Мы строим дом
Поиск по сайту

Положение об отделе материально-технического снабжения. Материально-техническое обеспечение Отдел материально технического снабжения чем занимается

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Компания»
____________ П.П. Петров

«___»___________ г.

Положение
об отделе материально-технического снабжения и комплектации

1 Общие положения

1.1. Полное наименование — отдел материально- технического снабжения и комплектации, сокращенное — ОМТСиК.

1.2. Отдел материально- технического снабжения и комплектации (далее ОМТС и К) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Компания» (далее предприятие). Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.

1.3. ОМТСиК подчиняется непосредственно коммерческому директору.

1.4. ОМТСиК возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению коммерческого директора.

1.5. В ходе осуществления закрепленных за отделом функций он взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия:

1.5.1. Производственными подразделениями
1.5.2. Планово-экономическим отделом
1.5.3. Бюро производственного заказа
1.5.4.Финансовым отделом
1.5.5 . Отделом технического контроля
1.5.6. Конструкторско-технологическим отделом
1.5.7. Транспортно-складским управлением
1.5.8. С цехами
1.5.9. Бухгалтерией
1.5.10. Отделом кадров
1.5.11. Юридическим отделом
1.5.12. Отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

— Действующим законодательством РФ;
— Приказами и распоряжениями генерального и коммерческого директоров;
— Уставом предприятия;
— Политикой предприятия в области качества;
— Руководством по качеству;
— Настоящим положением;
— Документацией системы менеджмента качества предприятия;
— Правилами внутреннего трудового распорядка.

2 ЦЕЛИ

2.1 Организация своевременного обеспечения предприятия всеми необходимыми для производства материалами и комплектующими изделиями требуемого качества.

2.2 Формирование оптимальных размеров производственных запасов, снижение затрат, связанных с приобретением и доставкой.

3 ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

3.1 Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия, исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника ОМТСиК.

3.2 Начальник ОМТСиК имеет одного заместителя.

3.3 Обязанности заместителя и начальников бюро определяются начальником ОМТСиК.

3.4 Заместитель, начальники бюро ОМТСиК, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом генерального директора предприятия по представлению начальника ОМТСиК.

3.5 Отдел материально-технического снабжения имеет в своем составе бюро:

— планово — нормативное;
— металлов;
— химикатов, лакокрасочных изделий, кабельной продукции, эмальпроводов и изоляции;
— комплектации и вспомогательных материалов;
— покупного инструмента.

3.6 Заместитель начальника ОМТСиК подчиняется начальнику ОМТСиК.

3.7 Начальники бюро подчиняются начальнику ОМТСиК и заместителю начальника ОМТСиК.

3.8 Распределение обязанностей между сотрудниками подразделений (бюро) производится начальниками бюро.

4 Функции и задачи

4.1 Участие в реализации Политики предприятия в области качества.

4.2. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, топливе и др.).

4.3 Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах (выбор поставщиков, их оценка.)

4.4 Подготовка, анализ договоров с поставщиками до их заключения, согласование условий, сроков поставок, требований к качеству поставляемых материальных ресурсов.

4.5 Постоянный контроль за своевременным выполнением поставщиками своих обязательств по договорам.

4.6 Подготовка данных для предъявления претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств.

4.7 Осуществление контроля за состоянием запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, обеспечение бесперебойной работы предприятия своевременным завозом материалов на склад предприятия.

4.8 Осуществление контроля над отпуском материальных ресурсов со складов ТСУ и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

4.9. Принимать участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (снижение затрат, связанных с транспортировкой, заменой дорогостоящих материалов на дешевые, использование вторичного сырья, реализация излишних ресурсов и др.).

4.10 Принимать участие в разработке проектов планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений.

4.11 Принимать участие в разработке, функционировании и совершенствовании системы менеджмента качества (в соответствии с компетенцией отдела) предприятия.

4.12. Принимать участие в разработке и реализации корректирующих и предупреждающих действий (в соответствии с компетенцией отдела).

