Мы строим дом
Поиск по сайту

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) для детей старшей группы «Этот волшебный подводный мир». Конспект нод по окружающему миру "путешествие в подводный мир" подготовительная группа Конспект нод подводный мир подготовительная группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в подводный мир».

Городнова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ № 23 «Березка»

Цель: Обогатить знания детей о подводном мире.

1. Познакомить детей с внешним видом и функционированием батискафа.

2. Уточнить знание детей о подводных жителях.

3. Упражнять детей в использовании условных мерок.

4. Предложить детям продолжить изучение обитателей подводного мира в совместной деятельности со взрослыми.

Оборудование: изображение батискафа, таз с водой, стакан, интерактивная коллекция «Подводный мир», картинки ф А4 скат и медуза, мелкие предметные картинки морских обитателей, глобус.

В-ль:Ребята, посмотрите что у меня в руках.(показывает глобус)Что означают голубой и коричневый цвет на глобусе?

Д.- Суша и вода.

В.- А вы любите путешествовать? А на чём можно путешествовать по суше? А по воде? А под водой?

Д.- акваланг, ласты и маска, подводная лодка.

В-ль: Давайте опуститмся на дно с помощью батискафа. Проговорите вместе со мной батискаф. А кто-нибудь из вас знает, что такое батискаф? (ответы детей) (воспитателем показывается картинка с изображением батискафа).

В-ль: Посмотрите ребята это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри него много разных приборов, чтобы наблюдать за подводным миром. А раньше люди тоже опускались под воду, у них не было специальной техники и тогда люди изобрели батискаф, но он был сделан из половины бочки, к верху крепился крючок, а крючку - веревка, которая была прикреплена к лодке. Но как же они могли дышать? (проводится опыт со стаканом тазик с водой) В-ль опускает стакан в воду и дети видят, что часть стакана не наполнилась водой.

В-ль: Ребята, что вы видите? (Ответы детей стакан не полностью заполнился водой). Подведем итог…..таким образом люди могли не выплывая на поверхность собирать жемчуг, ракушки.

В-ль: Теперь и нам надо отправляться в путь. (дети садятся на стульчики стаявшие кругом из обруча вход). Включается музыкальное сопровождение.

В-ль: (на доске появляются изображения морских животных.) Ребята, посмотрите какой вид открывается перед нами, а вот и подводные жители (осьминог, морская звезда, морской ёж, конёк, скат, медуза, акула). (дети называют). Ребята, я загадаю вам загадку о подводном жителе, а вы должны отгадать.

Известен он во многих странах:

Живёт в морях и океанах,

Ему не нужен тесный пруд,

Его второе имя - Спрут.

Он может камня вид принять –

Умеет быстро цвет менять.

У него есть восемь ног…

Головоногий …

(осьминог).

А как вы догадались, что это осьминог? (дети называют) .

Физминутка «Морская фигура»

В-ль: Ребята, теперь вы должны разделиться на команды и каждой из команд я дам картинку с морским обитателем, вы должны посовещаться в своей команде и описать морского обитателя другой команде не называя его, а они должны угадать. (медуза, скат).

В-ль: Ребята, посмотрите на рыбок и попробуйте найти 2 одинаковые рыбки. Чем они похожи.

В-ль: Ой, кто же это к нам подплыл?! Это мурена. Я хочу рассказать вам об этом морском обитатели. (Рассказ воспитателя).

В-ль: Давайте измерим ее длину. А чем можно измерить? (Ответы детей).

В-ль: Ребята, наше путешествие закончилось, нам пора отправляться назад. Ребята, вам понравилось путешествие в подводный мир, а давайте с вами создадим свой подводный мир. (Детям предлагаются тонированный в голубой цвет лист ватмана и мелкие картинки морских обитателей для создания модели «Подводный мир»)


