат:

"Истинная вера есть знание. Конечно, путей к Богу много, но можно идти околицей, неоднократно петляя, а можно идти напрямик. Так вот, прямой путь к Богу - это путь через знание и Любовь…

…Ибо самый ценный путь - это познание Бога через разум, когда истинное знание, преодолевая животное начало, открывает врата подсознания с помощью ключа Любви...

…В общем-то, это означает полное созревание души человеческой, полную победу над своей материальной сущностью, то есть дьяволом…

…Мы считаем, что мы есть тот разум, который видит, слышит, думает и анализирует. А фактически — это всего лишь маленький кусочек участка сознания. Назовём его Нечто. Это маленькое Нечто плавает на поверхности океана. Океан есть наше подсознание, где на различных глубинах хранится вся наша генетическая память, условные и безусловные рефлексы, то есть весь наш «накопленный» опыт. Но всё это относится к нашей материальной сущности. Это и есть наше животное начало. Под подсознанием, на дне океана, находятся как бы «врата». И наконец, за «вратами» находится душа, частица Бога. Это и есть наше духовное начало. Это то, чем мы являемся на самом деле и что очень изредка чувствуем в себе. Именно душа в процессе реинкарнаций перерождается, постепенно созревая через знания и Любовь нашего смертного Нечто, поскольку Нечто связано с душой. Но вся проблема в том, что это Нечто также связано и с океаном. Более того, оно внешне больше подвержено воздействию океана. Его постоянно швыряют из стороны в сторону волны, которые являются различными мыслями, эмоциями, желаниями и так далее. Иногда это так захлёстывает, что Нечто теряет связь с душой, а затем, после шторма, вновь пытается её нащупать. Но когда это Нечто укрепляется в стремлении к душе, не обращая никакого внимания на стихии океана, и устремляется через толщу вод в глубину, на самое дно, отказавшись от страха, то в конечном счёте оно достигает этих «врат». И с помощью ключа Любви открывает их, соединяясь с душой. Вот тогда человек понимает, кем он является на самом деле, в полной мере осознает Свободу, Вечность и Бога. Вот тогда-то душа высвобождается и уходит в нирвану, рай, то есть в мир, где царит только Любовь"

"...Что есть вера: антоним или синоним слова знания? Ведь вера без знания порождает сомнения. Сомнения исключают понимание Истины. Непонимание Истины делает веру бессмысленной и пустой. Знания же исключают сомнения, так как дают понимание Истины. Понимание Истины наполняет веру знанием. И лишь вера, наполненная знанием, есть вера истинная."

Лучше и не скажешь, лишь напомню известное всем: «Кто в Любви, тот в Боге и Бог в нём, ибо Бог и есть Любовь».

Это самый короткий путь.
…Господи! Как всё просто!!!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

С егодня мы разберем важный вопрос духовной жизни: с чего начать свое воцерковление?

Воцерковление человека начинается с той минуты, когда он осознает, что не сможет жить дальше жить Бога. Именно в эти минуты происходит переоценка жизненных ценностей человека, и он осознает, что реальная, настоящая жизнь, возможна лишь только в Лоне Церкви, только по Евангельскому Слову, только с Богом и только для Бога.

Когда человек осознает, что без живой веры в Бога и без Божией помощи – жить просто невозможно, трудно и бессмысленно, тогда он начинает искать путь к Богу. И, наверное, самые первые и самые правильные шаги новоначального христианина на пути к воцерковлению – это посещение церковных богослужений.

В Храме Божием, пребывая на церковных службах, можно проникнуться благодатью и просить Господа направить себя на путь истинный. Поначалу слова службы, да и сама служба могут быть непонятны. Но постепенно, днем за днем, месяц за месяцем, служба будет становиться все понятнее и понятнее, все роднее и необходимее. Ведь именно там, в Храме Божием, среди молящихся единоверцев, можно укрепиться в вере и единомыслии, с такими же православными, как и ты сам.

Помимо хождения в Храм, новоначальный христианин должен ознакомиться с Таинствами Исповеди и Святого Причастия. Для этого надо узнать расписание богослужений того Храма, прихожанином которого вы хотите стать, после надо узнать, когда священник данного Храма принимает Исповедь (как правило, это бывает на вечернем богослужении).

Хорошо приобрести в церковной лавке брошюры по подготовке к Исповеди, в которых описаны те грехи, к которым особо склонен человек. Дома следует прочесть купленные брошюры, взять чистый лист бумаги и написать подробный список своих грехов, который, в последствие, будет прочитан вами священнику на Таинстве Исповеди.