5 ПРАВА

5.1. Представительствовать от ОАО «Компания» в других организациях по вопросам приобретения материальных ресурсов.

5.2. Вести переписку, переговоры с поставщиками и оформлять договора на поставку материальных ресурсов за подписью ген. директора или иного лица, имеющего право подписи.

5.3. Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач.

5.4. Привлекать специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

6 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

В ходе выполнения функций и задач, отдел материально-технического
снабжения взаимодействует:

6.1. С производственными подразделениями по вопросам:

6.1.1 получения:

— заявок на материально-технические ресурсы;
— копий актов о несоответствиях, оформленных в установленном порядке;
— сведений об остатках сырья, материалов, комплектующих в кладовых подразделения;
-сведений о затруднениях, связанных с недостаточным обеспечением материалами, комплектующими.

6.1.2 предоставления:

— Требований — накладных на отпуск материально-технических ресурсов;
— сведений о наличии материально-технических ресурсов на складах сырья и материалов;
-сведения о сроках поступления материалов, комплектующих;
-сведения об изменении сроков завоза материалов;

6.2. С планово-экономическим отделом по вопросам:

6.2.1. Получения:
— годовых, квартальных планов производства;

6.2.2. Предоставления:
— информацию о ценах на сырьё и материалы.

6.3. С бюро планирования производства по вопросам

6.3.1 Получения:
-месячных производственных заданий, их изменений, дополнений;

6.3.2. Предоставления:
— данных о наличии материалов на складах, сроках поступления, сведений
об изменениях сроков завоза;

6.4. С финансовым отделом по вопросам

6.4.1. Получения:

— месячной планируемой сметы оплат сырья, материалов,
комплектующих (бюджет);
— данных о фактическом исполнении бюджета.

6.4.2. Предоставления:

— данных для планирования месячной сметы оплат сырья, материалов,
комплектующих (бюджет);
— информации о ценах на сырье, материалы, комплектующие изделия;
— сведения об исполнении заявок на приобретение материалов.
— -счетов и служебных записок на оплату;

6.5. С конструкторско-технологическим отделом:

6.5.1. Получения:

— копий актов на материалы, не прошедшие входной контроль;
— консультации по вопросам СМК;
— документации СМК;
— заключений по внешним и внутренним проверкам СМК.

6.5.2. Предоставления:

— сведений об условиях поставки материалов;
— планов корректирующих мероприятий «отчетов о выполнении
мероприятий по устранению несоответствий в системе менеджмента
качества, вновь разработанную документацию СМК;
— документов, необходимых для составления рекламаций.

6.6. С отделом технического сопровождения по вопросам:

6.6.1 Получения:

— норм расходования материалов и извещений об изменениях норм
расхода;
— разрешений на использование в производстве материалов с
отклонениями по качеству;
— сведений о материалах, необходимых для запуска в производство
новых изделий;
— сведений о взаимозаменяемости материалов.

6.6.2. Предоставления:

— сведений об объемах и сроках отгрузки материалов.

6.7. С транспортно-складским управлением (ТСУ) по вопросам:

6.7.1. Получения:

— информации о поступлении; движении, наличии материалов на складах;
— заявок на приобретение материалов.

6.7.2. Предоставления:

— информации об отгруженных материалах;
— заявок на транспортные средства для завоза материалов;
— данных для розыска грузов по железной дороге.

6.8. С цехами по вопросам

6.8.1. Получения:
-заявок на материалы, комплектующие для ремонтно-
эксплуатационных нужд.

6.8.2. Представления:
— сведений о наличии материалов на складах;
— сведений о приобретении материалов по заявкам.

6.9. С бухгалтерией по вопросам:

6.9.1. Получения:
— данных о движении сырья и материалов, и остатка на конец
отчетного периода;
— итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;
-заявок на приобретение материалов.

6.9.2. Предоставления:
— приходно-расходных документов.