Конспект НОД в подготовительной группе
«Путешествие в подводный мир»
Программное содержание: Вызвать у детей желание рисовать картинку подводного мира.
Побудить к передаче морского дна путем создания своеобразного колорита, использования выразительных деталей, композиции, передачи образов обитателей моря.
Формировать умение изображать человека в движении (аквалангиста), передовая особенности экипировки (маска ныряльщика, баллоны с кислородом, ласты), характерную позу и движение.
Развивать творческие способности, чувство формы и композиции.
Воспитывать самостоятельность.
Словарная работа: аквалангист, кораллы, кальмар, краб, морская звезда, морской конек, омар, скат, батискаф.Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с обитателями моря, подводных аппаратов, аквалангистов.
Подготовка фона для рисунка с помощью нетрадиционных техник: рисование пеной – вода, кляксография – водоросли, кораллы. Лепка аквалангиста.
Материалы и оборудование
Раздаточный материал: маски с трубками, фотоаппараты, листы формата А3 с заранее нарисованным фоном, гуашь, палитры, кисти.
Демонстрационный материал: игра «На что похожи камни», иллюстрации батискафа и аквалангиста, игра «Узнай морского обитателя», маска ныряльщика, ласты, технологические карты изображения аквалангистов.
Оборудование: «батискаф» - построенный из модулей, ширма с морскими обитателями, аудиозапись с шумами моря.
Ход
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное морское путешествие на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин?
- Посмотрите на берегу, сколько много разнообразных камней на что они похожи? (Показываю «камни» дети называют на что они похожи).

А на чем нам опуститься на морское дно? (варианты ответов детей)
- Я предлагаю путешествовать на батискафе (показ иллюстраций).

Занимайте места (дети садятся в батискаф, построенный из модулей). Все готовы? Начинаем наше погружение. Интересно, что мы увидим? Посмотрите, что там за иллюминатором? (Игра «Узнай морского обитателя»)

Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?
Правильно акваланги. У аквалангистов есть специальное снаряжение: баллоны с воздухом, чтобы долго оставаться под водой и дышать через трубку; маска для глаз, чтобы можно было плавать с открытыми глазами и все рассматривать; ласты для ног, чтобы быстро плавать и не уставать; специальный фотоаппарат или видеокамера, чтобы запечатлеть красивые виды подводного мира. (Показать фотографию аквалангиста в специальном костюме и реальный предмет экипировки маску ныряльщика).

В аквалангах нужно правильно дышать. Давайте потренируемся (дыхательная гимнастика).
Мы сейчас наденем акваланги и выплывем из батискафа, подходят к ширме, где расположены морские обитатели, рассматривают их, называют.
Загадать загадки о морских обитателях:
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенек
Хочет сесть морской …(конек)
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я…(осьминог).
- Кого вы еще увидели? (дети называют). Посмотрите сколько много разных рыб. Чем они отличаются? (Формой туловища, плавников, хвостов, окраской размером).

У вас есть фотоаппараты, вы можете сделать снимки, о том, что интересного вы увидели.
- Пора возвращаться (дети проходят в батискаф, поднимаемся на поверхность, снимают маски).
- Понравилось морское путешествие? А сейчас пройдем в «фотолабораторию», где вы сделаете свои фотографии. (Дети выходят из батискафа, садятся за столы).
- В ваших «фотографиях» будут аквалангисты. Их можно изобразить по-разному в разных позах (показ технологических карт).

А каких морских обитателей вы изобразите, решите сами. Это могут быть: крабы, осьминоги, морские ежи и звезды, между водорослями проплывать глубоководные рыбы, а на самой верхней части листа, вы можете изобразить красавицу медузу.
- Постарайтесь не «перегрузить» вашу работу, ведь все обитатели морского дна не могут встретиться одновременно. Чтобы правильно передать форму морского жителя, вам помогут иллюстрации и открытки с их изображением.
Спросить несколько детей об их замысле. Сказать, что рисовать будем сразу красками, без карандашного наброска.
- Основа для фотографии уже готова. Морскую воду мы нарисовали цветной пеной, водоросли и кораллы «выдуванием из трубочки».
- Чтобы наши пальчики были послушными, сделаем пальчиковую гимнастику «Осьминог»
1,2,3,4,5,6,7,8
(Дети хлопают в ладоши)
Восемь ног у осьминога.
(Вытягивают руки – ладонями вниз, большой палец опущен, шевелят пальцами)
Это мало или много?
(пожимают плечами)
Восемь это много
(Вытянули руки, показали восемь пальцев)
Осьминог бывает разный
(Шевелят пальцами перед грудью)
То он синий, то он красный
(Вытягивают по очереди правую и левую руку ладонями вверх)
А какой он любит цвет?
Кто подскажет нам ответ
Ведь у осьминога,
Все цвета быть могут.
(Пожимают плечами)
В процессе работы напомнить, что сначала нужно нарисовать основные формы всех объектов, а мелкие детали рисовать позже, когда краска подсохнет.
Поощрять детей за внесение интересных дополнений.
Если ребенок будет испытывать затруднения в изображении, какого- нибудь предмета, показать ему соответствующую картинку или задать наводящий вопрос.
В конце занятия сказать, что фотографии получились очень интересные.
Предложим одним детям показать свои рисунки, а другим отгадать, какие морские обитатели встретились на морском дне.
Сравнить 2-3 рисунка с изображением одинаковых обьектов и определить, какой из них более понятен и почему.Обратить внимание на интересные дополнения, выдумку, которые внесли некоторые дети в свои рисунки.
Сказать, что после занятия сделаем фотоальбом «Морское путешествие», который дети могут показать своим друзьям и родителям, поделятся впечатлениями.
А кто не успел, закончить свои работы, могут закончить в свободное время.