Вторым шагом на пути к воцерковлению идет ответственное соблюдение постов, как многодневных, так и однодневных. Если человек намерен серьезно изменить свою жизнь, “потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матф.7:14) и идти на пути спасения узким и тесным путем, то он должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к такому вопросу, как – пост. Если человек имеет серьезные заболевания, он может взять благословение священника на послабление поста, но если он здоров, то поститься, ради Господа, ему будет в радость!

Не стоит пытаться изучать Священное Писание дома, ориентируясь только на свой ум. Как предупреждают св. отцы Церкви — это очень опасно, так как враг нашего спасения легко может смутить нас и сбить с правильного пути.

Священное Писание следует слушать в Храме на богослужениях (Евангелие, Псалтирь, Апостол и др.), либо надо записаться в воскресную приходскую школу на Закон Божий (если таковая имеется при вашем Храме). Конечно, дома можно и нужно читать и Святое Евангелие, и Псалтирь, и деяния Апостолов, и Жития Святых, но не стоит пытаться, на первых порах, что-либо понять из прочитанного, так как Господь не сразу умудряет человека, а лишь в последствие.

Делая первые шаги на пути к Богу не стоит бояться и опасаться, что у вас ничего не получиться. Наши первые шаги в Храме похожи на первые шаги младенца. Когда малыш делает свой первый шаг, он чувствует поддержку своей родной и любимой мамы, руки которой всегда готовы подхватить его, если он вдруг споткнется и упадет. Так и человек, делая свой первый шаг на пути к Богу, невидимо поддерживается Самим Богом, Который готовой в любой момент протянуть нам руку помощи, подхватить нас и не дать нам упасть.

Поэтому, никогда не стоит опасаться и бояться того, что вы чего-то не поймете или что-то сделаете не так. Да, вы пока не знаете многих тонкостей церковной жизни, но ведь у вас есть голова на плечах, а, следовательно, скоро вы всему обучитесь, многое не понятное станет понятным, все встанет на свои места. Это сравнимо тому, как вы начинаете чему-то обучаться: будь то повышение квалификации, новая работа, новая профессия. Поначалу все кажется чужим и непонятным, но по мере сил и времени, все оказывается вовсе не таким уж и сложным, понятным и даже интересным.

Так и церковная жизнь, поначалу трудна и непонятна, но если быть серьезно настроенным на достижении своей цели, если серьезно и ответственно подходить к вопросу изменения своей жизни, тогда, с помощью Божией, все становится просто и понятно.

Главное – захотеть, и Господь поможет!

4183 просмотров

Как прийти к богу и обрести веру

Очень часто человек, выросший в полном отрицании веры в Бога, задумывается о ней, пытаясь сделать первые шаги на этом поприще. Как прийти к Богу, обрести веру в его силу, как поселить в душе искорку любви и пойдёт сегодня речь в притчах.

Притчи — это небольшие литературные произведения в виде рассказа или повествования, в которых сосредоточена сконцентрированная под видом простой житейской истории или аллегорической басни глубокая жизненная мудрость или нравственное наставление.

Как прийти к Богу. Притча «Первая ступенька»

Один человек пришел к гуру Раманудже с просьбой:

Помоги мне прийти к Богу.

Рамануджа посмотрел на него и спросил:

Скажи мне, любил ли ты кого-нибудь?

Любовь меня не интересует. Я оставил все мирское. Я хочу прийти к Богу!

Подумай еще раз, - предложил Рамануджа, - и скажи, неужели ты никогда не любил ни женщину, ни ребенка?

Говорю же тебе, я не обычный мирянин. Я - человек, желающий познать Бога. Все прочее меня не интересует. Никого я не любил.

Рамануджа вздохнул с грустью.

Не знаю, смогу ли я тебе помочь. Не может найти путь к Богу человек, который не знает, что такое любить по-настоящему. Научись любить - это и будет первая ступенька к Богу. Когда научишься, приходи опять. Ты спрашиваешь меня, как подняться по лестнице с предпоследней ступеньки на последнюю, а тебе еще нужно суметь поставить ногу на самую первую!

Как стать верующим. Притча «Если у веры нет любви»

Если у веры нет любви, то ВЕРА ли то? Как часто в быту мы наблюдаем лицемерие, ханжество, бездушное следование установленным людьми правилам. При этом сами люди, давно забыли об этом, и считают, что их дал Господь.

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо - ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».

Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм.

И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

Не плачь, они и меня в него не пускают.

Согласитесь, что мораль приведённых притч предельна ясна. Ведь зачастую так и происходит в жизни.В основе веры в Бога лежит любовь. Не научившись любить, человеку трудно полюбить Бога.