6.10. С отделом кадров по вопросам:

6.10.1. Получения:

— планов, графиков обучения персонала;

6.10.2 Предоставления:

Графиков отпусков;
-заявок на подбор персонала;
-заявок на обучение персонала;
-табеля учета рабочего времени.

6.11. С юридическим отделом по вопросам:

6.11.1. Получения:
-консультации по вопросам, касающимся приобретения материальных ресурсов, трудового законодательства.

6.12.2. Предоставления:
— проектов договоров и дополнительных соглашений к ним для анализа;
-данные для ведения претензионно-исковой работы контрагентами.

6.13. С отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды
по вопросам:

6.13.1 Получения:
-информации, необходимой для выполнения функциональных задач отдела.
6.13.2 Предоставления:

— сведений о наличии средств защиты на складах;
— сведений о приобретении спец.обуви, спец.одежды, средств защиты.

7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

7.1 Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение
функций отдела несет начальник отдела материально-технического
снабжения.

7.2. На начальника ОМТС и К возлагается персональная ответственность за:

7.2.1 не организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.

7.2.2 Не организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

7.2.3 Не организацию соблюдения сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.

7.2.4 Не обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и соблюдение правил пожарной безопасности.

7.2.5 Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.

7.2.6 Несоответствие действующему законодательству, подписываемых им проектов приказов, инструкций, положений постановлений и других документов.

7.2.7 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными
инструкциями.

8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8.1 Настоящее «Положение» составлено в соответствии с:

8.1.1 требованиями документов СТП СМК»Положение о структурном
подразделении. Общие требования»;

8.1.2 действующей на предприятие организационно-управленческой
структурой;

8.1.3. штатным расписанием ОМТС и К.

8.2. В настоящее «Положение» имеет право вносить предложения об его
изменении коммерческий директор предприятия и начальник отдела
метериально -технического снабжения и комплектации (ОМТСиК) .

8.3 Сроком введения в действие настоящего «Положения» считать дату
утверждения «Положения» Генеральным директором предприятия.

8.4 Срок действия данного «Положения» — 5 лет.

Начальник отдела
метериально -технического снабжения и комплектации М.М. Снабженцев

Коммерческий директор К.К. Раскукуев

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник отдела менеджмента качества В.В. Васильев

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев

Система организации снабжения предприятия ресурсной базой, необходимой для его производственной деятельности.

Материально-техническое обеспечение (МТО) включает в себя анализ потребностей предприятия в ресурсах, их поиск, покупку и подготовку для использования в производственной деятельности.

Функциональная основа и основные задачи МТО

Функционал МТО делят на четыре подгруппы: коммерческую, маркетинговую, технологическую и административную.
  • Коммерческая. Покупка или аренда материально-технических ресурсов, необходимых для производственной деятельности.
  • Маркетинговая. Выбор поставщиков и заключение с ними контрактов.
  • Технологическая. Доставка или транспортировка ресурсов, а также их складское хранение.
  • Административная. Учет и контроль ресурсной базы.

Планирование

Материально-техническое обеспечение играет одну из ключевых ролей в долгосрочном планировании деятельности фирмы. Номенклатура МТО позволяет заранее необходимое количество ресурсов для производства запланированного объема продукции. Процесс ее составления включает несколько этапов:
  • анализ стоимости и качества ресурсов у разных поставщиков;
  • расчет затрат на доставку ресурсов;
  • расчет объемов требуемых ресурсов в соответствии с планами выпуска готовой продукции;
  • составление плана закупок.
При работе системы МТО предприятия используются следующие методы:
  • Нормативный. Основывается на прямой корреляции между масштабом производства предприятия и его потребностью в ресурсах, которая определяется нормой расходов.
  • Статистический. Базируется на коэффициентах планирования будущего потребления по сравнению с прошлыми и снижения нормы расходов на следующий период.
  • Прогнозный. Предполагает анализ расходов на потребление ресурсов за определенный промежуток времени в прошлом и их динамике.