НОД в средней группе на тему: "Подводный мир"

Воспитатель: Панкратова Антонина Дмитриевна

Образовательные: Уточнять и закреплять знания детей о морских обитателях.

Развивающие: Развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, умение самостоятельно находить способы украшения костюмов, чувство цвета, эстетическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. Воспитывать заботливое отношение к природе, самостоятельность.

Оборудование: Презентация «Подводный мир»; ракушка с разнообразными предметы для украшения (пайетки, бисер, ракушки, бусинки); пластилин; силуэты морских обитателей, выполненных в технике «пластилинопластики»; ванночка наполненная песком с «сюрпризами».

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку –Антонина Дмитриевна. Положите и вы свои имена в коробку. (собирает имена).
-Когда я была маленькой, меня называли ласково: Тонечка. Я тоже положу это имя в пакет. А вас как ласково называют мамы? Хотите положить и свое ласковое имя в пакет? (собирает имена)
-Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Если дети не предложат, продолжает радостно) Я поймала имя Танечка. Это девочка или мальчик? Где у нас Танечка? Возьми свое имя, Танечка. Очень приятно с тобой познакомиться, Танечка! и т.д.

«Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки - дружные и приветливые».

Релаксация.

Предлагаю вам лечь на ковер, закрыть глаза и представьте будто вы лежите на берегу теплого моря. (Провожу аутотренинг, под музыку для релаксации: "Океанский пляж").

Расслабьтесь, руки лежат свободно вдоль туловища, не напряжены. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Мне хорошо и приятно, рядом со мной мой друзья, я хочу сними дружить, общаться, жить в мире. Я рад, что встретился с удивительным и прекрасным миром.

Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в царство подводного мира. Вы желаете заглянуть в подводный мир? В этом нам помогут волшебная коробочка и волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

с волшебством подружимся.

Хлопнули в ладоши и остановились.

на берегу теплого синего моря мы очутились.

-: Откройте глаза, присядьте на корточки, посмотрите на наше море.

Иногда море тихое, спокойное, как сейчас:

"Не шумит оно, не хлещет,

лишь едва, едва трепещет.

И в лазоревой дали,

Нежный плеск волны..."

Давайте представим, как море едва, едва трепещет:(дети берут ткань за края и слегка её колышут). Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм

"Море вздуется бурливо

зашумит, поднимет вой.

Хлынет на берег пустой

расплеснётся в шумном беге..."

Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны(дети встают, сильнее колышут ткань). Нелегко приходится и подводным обитателям в такие минуты. Но вот, море успокоилось. Давайте мы с вами, опустимся на дно морское и понаблюдаем, за подводными обитателями. Закройте глаза, зажмите нос, присядьте на корточки. Откройте глаза. Вот мы с вами очутились в подводном царстве. (Слайд).

-Беседа:

Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюск с волшебными раковинами. Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?

Загадки (появляются на слайде обитатели моря)

1. Через море- океан плывет огромный великан

и с судна видит капитан: на великане бьет фонтант(кит).

Это самое большое животное в мире. многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках его говорят "Чудо- юдо"

2 . Что за дивная лошадка? очень странная повадка:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг - (морской конек)

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3 . Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - (осьминог)

Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4 . Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина(акула)

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

5 . Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель. (черепаха).

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

6 . Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет(морская звезда)

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода(медуза)

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?(морские обитатели)

Дидактическая игра Собери картинку:

Рисование морское животное на манке:

Детям предлагается нарисовать пальчиком на манке любое морское животное. Каждый рисунок комментируется детьми. Я рисую.......