Порой, мы люди, гордимся тем, что верующие, воцерковленные, стараемся соблюдать все заповеди божьи, утро-вечер читаем молитвы…., но как часто мы не понимаем простых житейских вещей и бываем далеко не милосердны….зацикливаясь на мелочах, придавая значение внешнему.

Взращивайте в себе искорки любви к близким, ко всему, что вокруг и тогда душа ваша и сердце, наполнившись любовью, обретут веру.

Самое главное, что следует помнить человеку, идущему в храм, это то, что служат обычные люди, которые всегда рады подсказать, что и . Если у вас возник душевный порыв и вы хотите сходить помолиться, то обязательно идите и ничего не бойтесь.

Однако, хорошо бывает заранее к посещению . Для этого сначала следует познакомиться со Священным Писанием, то есть с Библией. Лучше начать ее читать с Нового завета, так как Ветхий завет достаточно сложен для восприятия. По утверждению священников, многие миряне, начавшие знакомство с Библией с Ветхого завета, так на нем и «застряли». Это объясняется сложностью языка книги.

Следующий шаг – это молитва. Молиться нужно учиться. В этом помощником станет молитвослов, приобрести который можно в любой церковной лавке. Сначала определите себе небольшие молитвы, главное – стараться молиться сосредоточенно, вдумчиво вчитываясь в смысл написанного. Например, начать приучать себя к молитвам можно с утренних и вечерних правил, которые не имеют больших объемов. Постепенно количество читаемых молитв следует увеличивать.

В церковь – без страха

Затем нужно пойти на службу в храм. Для начала можно отстоять не все богослужение, которое длится порядка 4 часов, а час или полтора. Главное – искренне молиться и быть внимательным к тому, что происходит в храме. Будьте готовы, что, возможно, вначале мало что поймете из того, что услшышите от священника, потому что богослужение ведется на церковнославянском языке. Нелишне будет, если вы прочитаете соответствующую литературу перед посещением службы, чтобы знать ее порядок.

Следующим этапом знакомства с церковью станет приобщение к ее Таинствам, таким как Причастие, Соборование.

Существуют и воскресные школы для взрослых. Полезно будет посещать эти занятия, так как на них свяшенники рассказывают о жизни Христа, чудесах, особенностях богослужения, об исповеди и многом другом. Главное, что на занятиях каждый прихожанин может задать интересующий вопрос и получить исчерпывающий ответ.

Важно понимать, что христианство – это не просто религия, это прежде всего сама каждодневная жизнь. И такая жизнь невозможна без церкви, без знания и почитания ее основных канонов.

Когда человек ищет возможности воцерковления, когда, будучи крещеным во младенчестве, осознает в какой-то период своей сознательной жизни необходимость общения с Богом, необходимость познания Истины, то он начинает искать путь к Богу, путь к Церкви.

Очень часто на этом своем пути он сталкивается с достаточно серьезными преградами и искушениями. И, порой кажется, что человек мог бы большую часть этих преград обойти и более благополучно прийти к результату, если бы имел перед собой какое-то руководство к действию, «инструкцию» с описанием шагов, ступеней, пройдя каждую из которых, он достигнет цели с наименьшими потерями. И если такая инструкция, такой рецепт воцерковления возможен, может быть стоит тогда его сформировать?

Хорошо, давайте попытаемся такую инструкцию, такой универсальный список, который может подойти практически каждому, составить. Хотелось бы сразу оговориться, что тот порядок, который мы с Вами сейчас составим, в реальной жизни, к сожалению, не всегда соблюдается.Все люди разные, у каждого свой путь к Богу, и этот путь каждый человек начинает с разным объемом и знаний, и опыта. Поэтому предложить некую универсальную схему воцерковления достаточно непросто.

Человек может начать свой путь в Церкви и с того шага, который в нашем списке будет и вторым, и третьим, и даже шестым. Дело в том, что каждый шаг совершается параллельно с другими, они дополняют друг друга и вне общего контекста будут неполноценными. Но раз мы с Вами положили задачей найти именно «идеальную инструкцию», универсальный образец, то, на мой взгляд, она будет выглядеть примерно следующим образом.