Основными функциями отдела материально-технического обеспечения являются определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе и др.). Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов. Создание запасов, необходимых для производства. Подготовка и заключение договоров с поставщиками. Согласование условий и сроков поставок материальных ресурсов. Анализ возможностей и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях предприятий оптовой торговли и заготовительных организаций с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов. Доставка материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами. Приемка материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов. Контроль качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов при приеме их на склады сырья и материалов.

Основными задачам отдела материально-технического обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами. Подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов. Организация рационального использования материально-технических ресурсов.

Служба (отдел) материально-технического снабжения представляет собой организационно-структурное подразделение предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов.

В состав звеньев системы материально-технического снабжения входят отдел материально-технического снабжения и находящиеся в его подчинении снабженческие склады.

Характерными видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, определение потребности предприятия в материалах, организация складского хозяйства и системы обеспечения цехов средствами производства.

Классификация материалов. Современные предприятия испытывают потребность в разнообразных материалах широкой номенклатуры и ассортимента. С целью удешевления производства, поиска новых материалов, позволяющих улучшить свойства и качество продукции, оздоровления условий производства на предприятии необходимо осуществлять классификацию и индексацию используемых материалов. Эта работа нужна и для совершенствования системы оперативного и бухгалтерского учета.

В основе классификации лежит группировка материалов по однородности характерных признаков с последующим распределением на разделы, подразделы, виды и т.д. Каждому из разделов присваивается соответствующий индекс по десятичной системе.

Классификация осуществляется в виде таблиц, в которых каждому разделу присвоен индивидуальный индекс классификатора, со ссылкой на технические условия, стандарты или сертификаты, с указанием цены продавца и цены приобретения.

Цена продавца представляет собой цену поставщика и указывается им при заключении договора-поставки. Цена приобретения включает цену продавца, а также все расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов, -- наценку посреднических организаций, транспортные тарифы, затраты по доставке грузов на склады предприятия и цехов.

  • 1. Планирование, которое предполагает:
    • · изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;
    • · прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;
    • · оптимизацию производственных запасов;
    • · планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;
    • · оперативное планирование снабжения.

2. Организация, которая включает:

  • · сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. п.;
  • · анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
  • · заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
  • · получение и организацию завоза реальных ресурсов;
  • · организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
  • · обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;
  • 3. Контроль и координация работы, в состав которых входят:
    • · контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;
    • · контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
    • · входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
    • · контроль за производственными запасами;
    • · выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
    • · анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение ее эффективности.

В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Причем соотношение значимости отдельных критериев с течением временем может меняться.

Организационное построение, характер и методы работы служб снабжения на предприятиях отмечаются своеобразием. В зависимости от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции и территориального размещения предприятия складываются различные условия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерный тип структуры службы снабжения -- смешанный, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Однако наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское.

Смешанный тип структуры отдела снабжения -- наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению МТО производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов: планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами; устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кроме отдела МТС включает и отдел внешней кооперации (или бюро, группу), который может входить в состав ОМТС.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, представленный на рис. 2.

Особенностью этого типа структуры является то, что подразделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам, сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.

Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

Отдел материально-технического обеспечения (далее – Отдел) является самостоятельным структурным подразделением входящий в состав –управления вспомогательных служб, которое в непосредственном подчинении руководителя компании- ОАО «Томскгазпром»

В своей деятельности отдел руководствуется:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ;

Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Томскгазпром»;

Положение о договорной работе ОАО «Томскгазпром».

Уставом общества

Приказами и распоряжениями генерального директора;

Должностными и рабочими инструкциями;

Правилами внутреннего распорядка и иными нормативными актами;

Приказами, распоряжения департамента управления корпоративными затратами (далее ДУКЗ) ОАО «Газпром».

2.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной целью отдела материально-технического обеспечения является полное и своевременное обеспечение всех процессов и видов деятельности компании материально-техническими ресурсами необходимого качества и количества.