ФИЗКУЛЬМИНУТКА под музыкальное сопровождение (синтезатор)«Поймай рыбку по признакам»

Подготовка к игре: разложить рыбок.

Игрок бросает кубик.

звучит музыка (на сентезаторе). Дети быстро собирают в одну емкость рыбок на которой нарисован тот или иной знак который на кубике. .

Ребята мы уже задержались в гостях и нам пора возвращаться в детский сад. Обратное превращение. Встанем в круг, зажмём носы, закроем глаза и вынырнули. (Дети приседают с закрытыми глазами под музыку и встают).

В: Вам нравилось в подводном царстве?

От подводного царства нам осталась только вот эта картина, что бы мы помнили, что есть жизнь не только на земле, но и под водой.

Но здесь чего то или кого -то не хватает?

Ответы детей.

В: Я предлагаю сделать нам рыбок и пустить их в подводное царство жить. Но сначала мы подготовим наши руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок».

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб).

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем).

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают).

Изобразительная деятельность.

Посмотрите, какие красивые рыбки. Ребята, как вы думаете,
рыбки видят нас? (да, видят, у них есть глаза).
-А как лучше назвать глаза рыбки: глаза, глазищи или глазки? Почему?
(глазки, они у рыбки маленькие).
-Где расположены глаза у рыбок? (глаза у рыбок расположены на голове)
-Что еще есть на голове у рыб?
-Зачем рот рыбке?
-А что еще рыбки умеют делать кроме того, что едят, смотрят?
-С помощью чего рыбы плавают?
-Где находятся плавники?
-Чем покрыто тело рыбы?
-Чешуя защищает рыб от повреждений.

Чешуя сверкает, переливается на свету. И чтобы наши рыбки были красивыми, мы им сделаем чешую.

Предлагаю выполнять парную работу в различных техниках. Комочки из салфеток, пайетки из пластилина, арбузные семечки, окрашенные крупы. Выберите сами материал из которого вы будете делать чешую для рыбки и саму рыбку.

Когда ваши рыбки будут готовы, вы подходите ко мне, и мы с вами заселим наше подводное царство рыбками.

А сейчас мы запустим наших красивых рыб в наш замечательный аквариум, который мы сделали раннее.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем рыбок запускать.

В наш аквариум глубокий.

Мы запустим их сейчас.

Рыбки плавают по кругу

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбы сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбѐшек – дом родной.

Дальнейшая работа

Составить общую композицию (коллаж) – «Разноцветные рыбки»

Заключительная часть:

Ребята, мне очень понравились ваши рыбки. Наши рыбки не будут скучать, будут резвиться и играть вместе.

· А вам понравилось украшать рыбок? Какая рыбка понравилась больше всего? Чем она понравилась? У какой рыбки больше всего чешуек? Какая рыбка самая красивая? Почему она вам понравилась?

Что вы расскажете своим друзьям, маме, папе?

Вы, молодцы, у нас с вами получился очень красивое подводное царство.

Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы …….

А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания

Педагог А мне пора с вами прощаться, вы мне очень понравились. О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «В музее подводного царства»


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «В музее подводного царства» с использованием музейной педагогики. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Этот конспект познавательного характера, направленный на развитие у детей любознательности, интереса к тайнам морских глубин и его обитателям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «В музее подводного царства».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Цель: Систематизировать знания детей о море и морских обитателях.
Программное содержание :
Обучающие задачи:
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;
- ввести понятия – «кораллы», «коралловые рифы», «кристаллы», «ласты», «щупальца»;
- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы;
- развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска, магниты;
- иллюстрации с изображением морских обитателей;
- посылка с ракушками, письмом и загадками Морского Царя;
- глобус;
- крупная соль, кристаллы морской соли, фрагменты кораллов;
- экспонаты морских обитателей: акулы, морской звезды, черепахи, ежа.
- аудиозапись шума моря;
Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? Для чего она на морском дне? (Она может служить домиком для улиток и некоторых других морских животных). Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды. Где лежат ракушки? (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят). - Какую форму имеет ракушка? (Необычную, причудливую) Правильно. А таят они в своих изгибах
...и шорох звёздной кометы,
И шепот ушедшего лета,
И горсточку лунного света.