Самым первым делом, первым шагом для человека, решившего воцерковиться, должно стать знакомство со Священным Писанием. В Священном Писании есть Ветхий и Новый Заветы, и я бы советовал начать знакомство с прочтения именно Нового Завета. Ветхий Завет достаточно труден, его нелегко усвоить. Начав читать библию с Ветхого Завета, человек может так сказать «застрять» в нем, утомиться, устать от бесконечных фактов и перемены событий и в конечном итоге оставить чтение и тем самым не дойти до главного – Нового Завета. Об этом говорит многочисленный отрицательный опыт тех, кто начал самостоятельно читать Библию с Ветхого Завета. Лучше бы прочесть Ветхий Завет тогда, когда есть понимание того, кто есть Христос. После изучения Нового Завета Ветхий Завет будет понятнее и интереснее читаться.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание новоуверовавшему, — лучше на этой первой ступени прочесть Новый Завет не в синодальном переводе, а в пересказе, с объяснениями, толкованиями, может быть, даже с иллюстрациями, чтобы чтение было не скучным, а занятным, интересным, на одном дыхании.

Достаточно хороший литературный текст Нового Завета помещен в книге Закон Божий — это распространенная книга, которую можно купить в каждом храме. Помимо этого есть еще много других авторов, которые интересно излагают события Евангельской истории. Это и «Евангельская история» Феофана Затворника, и протоиерей Павел Матвееский, и множество других авторов.

К сожалению, приходится иногда наблюдать печальное явление, когда люди казалось бы уже достаточно воцерковлены, регулярно посещают воскресное богослужение, исповедаются, причащаются и тем не менее очень плохо знают евангельскую историю или полностью никогда не читали Нового Завета. В наше время у многих считающих себя православными дома даже и нет Библии, а иногда её путают с молитвословом и думают, что Библия – это сборник молитв. Такое отношение к изучению Священного Писания в среде «православных» очень печалит, особенно когда видишь, как хорошо знают Библию различные сектанты, а у нас эта существенная, я бы сказал, фундаментальная сторона духовной жизни остается в небрежении.

Почему так важно прочесть Священное Писание? Если человек решил приблизиться к Богу, захотел дать Богу место в своей жизни, он должен четко представлять себе, кто есть Христос. Как говорит апостол Павел: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком даже не слыхали?» (Рим. 10:14). Поэтому как мы можем веровать, ходить на службы, молиться, исполнять заповеди Того Бога, о Котором мы особо-то ничего и не знаем?

Каждый человек имеет, конечно, определенные понятия о Христе, но часто эти знания бывают либо искажены, либо неполны. Даже само чтение Нового Завета способно приблизить человека к Богу. Я хотел бы Вам привести воспоминания нашего современника митрополита Сурожского Антония о том, какое действие на него оказало знакомство с Новым Заветом.

Когда будущему митрополиту было 14 лет, он жил с родителями во Франции. Однажды он услышал беседу о христианстве видного богослова, и вот какое впечатление о ней описывает сам владыка: «Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве …, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил … ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело.

Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я – для римского молодняка. Этого я не знал – но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь.

Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос.

Вот видите, какой переворот в душе может породить чтение Священного Писания. Нельзя остаться равнодушным к тому, что говорит Господь в Евангелии, читая эту удивительную книгу, нельзя не полюбить Христа, не захотеть быть с Ним, иметь с Ним общение. Отсюда и рождается желание жить по Его воле, появляется решимость исполнять Его заповеди. С этого все начинается, потому что без веры и любви ко Христу все дальнейшие шаги будут бессмысленны. Это, по моему, самый верный и лучший шаг, с которого и следует начать свой путь в ограде Церкви.

Второй шаг — это молитва. Нужно учиться молиться. Здесь можно выделить два аспекта — молитва домашняя и молитва общественная, которая совершается в храме за богослужением. И они должны идти параллельно — нужно и в храм ходить на богослужение, и приучать себя молиться дома.

Нужно приобрести себе молитвослов. Часто здесь новоначальный сталкивается с трудностью. Это церковнославянский язык нашего богослужения и молитвословий. Самый простой и быстрый способ сделать этот язык более понятным для себя – это приобрести небольшой словарчик церковно-славянских слов. Достаточно запомнить десяток самых часто встречающихся слов, чтобы сделать церковно-славянский тексты доступными для понимания. Тем более, церковно-славянский язык очень похож на русский. Как правило, чем чаще мы берем в руки молитвенник, тем глубже и понятнее для нас становятся тексты молитв.

Если говорить об объеме молитвенного правила, то с самого начала можно установить себе это правило небольшое. Главное приучить себя молиться внимательно и не рассеиваться мыслями. Очень важно, чтобы это пусть и небольшое правило исполнялось бы ежедневно без всяких поблажек своей занятости и лености.

А если взять, например, молитвенное правило, которое рекомендовал преподобный Серафим Саровский?