Задачами отдела материально-технического обеспечения являются:

Определение потребности в материально-технических ресурсах, необходимых для результативной работы компании. А именно, потребность определять годовую, полугодовую, квартальную и ежемесячную;

Оперативно собирать заявки от производственных подразделений, с целью дальнейшего планирования бюджета;

Реализация планов размещения закупок для обеспечения деятельности компании,

Контроль качества закупок. Определять критерии, которые бы позволяли закупать продукции лучшего качества;

Контроль выполнения заявок от структурных подразделений на материально-техническое обеспечение; Ежемесячный мониторинг (процент выполнения) выполнения заявок, которые подали производственные подразделения;

Организация работы складского учета и обеспечение необходимых условий хранения материально-технических ресурсов; Создания таких условий,чтобы оперативно собиралась информация о наличии ТМЦ на складе, ее качественном хранении,передвижении на дальнейшие месторождения. Основной склад ОАО «Томскгазпром» находится в г.Томске. Так как предприятие имеет месторождения, а значит, у каждого месторождения есть потребности в ТМЦ. То задачей является в данном случае оперативность доставки товаров до складов, которые находятся на месторождениях общества. Здесь должно учитываться, время, затраченное на доставку, стоимость доставки. Будь это автотранспорт, водный транспорт или воздушный.



Мониторинг и анализ распределения и расходования материально-технических ресурсов в структурных подразделениях компании с целью организации их рационального использования;

Анализ деятельности по осуществлению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях ее оптимизации и экономии денежных средств компании.

2.4 ФУНКЦИИ ОМТО

Основными функциями отдела материально-технического обеспечения являются:

Сбор и регистрация заявок и технических заданий от производственных подразделений и дальнейшее их размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг при помощи конкурсов;

Составление реестра заявок по направлениям и группам закупщиков компании;

Определение способа и даты размещения конкурсов на официальном сайте компании (http://www.vostokgazprom.ru/tenders/doters/), указанных в плане закупок компании;

Подготовка проектной документации для проведения открытых запросов предложений и аукционов;

Размещение плана закупок на поставки товаров, оказание услуг по перевозке ТМЦ согласно утвержденному плану;

Подписание договоров с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);

Контроль исполнения условий договоров;

Подготовка претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств;

Организация доставки материально-технических ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками на месторождения общества;

Контроль качества закупок;

Обеспечение надлежащих условий хранения приобретенных материально-технических ресурсов на складах Общества;

Распределение материально-технических ресурсов по структурным подразделениям согласно заявкам, техническим заданиям и установленным нормам;

Контроль выполнения заявок от структурных подразделений на материально-техническое обеспечение;

Составление годовых отчетов о материально-техническом обеспечении компании.

2.5 СТРУКТУРА И ШТАТЫ

4.1 Организационная структура управления вспомогательных служб отдела материально-технического обеспечения(далее ОМТО).

В структуру отдела входят:

Начальник отдела материально-технического обеспечения;

Заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения;

Заведующие складами в г. Томске и на месторождениях;

Кладовщики;

Ведущие специалисты ОМТО

Специалисты ОМТО

Структура отдела материально-технического обеспечения представлена на рисунке 1 (Приложение А).

Этапы работы ОМТО

Существуют несколько этапов прохождения закупа того или иного товара для производственного подразделения, начиная от подачи заявки и исполнением договора. Более подробно этапы опишем.

1.Формирование бюджета

Первым этапом можно отнести следующее. ОМТО при помощи производственных подразделений обсчитывают годовую потребность Общества в тех или иных группах товаров. Это может быть - арматура, лакокрасочная продукция, резинотехнические изделия и т.п. Далее после того как подразделения определились с выбранной номенклатурой на следующий год и количеством, они подаю эти годовые заявки ОМТО для дальнейшего изучения и проставления цен на следующий год. Тем самым ОМТО формирует годовой бюджет затрат на материалы, которое планирует потратить Общество на следующий год. Цены формируются при помощи статистики, а именно берется цена той или ной номенклатуры, которая ранее уже закупалось и умножается на коэффициент инфляции. В результате формируется бюджет затрат.