Глядя на ракушки, можно вспомнить или представить много всего красивого и необычного.
А как вы думаете, кто же их прислал? (Варианты ответов детей) Конечно же, это Морской царь Нептун. А вот и письмо для нас.
«Дорогие ребята! Пишет вам Морской Царь.
Донесли мне мои русалки, что в вашем саду живут ребята, которые интересуются подводным миром. И захотелось мне пригласить вас в мой «Музей подводного царства» где вы можете ознакомиться с обитателями моря, а заодно и проверить, хорошо ли вы знаете морских животных. Я для вас приготовил загадки, а отгадки вы можете рассмотреть. С уважением к вам, Морской Царь»
Воспитатель: - Ребята, морской царь приглашает нас на экскурсию в свой музей.
Но нам нужно отгадать его загадки. Слушайте первое задание.
«На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны»
Что же это такое? (Глобус)
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли) Подойти к глобусу, рассмотреть и раскрутить его.

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?
Ответы детей.
Воспитатель :
Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
Воспитатель: Какие вы знаете моря?
Ответы детей.
Воспитатель:
Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Их очень много и всех невозможно перечислить.
А какая вода в море, можно ли ее пить?
Ответы детей.
Воспитатель:
А где можно применять морскую воду?
Ответы детей.
Воспитатель:
Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.
воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль,
Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли
дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)
Имеют ли запах (нет).
Воспитатель : Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.
Воспитатель: Отгадываем следующую загадку
Эта рыба - хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
Дети рассматривают акулу
Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.
Воспитатель: Следующая загадка:
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик - ... (рыба-еж)
Дети рассматривают морского ежа.
Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справляетесь с заданиями, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы на море…
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
Качает вода соленая
Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные
движения вперед
На волнах качаются
Солнцу улыбаются Руки вверх
Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такая
Он в воде цветок, как пламень,
а на суше-сразу камень.
Драгоценным тут же стал.
Дети, это кто …….. (коралл)
Что же такое коралл?
Кораллы - это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.
Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется - «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным.

А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это?
Дети: Морская звезда.
Дети рассматривают морскую звезду.
Воспитатель: Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? (Ответы детей уточняются)
-Правильно, морская звезда - животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает - становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)
Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда - хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.

А вот еще один морской обитатель. Кто это?
Дети: Морская черепаха
Воспитатель: Это – самая необычная обитательница моря. У нее на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде она очень подвижна и грациозна, а по суше передвигается медленно-медленно. Если ее перевернуть на спину, то она так и останется лежать, потому что сама перевернуться не сможет.
Воспитатель: А ещё каких морских обитателей вы знаете?
Показывает иллюстрации. Дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, кальмар, морская черепаха, осьминог, медуза, дельфин, краб и т.д.
Мир моря очень многообразен, интересен и нам предстоит узнать еще много нового. Но об этом в другой раз, а пока мы побывали в «Музее Подводного царства». Понравилось ли вам в музее? Что вы там видели, о чем и о ком вы узнали? Что запомнилось вам больше всего?
Вот и закончилась наша экскурсия в музей. И я надеюсь, что нас пригласят и в другие музеи, а их очень много и мы их посетим обязательно!

В рамках районной акции, посвященной году охраны окружающей среды, в нашем детском саду «Снежинка» были спланированы и проведены различные мероприятия, среди которых и показывала открытое НОД познавательного цикла на тему «Подводный мир». Выбрала именно тему для того, чтобы наши дети, проживающие в северных регионах страны, могли более подробно узнать о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

НОД Познание «Подводный мир» (старшая группа)

Цель : Закрепление первоначальных представлений о море.

Задачи:

  • Закрепление первоначальных представлений о море
  • Формировать знания об обитателях морского дна
  • Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

Материал : аудиозапись «Шум моря»; «Крик дельфина», фотографии морских обитателей, маски для подводного плавания, голубая ткань, макет корабля, телеграмма.

Предварительная работа : беседы на тему: «Морские обитатели». Рассматривание фотоиллюстраций с картины И.К. Айвазовского «Черное море», рисование.

Методические рекомендации : это занятие рекомендую воспитателям МБДОУ для ознакомления детей с подводным миром. Совет по проведению занятия: информацию, которую детям вы рассказываете, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания, желательно провести предварительную работу: чтение художественной литературы по теме, рассмотрений презентаций и если это возможно сводить детей в океанариум.