У меня отношение к правилу Серафима Саровского такое. Мне кажется, оно не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. Мы часто забываем, что преп. Серафим Саровский говорил это правило творить трижды в день, а не дважды. И при этом, между ним произносить мысленно Иисусову молитву и «Пресвятая Богородице, спаси нас». А если мы исполняем его только вечером и утром, и таким образом сокращаем, то это уже не то правило, какое давал преподобный Серафим.

Поэтому я советовал бы новоначальным приучать себя к чтению утренних и вечерних молитв. Пусть не полностью, но читать именно их. Это очень древние молитвы, глубокие по содержанию. Их авторами являются великие святые, такие как Макарий Египетский, Иоанн Златоуст, Василий Великий. И надо как можно раньше приобщать себя к тому богатству молитвенному, которым обладает Церковь, с самых первых шагов не лишать себя этого истинного сокровища.

Постепенно, с течением времени, по прошествии, может быть, даже месяцев, нужно увеличивать по мере сил и возможностей это правило, вспоминая совет Феофана Затворника: не связывать правило количеством молитв, лучше выделить определенное количество времени на молитву и сколько успею за это время со вниманием без поспешности прочитать, столько и прочитаю. И увеличивать лучше не количество молитв, а время, посвящаемое молитвенному правилу.

Встаете вы утром, нужно бежать на работу, но точно знаете, что семь-десять минут уделить молитве можно без всякого опасения опоздать, и вот вставайте и читайте столько молитв, сколько можно прочесть за эти десять минут. Когда вы будете делать это постоянно, то язык молитв станет более понятным и легким, молитвы начнут запоминаться наизусть и молиться станет намного легче. Главное молиться со вниманием и без рассеянности. Только такую молитву Бог и слышит. А всякое «вычитывание» без внимания, как говорит свт. Феофан Затворник оскорбляет Бога, это все равно что подать Христу черствую корку хлеба.

В отношении церковной, соборной молитвы нужно начинать хотя бы с малого. Можно вспомнить слова Спасителя: «Верный в малом над многим будет поставлен». По заповеди Самого Бога, мы должны «шесть дней работать, седьмой же день посвящать Господу Богу твоему». Обязательными для присутствия за богослужением являются воскресные дни и также еще особые праздники, которых и не так уж много в течение года.

И так, «начиная с малого» можно в первое время стоять на службе не полностью: полчаса, час. Но этот период «заглядывания» на службы не должен затянуться надолго. У некоторых это длится всю жизнь и вообще является тем, что называется «сходили в церковь».

Если человек только и ограничится таким вот захождением в храм: заказали записки, поставили свечи и что здесь собственное еще делать то, вряд ли он будет двигаться по дороге к воцерковлению. Общественное богослужение потому и общественное, что в нем участвуют все. Здесь не предполагаются «зрители». А чтобы быть полноценным участником, нужно понимать смысл того, что происходит, знать последование службы. Бессмысленное выстаивание службы вряд ли принесет большие плоды.

Христианин должен обратить существенное внимание на эту сторону своей церковной жизни. Сейчас есть соответствующая литература, которая поможет сделать службу понятной, а посещение богослужения интересным и глубоко осмысленным.

И здесь мы переходим с Вами к третьему шагу, который тесно связан с предыдущим. Начиная посещать храм, богослужения, нужно приобщаться к Таинствам Церкви. Идущему по пути воцерковления обязательно нужно выбрать день для Причастия. К Причастию нужно начинать готовиться постепенно, и при этом четко себе представлять, что есть правила подготовки, обязательные к исполнению.

Некоторые люди, к сожалению, не знают об этих правилах, приходят причащаться не натощак, позавтракав, не отстояв полностью Литургию, (про то что еще и накануне дня причастия надо быть на вечернем богослужении я уж и вообще молчу) совершенно не осведомившись о том, как надо готовиться к этому Великому Таинству.

Вот совсем недавно крестился мужчина, и очень меня порадовал тем, что заранее подготовился к Крещению. Он прочитал книжечку о Таинстве Крещения, даже имел некоторые понятия о Символе веры, знал о том, что сам должен читать Символ веры при Крещении. И это очень хорошо, когда люди к таким важным моментам в жизни относятся серьезно.

К Исповеди также нужно готовиться заранее, нужно готовиться еще дома, а не в момент ожидания своей очереди перед аналоем. Нужно подумать: «Какие у меня есть грехи? В чем я должен покаяться?» Затруднения есть тогда, когда мы не видим своих грехов или забываем их, а порой кажется, что и грехов-то и нет, и сказать нечего, — в этом случае рекомендую обратиться к соответствующей литературе.