2. Подача оперативных заявок

После того как определились с бюджетом, который в свою очередь согласуется генеральным директором, ОМТО распределяет тот годовой перечень номенклатуры по группам закупщиков. Всю номенклатуру разбивают по характеристикам, свойствам,которые идентичны по функциональному значению. Например, рукава резиновые, техпластина, набивка сальниковая –эти номенклатуры можно объединить в одну группу- резинотехнические изделия. После того как определились с группами закупщиков, ОМТО определяет срок подачи оперативных заявок на следующий год. Здесь необходимо учитывать несколько моментов. Первое - сроки изготовления продукции. К примеру арматура,как правило высокотехнологичное оборудовании и на ее изготовления заводы дают по полгода и более. Второе- адрес доставки, т.е. есть месторождения, где дороги существуют только при помощи автозимников. К примеру, заявки на горюче-смазочные материалы следует подавать в ноябре-декабре месяце, для того чтобы успеть сформировать план, провести конкурс и успеть завести по автозимникам. При этом надо еще учитывать сроки исполнения договора.

3. Формирование плана закупок

После того как ОМТО определился с датами подач оперативных заявок, он начинает формировать план закупок на следующий год. Схема следующая- формируются конкурса по группам закупщиков, определяется общий объем, расчетно - максимальная цена и далее формируется план закупок годовой. Предприятие обязано его сформировать и выложить на официальный сайт, согласно требованиям ФЗ № 223, при этом согласовать в ДУКЗ ОАО Газпром».

4. Подготовка конкурсной документации для проведения открытых запросов предложений.

Когда план закупок утвержден ОМТО начинает выполнять основную функцию - закупать товар согласно тем характеристикам, которые требуют производственные подразделения. Начинается подготовка оформления документации для размещения ее на официальном сайте госзакупки.ру.

Первым этапом подготовка документов – это техническое задание и спецификация,которые являются неотъемлемые частями проекта договора. Пример, приложение Б и В.

Как видно из тех. Задания, видна следующая информация- характеристика товара, его количество, требования, предъявляемые к качеству товара. В спецификации информация дублируется, но добавляется условия оплаты - отсрочка платежа, предоплаты, может как 100% предоплата, так и часть предоплаты от суммы договора. В данном случае руководство компании придерживается принципа работы с поставщиками без предоплаты. Это снижает риски Покупателя в разы от недобросовестных поставщиков Далее специалисты ОМТО проводит маркетинговые исследования для определения расчетно-максимальной цены. Для этого запрашиваются предложения от потенциальных поставщиков, по 223 ФЗ должны быть не мене 3-х участников. После получения коммерческих предложения рассчитывается начальная максимальная цена контракта. (далее НМЦК). Методика расчета берется на основе методических указаний Министерства экономического развития от 2 октября 2013 года № 567 (http://forum.gov-zakupki.ru/topic12582.html). Существую несколько методик расчета НМЦК. Более подходящий метод для поставки аналогичного товара является метод сопоставимых рыночных цен, который рассчитывается по формуле:

НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

n - количество значений, используемых в расчете;

i - номер источника ценовой информации;

Цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров.

Необходимо закупить предприятию техническую ткань, а именно

1.) вафельное полотно в объеме 6200 м

2.) нетканое полотно в объеме 5000 м.

Рассылаются затем заявки потенциальным поставщикам, минимум 5 участников. После получения коммерческих предложений рассчитывается НМКЦ (Таблица 1)

Наименование поставщика Вафельное полотно Нетканое полотно
Цена за метр с НДС, руб. Сумма, всего с НДС, руб. Цена за метр с НДС, руб. Сумма, всего с НДС, руб.
Компания А 175 000 279 000
Компания Б 179 800 275 000
Компания В 279 000 39,8 199 000
Компания Г 34,5 219 480 215 000
Компания Д 192 200 29,5 147 500

Использую формулы:

НМЦК (ваф.полотн.) = 6200/5*(35+29+45+34,5+31)=216 380 рублей.