У нас есть общераспространенная брошюрка «В помощь кающемуся», есть книга Иоанна Крестьянкина «Опыт построения Исповеди». Во всех этих книгах помещается в основном перечень грехов, которые наиболее часто встречаются у всех людей. По этому списку нужно проверить свою совесть — что-то обязательно найдете по отношению к себе.

Если вы боитесь, что подойдя к исповеди и растерявшись, забудете все то, о чем хотели бы сказать, то можно заранее выписать грехи на листочек, и по этому листочку, с такой шпаргалкой, подсматривая или прочитывая с него записанные грехи, поисповедоваться.

Иногда можно встретить такое суждение, что вот такая практика записывать на бумагу согрешения и чтение с этого листа — не правильна. И новоначальным воцерковленные люди часто рекомендуют все-таки этого не делать. Насколько верно такое рассуждение?

Я, честно говоря, не слышал такого суждения среди людей. Ну что ж — каждому свое, кому как лучше, тот так и исповедуется. В этом моменте есть, конечно, другая крайность, когда исписанную такую бумажку суют батюшке в руку: «Батюшка, прочитайте». Батюшка прочитывает и все — исповедь закончена. Самому человеку ничего рассказывать не надо. Это можно наблюдать в некоторых храмах, но, мне кажется, это не совсем здоровое явление нашей церковной практики.

Сама исповедь ведь подразумевает словесное открытие грехов священнику. Ведь не даром в молитве, которая читается священником перед исповедью, есть такие слова, «Сам, как Благой и Незлобывый Владыка, сих рабов Твоих словом разрешитися благоволи». Что это значит? Это значит, что все, что эти люди произнесут словом, Ты, Господи, эти грехи разреши и прости. Поэтому бумажка — это лишь подспорье и подсказка. Бывает, люди настолько знают свои грехи, что им и не нужно никакой шпаргалки, эти грехи всегда перед глазами, и совесть о них постоянно напоминает.

Есть еще одна хорошая практика, к которой обращаются чаще всего люди уже более воцерковленные, которые исповедуются регулярно, а в интервале от Исповеди до Исповеди человек записывает совершенные грехи и делает это не накануне, а в течение всего этого промежутка времени. Что-то вспомнил — запиши, увидел в себе какой-то недостаток, который раньше не замечал, — запиши, пока не забыл, и бумага сохранит записанное до Исповеди.

Есть ли какие-то согрешения человека, которые он должен обязательно, не стесняясь, рассказать на первой исповеди?

Исповедь — это таинство, на котором прощаются все исповеданные грехи. Поэтому нужно пользоваться такой возможностью и рассказывать обо всем, что есть, и не делить на первостепенное и неважное, то, что рассказать сегодня, и то, что рассказать завтра. Это может быть даже профанацией исповеди — это что за покаяние такое, не полное, фрагментарное?

Но бывают такие моменты, когда человек не готов сразу рассказать что-то, на первой исповеди. Такой человек может рассуждать: «Вот я пока не расскажу, а расскажу, когда созрею до этого».

Такой подход, конечно, не правильный. В Таинстве исповеди ведь не только прощаются грехи — Господь и врачует наши немощи Своею Благодатью для того, чтобы мы эти грехи не повторяли. Иногда бывает так, что, идя на исповедь, человек думает: «Я поисповедаю, конечно, этот грех, но точно знаю, что буду его все равно совершать».

И вот здесь нужно дать место действию Божию, чтобы Господь помог человеку. Человек подходил на исповедь не с твердым намерением оставить грех, думал, что будет и дальше совершать исповеданный грех, а после исповеди Благодать Божия коснулась сердца и появляется решимость все-таки не совершать исповеданный грех, и сама душа заговорила иначе. Потом еще сам будет иногда удивляться — вроде же не было готовности, а вот она появилась, стало легче, Господь дал через Таинство сугубые силы для борьбы с грехом.

Покаяние – не только человеческое, это еще и Божественное действие, действие Божественное благодати. Потому что только Бог может освободить нас от наших грехов. С нашей стороны требуется желание и труд, а освобождение человека от страстей это дело посильное только Богу. Поэтому нужно дать Богу возможность вмешаться в нашу жизнь и что-то в ней изменить.

Только в Таинствах церкви мы можем получить эту врачующую Божественную благодать, поэтому и надо как можно чаще приступать к ним, ибо вне Таинств не может быть никакой христианской жизни.