НМЦК (ваф.полотн.)= 5000/5(45+55+39,8+43+29,5)= 212 300 рублей.

В результате НМЦК на техническую ткань 216 380 + 212 300= 428 680 рублей. После чего данный конкурс вывешивается на общероссийский сайтгосзакупки.ру и «вывешен» должен не менее чем на 5 календарный дней,как правило это 20 календарных дней.

Показатели эффективности работы ОМТО

1. Одним из показателей эффективности работы отдела МТО – полнота выполнены заявок. Как правило, его рассчитывают за год, полгода, квартально и помесячно. Например, за квартал ОМТО пришли заявки от производственных подразделений в количестве 3560 строк. Как правило, строка подразумевает номенклатуру товара и ее количество. Подразделением было обработано, т.е. закуплено или на стадии отправки товара в адрес компании 2900 строк. Отсюда Коэффициент выполнения рассчитывается:

Кв=Кол-во выполн.строк/Кол-во поданных строк*100 (2.2)

Кв= 2900/3560*100=81,4%

Данный показатель можно охарактеризовать следующим образом. Заявки,которые поданы производственным подразделениями в течение квартала 2014 года выполнены на 81,4%. Как правило, хорошие результаты ОМТО должны быть выше 80% выполнения. Это говорит об оперативности и слаженности работы данного структурного подразделения.

2. Второй показатель- эффективность проведения конкурсов за определенный период времени, который включает в себя несколько показателей:

Сокращение расходов бюджетных средств;

Формула Са = Сn – Cк (2.3)

Сn – стоимость предложения, выставленного заказчиком на конкурс (начальная цена контракта);

Ск – стоимость заключенного контракта (предложение победителя)

Абсолютная эффективность.

Эа = (Цс – Цк) х К (2.4)

Цс – цена товара, с которой сравнивается контрактная цена

(1-й вариант – средняя цена товара, предложенная поставщиками;

2-й вариант – среднерыночная цена товара;

3-й вариант – контрактная цена товара на предыдущем конкурсе);

Цк – контрактная цена товара по результатам проведенного конкурса;

К – количество товара, закупленного на конкурсе.

Средняя цена товара поставщиков (принимается средневзвешенная величина цен, предложенных всеми поставщиками) – участников конкурса.

Третий показатель- Экономия бюджетных средств Общества, выделенных на цели закупок.

В данном случае берется общее количество проведенных конкурсов, а это может быть как за год, полугодие, квартал или месяц и подсчитывается данный показатель. Как правило, данный показатель оптимальный результат должен показать 5%. Если этот показатель будет превышать 5% , значит, ОМТО не правильно просчитывает НМЦК или поставщики так роняют цену, что это может в дальнейшем отразиться на качестве поставляемого товара. Расчет предоставлен ниже за полугодие проведенных конкурсов ОМТО (Приложение Г).

Как видно из расчетов эффективность работы подразделения составила 4,84% за 1 полугодие 2014 года. Это говорит о том, что НМЦК рассчитывалась изначально правильно подразделением. В среднем участники давали цену ниже, чем НМЦК на 4,84%, т.к. конкурс подразумевает конкуренция и право каждого участника на добровольное понижение своей заявки.

Введение

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут узнать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба МТО должна проверять заказы производства с точки зрения заказанных материалов техническим условиям, и кроме того, с учетом имеющихся запасов.

Деятельность службы МТО не ограничивается только этой деятельностью. Следовательно, актуальным вопросом является изучение функций службы МТО, ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Переход предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в РФ играли формальную роль, коммерческие службы предприятия, в том числе и служба МТО имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация службы МТО предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому деятельность служб предприятия, в том числе службы МТО должна быть нацелена на конечный финансовый результат – прибыль.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Повышенное внимание уделяется возможностям улучшения структуры потребляемых сырья и материалов. Особенно актуальным является использование новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупках материальных ресурсов, развитие и увеличение объема услуг по завозу, складированию, складской обработке, предоставлению предприятиям информации в взаимодействии с транспортными организациями, способах перевозки закупаемых материальных ресурсов и других логистических услуг.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание содержанию коммерческой деятельности при закупке материальных ресурсов на предприятии.

Область изучения вопросов организации коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов достаточно емкая, представляет практический интерес.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических, методических основ по организации материально-технического обеспечения на предприятии.

Объектом исследования является деятельность предприятия по закупкам материальных ресурсов.

Успешное достижение поставленной цели зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

На основе мнений экономистов, обзора научной литературы показать необходимость правильной организации коммерческой работы предприятия по закупкам материальных ресурсов;

Раскрыть роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия;

В аналитическом плане – провести целевой анализ деятельности предприятия, описать работу предприятия по организации материально-технического обеспечения;

На основе проведенного анализа и аналитических расчетов выявить и сформулировать проблемы, определить основные направления, пути и перспективы их решения.


1. Организация мто на предприятии

1.1. Роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия

В условиях перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерческая деятельность, одним из основных аспектов которой является материально-техническое обеспечение. Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое.

Эти функции планируются, контролируются, регулируются и осуществляются специализированными службами в координации с другими коммерческими службами предприятия.

В связи с этим представляется целесообразным определить роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия.

При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло.

Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта: определение места в структуре управления предприятием – установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными группами и работниками. Снабженческая политика предприятия должна строиться в направлении улучшения структуры потребляемых материальных ресурсов, использования новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупке продукции, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Предприятия, создавшие у себя хорошо отлаженный снабженческий аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом, поскольку деятельность службы МТО направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий, цехов, участков, а также рабочих мест необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы предприятия.

Однако, даже самый лучший аппарат снабжения предприятия не дает требуемого эффекта, если не будет обеспечен менеджментом надлежащего уровня.

В связи с этим, следует отметить, что от эффективности деятельности структурных подразделений, отвечающих за материально-техническое обеспечение, зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: подбор кадров, организация стимулирования работников, информационное обеспечение, внедрение логистики в свою работу. При этом на построение организационной структуры службы МТО оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

Технические;

Экономические;

Организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру службы МТО предприятия, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производства, конъюнктура рынка сырья и материалов, формы расчетов за закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок, нетранзитных партий отгрузки и другое.

Факторы организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур службы МТО.

До 70-х гг. в странах рыночной экономики была широко распределена децентрализованная форма организации материального снабжения. Каждое предприятие, самостоятельно обеспечивало себя необходимыми материально-техническими средствами. Причем снабжение осуществлялось в рамках производственной деятельности предприятия.

Начиная с 70-х гг. децентрализованное обеспечение промышленных фирм постепенно заменяется централизованным. Централизация закупок материальных ресурсов обусловило необходимость создания самостоятельных служб МТО. Вице-президент фирмы, возглавляющий МТС, получил одинаковые права с вице-президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральной службой снабжения производится политика закупок, вырабатывается «стратегия снабжения», которая заключается в решении основной проблемы: закупать те или иные виды материально-технических ресурсов либо производить их самостоятельно. Но главная функция службы снабжения фирмы – закупка основных видов материально-технических ресурсов с наименьшими затратами. В центральной службе снабжения предприятия проводятся постоянные наблюдения за рынком сырья и материалов, изучается конъюнктура спроса и предложения, в ней сосредоточено информация о новых материалах, возможностях их применения, технологии их производства.

В 80-х гг. среди западных промышленных фирм получило распространение новая концепция управления материалами, которая предусматривает установление единого руководства и координацию закупок материалов, их доставку на предприятия, контроль за запасами. В фирмах, организация управления закупками материально-технических ресурсов на основе новой концепции, появляются управляющие материалами. Причем управляющий материалами получил в ведение функции транспортировки материально-технических ресурсов на предприятия, которые раньше контролировались производственным аппаратом. Результатом подобной реорганизации было улучшение оперативного управления, сокращение сроков доставки материальных ресурсов, уменьшение размеров запасов и ускорение их оборота.