С Таинствами Исповеди и Причастия тесно связана еще одна сторона воцерковления. Назовем ее четвертой ступенью. Нужно со временем найти себе духовного руководителя, наставника, который своими мудрыми советами и молитвой будет Вас вести по церковному поприщу. Может быть, такого священника Вы найдете не сразу и даже может и не в первые года своей воцерковленной жизни. Здесь нужно искать так, как невесту выбирают. Присмотреться, пообщаться, не кидаться за первым попавшимся. Дай Бог, чтобы это был человек великой совести, духовно трезвый и рассудительный.

Помимо этого, посещая храм, человек приобретает друзей, знакомых, через которых также происходит приобщение к Церкви. Это важный момент — влиться в церковную среду, чтобы и здесь найти своих собратьев, которые смогут быть подспорьем, смогут подсказать, помочь. Ведь некоторые вопросы, которые особенно касаются мелочей, например, церковного этикета, можно решить, спросив совет у более опытного прихожанина.

Следующий, пятый шаг — посещение воскресной школы для взрослых. Если есть при храме такая школа или проводятся занятия со священником, то нужно обязательно воспользоваться этой возможностью и записаться на эти курсы, походить, послушать. Даже и в маленьких, и в деревенских храмах батюшки находят время, чтобы организоваться при храме такую школу. Это тоже важный шаг воцерковления.

Шестой ступенью можно отметить паломнические поездки. В паломнической поездке человек общается в церковной среде, с верующими людьми, прикасается вживую к некоторым страничкам церковной истории, через это очень многое узнает. Молитвенно посещая монастыри и обители, где подвизались святые, приобретает новых молитвенников и небесных покровителей. Многие стороны церковной жизни открываются в таких поездках по-новому. Паломничества по святым местам дают новые силы и впечатления.

Еще один из самых важных шагов — приобщение к чтению.Очень трудно вести церковную жизнь, не читая церковной литературы. Если даже ребенок растет в верующей семье, но с возрастом не приобретает новых знаний, ничего не читая и не интересуясь, то есть опасность, что он, вступив в более взрослую жизнь, просто уйдет из Церкви, потому что его детская вера, основанная на прочтении в далеком детстве детской Библии, не сможет ответить на те взрослые вопросы, которые у него возникнут. Поэтому нужно читать. Читать соответственно возрасту и интересам. В наше время сейчас изобилие литературы. На любой вкус, что называется. Интересно тебе узнать об истории Церкви – пожалуйста. Интересуешься больше богословием – и здесь огромный выбор. Нравятся сказания о подвижниках благочестия – читай жития святых.

Новоначальному я бы посоветовал почитать, как уже говорил, прежде всего, Закон Божий, толкование на Евангелие, жития святых, чтобы примеры святых подвижников воодушевили к христианской жизни, чтобы помогли удержаться в церковной среде. И постепенно надо приобщать себя к святоотеческим творениям, сначала, может быть, к книгам современных отцов, потом уходя дальше и дальше в века, обращаясь к трудам более ранних подвижников. Все это целесообразнее постепенно сочетать с воцерковлением — малоцерковному человеку будет сложно читать святоотеческие серьезные творения, потому что те вопросы, которые в них поднимаются будут им просто малопонятны и неинтересны. Чтением нужно себя увлечь, заинтересовать. А потом переходить и к серьезной литературе.

А что это за серьезная литература?

Я имею в виду, конечно, святоотеческую литературу. Плохо, если наша домашняя библиотека вмещает в себя только «Закон Божий», да «Первые шаги в православном храме». Нужно постепенно приобщать себя к богатейшему святоотеческому наследию Церкви. Творения таких подвижников как Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Авва Дорофей, должны быть настольными книгами. Узнавайте у священников, у знакомых, какую книгу было бы полезно и интересно прочитать. При нашем храме также есть библиотека — можно прийти и посоветоваться.

Кроме книг в интернете есть огромный выбор аудиоматериала. Множество лекций, бесед. Посоветовал бы новоначальным прослушать некоторые записи лекций профессора Московской Духовной Академии Осипова Алексея Ильича. Очень рекомендовал бы послушать его лекцию под названием «Сущность христианства» в первом выпуске его аудиодисков. Все это вполне доступно в сети.

Батюшка, у меня есть еще такой вопрос: когда человек воцерковляется, на первых порах становится порой очень сложно всем его родным. Начинается особый период — когда начинается безудержная агитация, рожденная, безусловно, от самых искренних эмоциональных проявлений. Как может быть уследить за собой, чтобы не принести таким своим состоянием вреда окружающим, не оттолкнуть их от Православия?

У нас даже само слово «неофит» устойчиво ассоциируется с безудержным проповедованием всем и вся, навязыванием своей церковности и религиозности. Это, конечно, тоже большая ошибка, которой нужно избегать, но в то же самое время не впадать в другую крайность — стесняться перекреститься, бояться того, что будут о тебе говорить, слишком считаться с этими мнениями. Каждому приходится через это проходить, сталкиваться с тем, что окружающие начинают и пальцем показывать, и укорять, подсмеиваться, стараются уязвить. Это со многими случается, нужно это преодолеть и перетерпеть.

Не нужно также сразу всех наших домашних заставлять сразу стремиться к церковности, которая появилась у нас. Именно заставлять нельзя, но можно потихоньку приобщать, знакомить. Часто родители печалятся, что их дети в храм не ходят, о вере ничего не знают. Когда спрашиваешь, в каком возрасте они сами пришли в храм, то они говорят, что пришли сами в уже далеко немолодом возрасте, и было время, когда они тоже не веровали и жили так, как живут сейчас их дети. Это надо понимать — у каждого свое время даже для того, чтобы прийти к Богу. Не с такой настойчивостью навязывать свою церковность, чтобы возбудить в человеке отвращение или даже ненависть ко всякому слову о Боге.

Нужно поступать мудро. Вот, к примеру, тянет мать свою дочь в храм и каждый день твердит ей об этом, а у дочери скоро аллергия начнется от такой проповеди. Зачем же так делать? Не правильнее ли выбрать подходящие моменты, когда человек будет готов воспринимать. Например, случилась какая-то радость — сказать дочери: «Сходи в храм, поставь свечку, поблагодари Бога». И она, может быть, пойдет. Случилось какое-то горе – «Сходи на исповедь, причастись – Господь все и управит». В определенные моменты жизни с этой темой можно подойти к человеку, но нужно мудрое рассуждение о том, когда это лучше сделать.

Также не нужно думать, что вот я обратился, начал ходить в храм, значит, все остальные теперь хуже меня, а я выше других. Нужно учитывать и немощи своих домашних. Многое зависит и от того, какое положение занимает в семье верующий. Если это школьник, то он не может, например, всей семье приказать поститься. Он ест то, что готовит ему мама. Конечно, если мама пойдет навстречу и согласится готовить ему постную пищу — это будет хорошо. Но если мама на это не идет, пост сопровождается скандалами и постоянными неприятностями, тогда надо потерпеть и кушать то, что готовит мама, и поститься в ту меру, в которую получается. Отказаться, к примеру, от просмотра телевизора, от каких-то продуктов, от которых он и сам может отказаться без проблем. И такой пост будет более полезен и приятен Богу, чем тот, который сопровождается ссорами и взаимным отчуждением.

Батюшка, а могут ли эти обозначенные Вами семь шагов, ступеней, иметь какие-то принципиальное различие для людей разных возрастных групп? Или это все же универсальная «инструкция»?

Я думаю, это достаточно универсальный перечень шагов, подходящий для большинства. Бывает, конечно, — и чаще всего — человек начинает свое воцерковление не с чтения Священного писания, не с изучения Нового завета, а с Причастия или знакомства с верующими людьми. Предложенная мной схема наиболее удобна с моей точки зрения, она сделает более естественным путь человека к воцерковлению. Хотя воцерковление может начаться и с паломничества — если человек оказывается где-то в поездке с православными, он заходит в храм, смотрит уклад монастыря, ему становится интересно, возникает желание что-то почитать. Иногда воцерковление может начаться и с какой-то другой книги — не с Нового завета, а остальные шаги будут потом. Любой из этих шагов может быть первым — и чтение литературы, и посещение воскресной школы.

Заканчивая нашу беседу о воцерковлении, хотелось бы сказать об одном заблуждении, которой часто царит в головах наших соотечественников. Они говорят как бы так: «Причем тут Церковь, с Богом у меня свои личные отношения. С чего это взяли, что только в Церкви и через Церковь можно спастись. Нет! Воцерковление – это не моя тема». Я не буду в контексте нашей беседы сейчас полемизировать на эту тему. Я только приведу слова святых первых веков.

«Не должно у других искать истину, — говорит святой Ириней Лионский (II век), — ее легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, там и всякая благодать»

Священномученик Киприан Карфагенский (III век): «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Блаженный Августин (IV век) говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».

Важно понять, что христианство — это не просто нравственная религия, которая учит человека исключительно добру и добродетельной жизни. Христианство – это, прежде всего, жизнь, которая возможна только внутри Церкви, внутри единого церковного духовного организма, через участие в Таинствах, участие в богослужениях — только через это человек может приобщиться к Богу и стать наследником Небесного Его царства.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (28111) раз